Четыре месяца царь Пётр вел следствие, выбивая из сына показания пытками

ДилетантИстория

Дыба и кнут царевича Алексея

В феврале 1718 года Алексея Петровича выманили в Россию, в конце июня он был осуждён и умер в тюрьме. Все эти четыре месяца царь Пётр вёл следствие, пристрастное во всех смыслах этого слова, выбивая из сына показания чудовищными пытками.

Сергей Бунтман

Портрет царевича Алексея Петровича. Иоганн Готфрид Таннауэр, 1710-е годы

Тем, кто хочет подробно узнать, как проходило дознание, советую внимательно прочитать книгу великолепного историка Евгения Анисимова о политическом сыске в России XVIII века. Она так и называется: «Дыба и кнут». Здесь же мы, жалея нервы читателя, постараемся лишь поверхностно описать те «простые и надёжные» способы добиться признания вины от тех, кто попадал в застенок.

Пытка в петровской державе оставалась непременным условием получения доказательств. По сравнению с прошлым столетием её применение, как и другие стороны государственной жизни, несколько упорядочилось. Воинский артикул, регламентировавший и гражданскую жизнь, освобождал от истязаний дворян, высокопоставленных бюрократов, стариков, недорослей и беременных женщин. Но это не касалось преступлений, считавшихся политическими. Поэтому Алексей Петрович, обвинявшийся в злоумышлении против отца и планах захвата власти, не мог избежать встречи с орудиями пытки.

Дыба была первым способом получения показаний. Человека подвешивали. Существовали разные способы «виски»: с руками, связанными спереди или сзади, разведёнными в стороны верёвками, пропущенными через кольца в потолке, с грузом на ногах или без. Беспомощный голый человек с вывернутыми суставами мог рассказать всё что угодно. Мог,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении