Односемейный памятник доисторической культуры

Чагырские неандертальцы побили мировой рекорд

Выдать молодую девушку замуж, отправив жить в чужую семью,— это не старинная народная традиция, а доисторическая черта неандертальской культуры. Это выяснила международная группа исследователей в ходе генетического анализа ДНК костных фрагментов неандертальцев из Чагырской пещеры на Алтае. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Мария Роговая

Международная группа ученых в Чагырской пещере

Давние коллеги новосибирских археологов из Института археологии и этнографии СО РАН — генетики из Института эволюционной антропологии Макса Планка обнаружили, что некоторые фрагменты костей принадлежат одним и тем же индивидам, а некоторые — очень близким родственникам, например, отцу и дочери. По современным меркам, в Чагырской пещере жила большая семья неандертальцев.

80 костей и сотни тысяч каменных орудий

Проведенное исследование дало ученым основание полагать, что неандертальцы проживали очень компактными группами близких родственников — в пределах 10–20 человек. Всего на материалах из Чагырской пещеры, на основании 17 останков, из которых получилось успешно извлечь древнюю ДНК, ученым удалось собрать 13 полных (ядерных) неандертальских геномов — 7 мужских и 6 женских, включая 5 подростков.

— 80 фрагментов костей и сотни тысяч каменных орудий неандертальцев — это самая большая коллекция материала из одной пещеры,— рассказала корреспонденту «Ъ-Наука» руководитель исследований в Чагырской пещере, доктор исторических наук, профессор РАН Ксения Колобова.— До этого на Алтае были обнаружены останки неандертальцев в пещере Окладникова в 1984–1987 годах. Тогда это была первая находка неандертальцев на Алтае.

Ближайшие от Алтая неандертальцы второй волны были обнаружены на расстоянии в 2,5 тыс. км (в Поволжье). Трудно составить детальную карту этих миграций, поскольку костные останки такого возраста хорошо сохраняются только в пещерах. Зато мы можем безошибочно идентифицировать присутствие этого вида древнего человека по характерному только для него способу обработки и форме каменных орудий. Наличие плоско-выпуклых бифасов — это неизменный признак культуры поздних европейских неандертальцев, причем количество этих орудий в общей массе артефактов практически на всех стоянках с высокой точностью составляет 25%.

Такое большое количество анализов древней ДНК в одном исследовании ранее никогда не проводилось. Всего год назад во всем мире было расшифровано лишь 4 ядерных неандертальских генома, один из которых тоже был «чагырский», а сегодня 14 расшифрованных геномов родом из Чагырской пещеры. Еще 10 останков костей для данного исследования было взято из архивных материалов пещеры Окладникова, где раскопки велись в 1980-е годы.

Технология извлечения и анализа древней ДНК за последние годы достигла такого невероятного уровня, что из фрагментов, пролежавших в хранилище почти 40 лет, генетикам удалось получить информацию. А с 2020 года анализу ДНК исследователи стали подвергать осадочные пещерные породы, содержащие большое количество невидимых глазу органических частиц древних людей — от костной пыли до экскрементов. С этого момента о присутствии древнего человека стало можно судить без обнаружения его останков. Именно так ученые выяснили, что в Денисовой пещере обитал Homo sapiens, хотя его костей там до сих пор не обнаружено.

Все дороги вели на Алтай

В начале III тысячелетия археологам всего мира стало совершенно очевидно, что эволюция происходила нелинейно, и разные виды древних людей, более или менее архаичные по происхождению, могли существовать одновременно на разных территориях, а иногда они встречались, образуя гибриды, как произошло на Алтае. Картинка из старого школьного учебника, изображающая эволюцию обезьяны в человека, сильно упрощала и искажала непростую историю происхождения Homo sapiens. После ряда археологических и генетических открытий оказалось, что даже внутри одного вида на протяжении нескольких десятков тысяч лет происходили достаточно заметные для науки эволюционные изменения.

Это наследственное Это наследственное

Разборки с братьями, сыновьями и даже внуками среди Рюриковичей

Станислав Дробышевский: «Человек может поменять себя в нужном направлении» Станислав Дробышевский: «Человек может поменять себя в нужном направлении»

Антрополог Станислав Дробышевский — об адаптации человека к современному миру

Нечаянный император Нечаянный император

Николай I — царящий надо всеми жандарм, исполняющий свой государственный долг

Бот вместо психотерапевта: научится ли искусственный интеллект лечить душу Бот вместо психотерапевта: научится ли искусственный интеллект лечить душу

Смогут ли нейросети заменить психотерапевтов?

Партнёры-соперники Партнёры-соперники

Как ни готовься к войне, она практически всегда наступает внезапно

У нас так принято У нас так принято

Любимые традиции – понятие, не лишенное магии.

