Можно ли охватить несколькими предложениями дачный мир?

Наука и жизньИстория

Дачное время

Доктор филологических наук Иван Пырков

К. А. Коровин. За чайным столом. 1888 год. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова.

Несколько лет назад в журнале уже была статья на дачную тему. Публиковалась она под рубрикой «Рассказы о повседневном» и называлась «Дача — символ жизни нашей», её автор — кандидат исторических наук Олег Елютин (см. «Наука и жизнь» № 4, 2014 г.). Казалось бы, тема закрыта, нужна ли новая статья? Но она поступила в редакцию, и мы решили не отказываться от неё.

В оригинале заголовок был другой: «Под сенью дачного сада». Имелся также подзаголовок: «Образ дачи в нашем культурном сознании». Начиналась статья с вопросов: «Можно ли охватить несколькими предложениями дачный мир? И что же такое всё-таки дача, как глубоки её корни, как и когда удалось ей войти в культурно-бытовой обиход целой страны? И почему сама дачная атмосфера настолько ярко отразилась в русской литературе? Давайте поищем ответы вместе».

Итак…

Читатели помнят, конечно, как Ермолай Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад» предлагает Раневской единственно рациональный, как ему представляется, шаг по спасению старинной усадьбы — «вишнёвый сад и землю по реке разбить на участки и отдавать потом в аренду под дачи». И в итоге иметь «самое малое двадцать пять тысяч дохода». Разумеется, Любовь Андреевна Раневская, Гаев, Варя и Аня никогда не согласятся торговать священным для них пространством, где всё дышит прошлым, всё родное — и детская, и беседка, и каждое деревцо, и даже «многоуважаемый шкаф». Сама мысль о том, что какие-то чужие люди будут являться сюда, суетиться, селиться на лето, бесцеремонно ходить, нарушать границы, — невозможна для Раневской и людей её семейного круга.

Практика превращения усадьбы в дачу, начавшаяся примерно со второй половины XIX века, к концу столетия распространилась весьма широко. Например, газета «Новости дня» от 17 апреля 1892 года сообщает, что имение князя М. С. Голицына, где имеется великолепный парк и устроены удобные купальни, сдаётся под дачи. Оговаривается и цена: от 200 до 1300 рублей. На лето мог сдаваться дачный флигель, мог даже специально быть надстроен второй этаж. Чехов и сам в 1888 и 1889 годах проводил лето в западном флигеле усадьбы Линтварёвых, на берегу живописной реки Псёл.

Страстный рыболов и ценитель загородной жизни Антон Павлович пишет замечательному поэту А. Н. Плещееву, приглашая его к себе, на дачу: «Псёл река глубокая, широкая, богатая рыбой и раками... На моей даче имеется ещё пруд с карасями, отделённый от реки плотиной. Дача расположена у подошвы горы, покрытой садом».

Чехов всегда мечтал о большом саде, который сам бы, своими руками, посадил, за которым бы ухаживал. И когда было куплено Мелихово, он осуществил свою мечту. В июне 1892 года он сообщает в письме к архитектору Фёдору Шехтелю, что «заказал 50 вишнёвых дерев и 100 кустов сирени». Вот как вспоминает об этом счастливом для Антона Павловича времени его брат, Михаил: «Обычно ранним утром он выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево или розовый куст: то подрежет сучок, то поправит веточку, а то долго сидит у ствола и что-то наблюдает на земле». Глубоко и тонко понимая природу, Чехов обрёл в Мелихове истинное вдохновение, и «мелиховский период» его жизни отразился в таких шедеврах, как «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Дом с мезонином», «Крыжовник», «Вишнёвый сад»…

Дача действительно могла вырасти из усадьбы, иметь, так сказать, усадебные корни. Но есть и другая отметка в садоводческой книжке истории.

Ещё в XVII веке в обиход вошло существительное «дача», которое обозначало земельный участок, получаемый от государства. Первые земельные участки неподалёку от столицы даровал своим приближённым Пётр Великий. Даровал и из милости — за государственные заслуги, — и из чисто петровского здорового прагматизма: необходимо было держать приближённых в поле видимости, чтобы в любой момент, даже посреди лета, можно было вызвать их во дворец, призвать к делам. И вот вдоль дороги на Петергоф, в самых живописных местах близ Северной столицы весело застучали топорики и запели рубанки: начали строиться первые в нашей истории дачи. Отправляется Пётр Великий в загородный дворец, например, и посматривает зорко — как там его высокопоставленные подданные обживаются-строятся, какой ведут образ жизни. И после Петра строительство дач продолжалось. Дачи Меншикова, Новознаменская дача Апраксиных, дачи в Петергофе, Царском Селе, Павловске.

