Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета»

Герой пьесы Чехова «Три сестры» постоянно напевает странную песенку. К чему она?

Наука и жизньКультура

Та-ра-ра-бумбия и «Драма железнодорожного билета»

Иван Романович Чебутыкин — герой пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры» — постоянно напевает странную песенку «Та-ра-ра-бумбия». К чему она?

Доктор филологических наук Иван Пырков

Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет актрисы и певицы Эмили-Мари Бушо. 1895 год. Музей искусства «Метрополитен», Нью-Йорк.

В драматургии Чехова сильны «подводные течения»: самое важное остаётся недосказанным. И, к сожалению, подтекстовый смысл несуразной чебутыкинской припевки современному читателю и нынешнему зрителю не очень понятен.

«Три сестры» поначалу приняли далеко не все читатели и зрители: фабулы практически нет, сюжет размыт, мотивировки героев не ясны. Почему, в самом деле, сёстры, стремящиеся вырваться из уездного города, просто не могут купить билет, сесть в поезд и поехать в столицу? Что им мешает? «Мы не видим реальной причины, — писал публицист и критик А. И. Богданович, — которая мешала бы им (сёстрам. — И. П.) осуществить свою мечту». Её не видят и такие театральные обозреватели, как И. П. Игнатов, М. С. Ольминский и многие другие. Выдающийся специалист в области психологии искусства Л. С. Выготский в знаменитой книге «Психология искусства» обобщил первые отклики на чеховскую пьесу, увидев в них попытку свести всю многомерность и художественную глубину «Трёх сестёр» к «драме железнодорожного билета». В самом деле, «Москва у Чехова — это образ мечты, это ”не станция ”Москва-пассажирская” или ”Москва-товарная”. Это — Москва-символическая… На такую станцию билетов… не продают».

Cёстры не едут «в Москву», они продолжают оставаться… чужими в своём собственном доме. Точно так же, если разобраться, как хозяева вишнёвого сада почему-то не продают его часть под дачи, чтобы спасти тем самым от полной вырубки… Антон Павлович видел в таких ситуациях, когда бездействие ведёт к драме, не драму как раз, а комедию или даже… водевиль. Только особый, «чеховский» водевиль, где на первый план выходит лирическое звучание темы.

Режиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко сумели уловить тонкий настрой пьесы и создать особую чеховскую атмосферу в Московском Художественном театре, где 31 октября 1901 года и началась богатая сценическая история «Трёх сестёр». Они оба, независимо друг от друга, вспоминали, что Чехов называл пьесу «весёлой комедией» и «водевилем».

И тут самое время подробнее представить Ивана Романовича Чебутыкина — наиболее водевильного персонажа во всей пьесе. Ну кто бы ещё кроме Ивана Романовича придумал подарить Ирине серебряный самовар. Бывает, как мы знаем, «самоварное золото», а бывает — и самоварное серебро! Самовар — символ дома, очага, но Прозоровым их губернский дом не мил, и чебутыкинский жест оказывается прекрасно-бессмысленным. Доктор постоянно совершает неуклюжие поступки, говорит невпопад, не слышит или не хочет слышать собеседников. «Бальзак венчался в Бердичеве», — сообщает он собеседникам непонятно зачем и по какому поводу. Но фразы его не исчезают, а как бы зависают в невесомости разобщённости. Пластика его образа сродни танцу с неочевидным ритмом. Газетой в руках он отгораживается от повседневности и в то же время оказывается — волей или неволей — причастным к узловым эпизодам разворачивающейся драмы. Вот он неуместной репликой развенчивает монолог Ольги: «…радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно». Иван Романович (смеясь): «Чёрта с два!» Будто в неуклюжей попытке вырваться из силков времени, он роняет фарфоровые часы, которые немедленно разбиваются, и зачем-то при этом восклицает: «Вдребезги!» Кулыгин, учитель гимназии, муж Маши, подбирает осколки и журит Чебутыкина, как гимназиста: «Разбить такую дорогую вещь — ах, Иван Романыч, Иван Романыч! Ноль с минусом вам за поведение!» Ирина грустно замечает: «Это часы покойной мамы». Чебутыкин, как будто бы не улавливая грусти, произносит странную, непонятную до поры фразу: «Мамы так мамы. Может, я не разбивал, а только кажется, что разбил. Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет».