Оплакать потерю и протанцевать боль: 7 стратегий против любовной тоски Оплакать потерю и протанцевать боль: 7 стратегий против любовной тоски

Попробуйте семь стратегий освобождения и посмотрите в будущее с улыбкой

Как жизнь и работу художников изменили нейросети Как жизнь и работу художников изменили нейросети

Чем недовольны художники и что они говорят об искусственном интеллекте

Слова вместо нот Слова вместо нот

Генеративная музыка: как создать хит по собственному вкусу

Возможна ли любовь по переписке: история читательницы и мнение юнгианского аналитика Возможна ли любовь по переписке: история читательницы и мнение юнгианского аналитика

Можно ли полюбить, не зная человека в реальной жизни?

Мексиканские маски смерти, полная Луна и гламурный Островский. Интервью с режиссером Данилом Чащиным Мексиканские маски смерти, полная Луна и гламурный Островский. Интервью с режиссером Данилом Чащиным

Режиссер Данил Чащин рассказал о том, могут ли спасти брак жестокие игры

Равные возможности для творчества. Как в России меняются библиотеки и создаются центры для развития талантов Равные возможности для творчества. Как в России меняются библиотеки и создаются центры для развития талантов

Как устроен формат новых модельных библиотек

Настоящий кошмар: реальные истории, ставшие основой известных фильмов ужасов. Эти события вас шокируют! Настоящий кошмар: реальные истории, ставшие основой известных фильмов ужасов. Эти события вас шокируют!

В основу многих хорроров действительно легли реальные события

Один фрукт, а здоровья на год вперед! Врач раскрыла все полезные свойства мандаринов Один фрукт, а здоровья на год вперед! Врач раскрыла все полезные свойства мандаринов

Как правильно есть мандарины без вреда для здоровья

Михельсон и пустота: что не так с Домом культуры «ГЭС-2» за $470 млн Михельсон и пустота: что не так с Домом культуры «ГЭС-2» за $470 млн

Почему Дом культуры «ГЭС-2» называют мертворожденным и лишенным смыслов?

Способ снизить риск заражения гриппом: совет иммунолога Способ снизить риск заражения гриппом: совет иммунолога

Что нужно делать, чтобы избежать гриппа? Закаляться? Пить витамин Д?

12 лет на пороге смерти: душераздирающая история мальчика, который всю свою жизнь прожил в пузыре 12 лет на пороге смерти: душераздирающая история мальчика, который всю свою жизнь прожил в пузыре

Дэвид Веттер прожил всю жизнь в стерильном пузыре из-за отсутствия иммунитета

Как выбрать по-настоящему теплую зимнюю куртку Как выбрать по-настоящему теплую зимнюю куртку

Исчерпывающий гайд о том, как купить верхнюю одежду на зиму и замерзнуть

Жизнь на Никте: отрывок из романа о разрушительной силе социальных сетей Жизнь на Никте: отрывок из романа о разрушительной силе социальных сетей

Отрывок из книги Луизы Саумы «Все, чего ты хотела»

Центральный федеральный округ Центральный федеральный округ

Центральный округ лидирует в первую очередь — по обороту

8 фэшн-правил, которые нужно нарушить, чтобы быть по-настоящему модной: мнение стилиста 8 фэшн-правил, которые нужно нарушить, чтобы быть по-настоящему модной: мнение стилиста

Развенчаем самые главные стереотипы об одежде

Отмазочные материалы: самый полный гид по мужским оправданиям (от автора оправданий!) Отмазочные материалы: самый полный гид по мужским оправданиям (от автора оправданий!)

Женщина говорит загадками, а мужчина — отмазками

Трудности перевода. Рейтинг лучших онлайн-переводчиков Трудности перевода. Рейтинг лучших онлайн-переводчиков

Разбираем преимущества и недостатки популярных онлайн-переводчиков

Что нашли «Вояджеры» за пределами Солнечной системы: поразительные открытия Что нашли «Вояджеры» за пределами Солнечной системы: поразительные открытия

Открытия «Вояджеров» навсегда изменят наше представление о космосе

Анна Ахматова: сложное сердце Анна Ахматова: сложное сердце

Можно ли поведать историю Анны Ахматовой через ароматы?

Как провести новогодние праздники без алкоголя: лайфхаки, которые помогут тебе расслабиться Как провести новогодние праздники без алкоголя: лайфхаки, которые помогут тебе расслабиться

Возможно ли в Новый год обойтись без спиртного?

Запчасти для людей Запчасти для людей

Как ученые научились делать искусственные органы

Возвращение на Пандору: как Джеймс Кэмерон повторяет сам себя в «Аватар: Путь воды» Возвращение на Пандору: как Джеймс Кэмерон повторяет сам себя в «Аватар: Путь воды»

Почему «Аватар: Путь воды» — важнейшее кинособытие за десятилетие

Отдыхая отдыхай Отдыхая отдыхай

Почему так тяжело отпустить работу и погрузиться в сладкое ничегонеделание?

Новый очаг