Конечно, первые дачи походили скорее на роскошные дворцы с каскадами прудов и парками. Шесть соток? Нет, чуть поболе. При Петре земельные участки дарились шириной в 100 саженей (примерно 213 метров) и длиной в… версту. Это ж сколько картошки посадить можно! К слову, есть предположение, что Пётр предлагал владельцам первых, дарованных им дач начать эксперимент по выращиванию «земляных яблоков», или голландских клубнеплодов. Так что картошка в России — ровесница дач. Есть в этом, пожалуй, какой-то ментально значимый символический подтекст.

Лиза и Лаврецкий. Иллюстрация М. Э. Андриолли к роману «Дворянское гнездо», 1876 год. Собрание сочинений И. С. Тургенева в 12 томах. Москва, Гослитиздат, 1954, т. 2.

Обратим внимание на коренные различия между усадьбой и дачей в русском языке. Дача — «дарение», «дар», а усадьба — от слова «усадище», так назывался господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом, к усадьбе относящийся (по словарю В. И. Даля). Усадьба — от «усадити», «посадить». Усадьба ориентирована на вечные ценности, на «память рода», она, именуемая с лёгкой руки И. С. Тургенева «дворянским гнездом» и ведущая свою высокую родословную от передаваемых из поколения в поколение «вотчин» (или «отчин», как говорили в XIII веке), тяготеет к устойчивости, постоянству и замкнутости. Можно ли представить обломовцев, идущих к железной дороге и запальчиво обсуждающих городские новости? Можно ли представить, как Лиза Калитина уезжает в город? Нет, город далёк, он находится в ином, чуждом усадьбе измерении. Заброшенная Лучезаровка из рассказа И. А. Бунина «В поле» занесена перед Рождеством метелью, отгорожена от всего остального мира снежной завесой. К Лучезаровке нет дороги, и её обитателей — разорившегося дворянина Якова Петровича и его бывшего денщика Ковалёва — писатель изображает так, будто они одни в целом свете. Пронзительно-печально, безнадёжно звучат последние слова рассказа, написанного в 1895 году: «Вдруг с шумом летят кирпичи с крыши. Ветер повалил трубу...

Это плохой знак: скоро, скоро, должно быть, и следа не останется от Лучезаровки!»

Дача, напротив, максимально приближена к городским границам, она энергично вступает в коммуникацию с окружающим миром. Железнодорожная станция — её неотъемлемая часть. Вдумаемся: смогла бы начаться дачная экспансия без развития железных дорог, без усовершенствования путей сообщения, без преодоления обществом психологического барьера, когда дорога воспринималась как нечто опасное и нарушающее привычный ход вещей? Не только дача тянулась к городу, и городские границы неизбежно приближались к дачам. Малаховка, Кунцево, Томилино, Переделкино, Тарасовка, Барвиха. А ещё Химки, Ховрино, Пушкино… И поближе к Москве, и подальше — железная дорога позволяет! Возникают поселения дачников, прилегающие к железнодорожным веткам. И вот уже многие горожане — чиновники, учителя, врачи, торговцы, адвокаты, приказчики, писатели, художники — целыми семьями перебираются на снимаемые дачи, чтобы провести там благословенные летние месяцы. 150 рублей за сезон — вполне приемлемая, ходовая цена. Причём из городских квартир, тоже снимаемых, на лето вывозится вся мебель, вся утварь, а после завершения летнего сезона в городе находится для съёма новая квартира. Порой глава семейства оставался на какое-то время в городе, продолжая работать, а только на выходные приезжал на дачу, привозя с собой то, что просили, допустим, жена и дети. Поскольку чаще всего передвижение велось на поездах, это привело к появлению новых словосочетаний: «дачное направление», «дачный поезд». И само слово «дача» было у всех на устах.

Благодаря «институту дачи» жизнь в России стала динамичнее, переменчивее. И чуткая к таким важнейшим нюансам литература запечатлела оживлённое, челночное движение людей между городом и дачей. Как это ни странно, даже в романе И. А. Гончарова «Обломов», где солнце усадебной идиллии достигает зенита, находится место и дачному мироощущению, только ещё начинающему зарождаться. Так, любовным чувствам Обломова и Ольги Ильинской будет суждено расцветать именно на дачном фоне. Илья Ильич снимает дачу рядом с дачей Ильинских: «Обломов нанял её заочно и живёт там. Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру…» Но однажды, в переломный момент, Илья Ильич, будто бы краем взгляда, заметит, что с дачи Ильинских уносят мебель:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рыцарь грозного образа Рыцарь грозного образа

Император Павел четыре года боролся с вольномыслием и в итоге был убит

Дилетант
10 безрассудных поступков, которые ты должен совершить хотя бы раз! 10 безрассудных поступков, которые ты должен совершить хотя бы раз!

Поступки, которые нужно совершить, чтобы не было стыдно за уныло прожитые годы

Maxim
Драма 1921 года Драма 1921 года

Страшные подробности царь-голода в Советской России 1921 года

Дилетант
Смотрите женщину! 10 самых сексуальных амплуа в истории кино Смотрите женщину! 10 самых сексуальных амплуа в истории кино

Самые сексуальные женские амплуа в кино и лучшие актрисы, воплотившие их

Maxim
Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
Спи правильно: полезные, вредные и опасные позы для сна Спи правильно: полезные, вредные и опасные позы для сна

Правильные позы для сна, которые сохранят ваше здоровье и красоту

Cosmopolitan
Геометрия в стиле да Винчи Геометрия в стиле да Винчи

Преобразование фигур стало главной темой математических исследований да Винчи

Наука и жизнь
Павел Деревянко: «У меня снова перемены в личной жизни» Павел Деревянко: «У меня снова перемены в личной жизни»

Павел Деревянко о любимых сказках, суперсчастливом детстве и походе к психологу

Cosmopolitan
Число круче, чем π Число круче, чем π

На сегодняшний день нет области знаний, где бы число е не использовалось

Наука и жизнь
«Бывшие» 3 сезон: Полина Гагарина дебютирует на экране «Бывшие» 3 сезон: Полина Гагарина дебютирует на экране

Третий сезон сериала «Бывшие» интригует зрителей

Cosmopolitan
Секретарь Республики Секретарь Республики

Нормальная жизнь Никколо ди Бернардо деи Макиавелли оборвалась 16 декабря 1512 г

Наука и жизнь
KPI как способ демотивации сотрудников KPI как способ демотивации сотрудников

Отрывок из книги Святослава Бирюлина «KPI, которые убьют ваш бизнес»

СНОБ
Красота против природы Красота против природы

История картины «Всадница» Карла Брюллова

Вокруг света
Савонарола: борец с коррупцией и искусством Савонарола: борец с коррупцией и искусством

Джироламо Савонарола стал символом бескомпромиссной схватки за чистоту церкви

Дилетант
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
Искусство сна: десять лучших способов выспаться Искусство сна: десять лучших способов выспаться

Исчерпывающий рейтинг лучших способов вздремнуть

Esquire
Фантастический сюжет Фантастический сюжет

Кем стал никогда не бросавший пера Проспер Мериме?

Наука и жизнь
Эксклюзив Cosmo: Мила Кунис о новом фильме, атмосфере на съемках и режиссере Эксклюзив Cosmo: Мила Кунис о новом фильме, атмосфере на съемках и режиссере

Мила Кунис – о съемках в фильме «Дать дуба в округе Юба»

Cosmopolitan
Прогнать тоску: 15 экскурсий по городам и усадьбам недалеко от Москвы Прогнать тоску: 15 экскурсий по городам и усадьбам недалеко от Москвы

Экскурсии по Московской области, которые помогут «перезагрузиться» за выходные

РБК
Нужно ли принимать добавки с коллагеном? Нужно ли принимать добавки с коллагеном?

Правда ли, что коллагены помогают сохранить молодость кожи и укрепить кости?

Reminder
Актеры, писатели и музыканты выбирают любимые цитаты о любви Актеры, писатели и музыканты выбирают любимые цитаты о любви

Цитаты, которые вмещают в себя понятие «любовь»

РБК
Физики объяснили появление капель-многогранников в эмульсиях Физики объяснили появление капель-многогранников в эмульсиях

Ученые описали механизм изменения формы капель в эмульсиях типа «масло в воде»

N+1
Отвечает финансист Отвечает финансист

Что такое ответственное инвестирование и как оно влияет на доход инвесторов?

Robb Report
Пять научно обоснованных причин, почему стоит бояться зомби-апокалипсиса Пять научно обоснованных причин, почему стоит бояться зомби-апокалипсиса

Рассказываем, почему ты не зря опасаешься наступления зомби-апокалипсиса

Maxim
Антарктида: ключ к изучению глобального климата Антарктида: ключ к изучению глобального климата

Антарктида — это индикатор современного состояния климата

N+1
Панические атаки, алкоголь, депрессия: какие секреты звезд хранят психотерапевты Панические атаки, алкоголь, депрессия: какие секреты звезд хранят психотерапевты

От психологических проблем не застрахованы даже селебрити

Cosmopolitan
Что такое нейрофитнес и почему важно тренировать мозги Что такое нейрофитнес и почему важно тренировать мозги

Чтобы серое вещество не превратилось в серую массу, ему нужны нагрузки

GQ
Джордж Оруэлл: 1984. Первая глава нового перевода Джордж Оруэлл: 1984. Первая глава нового перевода

Первая глава из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» в новом переводе

СНОБ
Домашний фитнес: как сделать тренировки дома максимально эффективными Домашний фитнес: как сделать тренировки дома максимально эффективными

Рассказываем о том, как правильно и эффективно тренироваться дома

Cosmopolitan
Язык добра Язык добра

Три глобальных движения мировых лидеров бизнеса в одной системе координат

Forbes
Открыть в приложении