И раз за разом Иван Романович зачемто повторяет куплет: «Та-ра-ра-бумбия… Сижу на тумбе я…» Заметим: герой даже в драматических обстоятельствах остаётся ему верен:

Ольга (обнимает Ирину). Ужасный сегодня день… Я не знаю, как тебе сказать, моя дорогая…

Ирина. Что? Говорите скорей: что? Бога ради! (Плачет).

Чебутыкин. Сейчас на дуэли убит барон.

Ирина. Я знала, я знала…

Чебутыкин (в глубине сцены садится на скамью). Утомился… (Вынимает из кармана газету.) Пусть поплачут… (Тихо напевает.) Та-ра-ра-бумбия… сижу на тумбе я…»

Автор не в первый раз использует этот рефрен. Ещё в рассказе «Володя большой и Володя маленький» (1893) «Та-ра-рабумбия» звучит из уст сына очередного чеховского военного доктора. Видимо, для Чехова обращение к странной «…бумбии» не случайно, значит, здесь должен быть какой-то скрытый смысл.

Художник В. Г. Серебровский. Плакат к спектаклю «Три сестры». Театр им. Максима Горького, Магдебург (ГДР, 1979 год).

В примечаниях к Полному собранию сочинений и писем писателя приводится объяснение: «Возможно, это русская транскрипция припева известной французской песенки — своеобразного гимна парижского полусвета XIX века». Но почему именно Чебутыкин озвучивает в пьесе этот «гимн»?

Звучная «та-ра-ра-бумбия» восходит к имени балаганного актёра и солдата Таррара (1720—1798), прославившегося обжорством и цирковыми трюками. После смерти Таррара его имя закрепилось в звукоподражании «Таррар-бом-ди-эй», передающем раскаты фанфар, и было обыграно сначала в мюзиклах нью-йоркского Бродвея, а чуть позже в знаменитых куплетах англичанки Лотти Коллинз (Tivoli Music Hall, 1891 год), где припев повторялся восемь раз. После выступлений, имевших оглушительный успех, блистательную Лотти прозвали «мисс Та-ра-ра-бумбия». Ну а далее — Париж, песенку напевает Эмили-Мари Бушо, запечатлённая на картинах гениального Тулуз-Лотрека. Псевдоним у Эмили был красивый — Полер, Полярная звезда, она и правда была звездой парижского варьете «Фоли-Бержер» и зажигательно исполняла модную песенку: «Я девушка из хорошей семьи, с миленькой живой мордашкой, которая получила хорошее монастырское воспитание, — пела Полярная звезда и добавляла не без кокетства: — Меня прозвали сумасбродной, потому что вместо того, чтобы слушать урок и прилежно писать диктант, я, не стесняясь, повторяла: «Тама-ра-бум-ди-э!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Память — главная функция мозга Память — главная функция мозга

Отвечает директор Научного центра неврологии РАН академик Михаил Пирадов

Наука и жизнь
«Кто-то медленно съедает редкий текст, который я еще не прочитал». Репортаж из Томбукту, города книг и страха «Кто-то медленно съедает редкий текст, который я еще не прочитал». Репортаж из Томбукту, города книг и страха

Древний Томбукту на западе Африки хранит редчайшие старинные манускрипты

National Geographic
Судьба телескопа Судьба телескопа

Зонд Hubble проработал на орбите 30 славных лет – но что ждет его дальше?

Популярная механика
24 часа с Романом Варниным 24 часа с Романом Варниным

Фронтмен группы «Мальбэк» провел с Cosmo наполненный счастливыми моментами день

Cosmopolitan
Сидящие под дождём Сидящие под дождём

У насекомых и пауков особые взаимоотношения с окружающим миром

Наука и жизнь
Выдающаяся фантастика о взлетах, падениях и развитии цивилизации Выдающаяся фантастика о взлетах, падениях и развитии цивилизации

Подборка самых интересных романов о взлетах и падениях цивилизаций будущего

Популярная механика
Денежная пробка Денежная пробка

Почему в российской экономике рублей много, а роста нет

Forbes
Пока сидим дома: 10 длинных (и великих) сериалов, на которые стоит потратить время Пока сидим дома: 10 длинных (и великих) сериалов, на которые стоит потратить время

Только современная классика — смотрим, пересматриваем, вдохновляемся и смеемся

Esquire
И тепло, и в розах И тепло, и в розах

Как сейчас производят национальный символ России — павловопосадский платок

Огонёк
Америка, Европа и Азия: как объехать весь мир, не выходя из дома Америка, Европа и Азия: как объехать весь мир, не выходя из дома

Как посмотреть на основные достопримечательности мира не выходя из дома

Популярная механика
Научный расизм Научный расизм

Исторический фашизм принадлежит определенной эпохе и одной стране

Эксперт
5 привычек, опасных для мозга (от них нужно срочно избавиться) 5 привычек, опасных для мозга (от них нужно срочно избавиться)

Мозг — один из самых главных органов в твоем теле

Playboy
15 способов борьбы с тревогой во время эпидемии 15 способов борьбы с тревогой во время эпидемии

Страх потерять работу, лишиться денег перерастает в постоянную тревогу

Psychologies
Таламус поучаствовал в принятии вероятностных решений Таламус поучаствовал в принятии вероятностных решений

Ученые выяснили, как определяется принятие вероятностных решений

N+1
Ультрапортативный прибор определил мутации при помощи смартфона Ультрапортативный прибор определил мутации при помощи смартфона

Ученые создали портативное устройство для анализа ДНК

N+1
Час быка Час быка

Венгерские серые быки играли важную роль в культуре и экономике Венгрии

National Geographic
«Яндекс» собрал фотоархив «Рунет в лицах» — с Воложем, Носиком, Касперским, Гришиным и другими «Яндекс» собрал фотоархив «Рунет в лицах» — с Воложем, Носиком, Касперским, Гришиным и другими

Подборка архивных фотографий людей русскоязычного интернета из 1990-х и 2000-х

VC.RU
Новый род вымерших зубастых хищников обнаружен в Швейцарии Новый род вымерших зубастых хищников обнаружен в Швейцарии

Палеонтологи нашли и изучили останки вымершего животного эпохи эоцена

National Geographic
Спасите наши души Спасите наши души

О профессии будущего — spiritual worker

Tatler
Как не испортить осанку, работая дома Как не испортить осанку, работая дома

Запомните: диван и ноутбук – ваши главные враги

GQ
10 грязных приемов в истории рекламы 10 грязных приемов в истории рекламы

Современная реклама — просто кладезь нравственности и чистоты

Maxim
Том Хэнкс Том Хэнкс

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Esquire
Девушка, оправдавшая надежды Девушка, оправдавшая надежды

За ангельской внешностью Кэри Маллиган скрывается неожиданная решительность

Glamour
Быт военного времени Быт военного времени

Вторая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

Дилетант
Как поцеловать девушку в первый раз (инструкция) Как поцеловать девушку в первый раз (инструкция)

Условия для первого поцелуя должны быть идеальными

Maxim
Прожить 100 лет — легко! 8 фактов о здоровье сердца, которые ты должна знать Прожить 100 лет — легко! 8 фактов о здоровье сердца, которые ты должна знать

О сердце нужно заботиться постоянно!

Cosmopolitan
«20 кг любви»: истории людей, взявших питомцев с улицы «20 кг любви»: истории людей, взявших питомцев с улицы

Личные истории москвичей, которые взяли собак и кошек из приютов и не пожалели

Psychologies
Танцуй, пока под водой Танцуй, пока под водой

Больше чем спорт, отчасти искусство, отчасти психологическая практика

Psychologies
«Переиграл сам себя»: Bloomberg рассказал о «болезненной уступке» Путина в нефтяной войне с саудовцами «Переиграл сам себя»: Bloomberg рассказал о «болезненной уступке» Путина в нефтяной войне с саудовцами

Владимир Путин «переиграл сам себя», когда отказался от сокращения добычи нефти

Forbes
«Это звоночек — стань эффективнее» «Это звоночек — стань эффективнее»

Как малому и среднему бизнесу оперативно встать на рельсы цифровизации

РБК
Открыть в приложении