Кем стал никогда не бросавший пера Проспер Мериме?

Наука и жизньИстория

Фантастический сюжет

Евгений Ломовский

Илль, городские ворота. В глубине — особняк «Дом графа».

1.

В городок Илль приехал ревизор. Звали его Проспер Мериме. Ревизии подлежали исторические памятники Илля и всей северной Каталонии, завоёванной Францией полтора века назад. Согласно мирному договору, заключённому испанским и французским королями, с 1659 года край сделался новой малой провинцией, приграничной с Испанией. Мериме планировал посетить и другие места юга Франции.

Миссия визитёра политико-административного значения не имела, поэтому господин префект даже не сопровождал его из Перпиньяна, центра департамента. Зато приезжий свёл там знакомство с интеллектуалом Жобером де Пасса, посвятившим много сил и времени изучению каталонского культурного наследия. Де Пасса дал почитать свои заметки, с радостью поделился ценными советами, ещё и предложил себя в качестве гида, готового показать самое интересное. В гостинице Илля они заняли соседние комнаты.

Проспер Мериме. Рисунок с акварели. Художник Сесиль Делессер. 1847 год. Издательство Национальной библиотеки Франции, Париж, 1913 год. Источник: gallica.bnf.fr/ Bibliothèque nationale de France

Прибытие гостя — из самого Парижа! — взволновало мэра города. Он был несказанно польщён, он так стремился угодить, что салон, самое украшенное помещение в мэрии, выделил Просперу Мериме под кабинет. По одиночке, а то и вдвоём-втроём в него поспешили господа пограмотнее — библиотекарь, доктор, учитель, судья, адвокат… Они более или менее владели французским языком, что и давало им определённые преимущества. Население попроще говорило исключительно по-каталонски. Парижская власть к тому времени «отменила» у себя Каталонию, но язык «отменить» ещё не преуспела. Правительству короля-гражданина Луи-Филиппа было не до того.

Парижанин умело принимал посетителей. Не внове. Ему недавно исполнился 31 год; приобретя степень лиценциата права, он уже занимал выгодные посты. Его отец-художник служил рисовальщиком в министерстве военно-морского флота: в нём должность шефа кабинета генерального секретариата получил сын. Естественным образом, то есть благодаря круглым фразам, вовремя изречённым лицами титулованными и начальствующими. Как известно, главное — начать, а дальше… В течение нескольких месяцев он бодро поднимался по лестнице карьеры: шеф кабинета министра торговли, кавалер Почётного легиона, шеф кабинета министра внутренних дел; наконец, 27 мая 1834 года его шеф, министр Адольф Тьер, который в апреле свинцом и сталью подавил восстание лионских ткачей, пожаловал ему синекуру инспектора исторических памятников. Обязанности в новой деятельности не казались ему обременительными, что очень и очень отвечало его характеру, к тому же он обожал путешествовать. Его познания по части археологии, античной и средневековой архитектуры, скульптуры, фресок бесконечно уступали учёному кругозору провинциала Жобера де Пасса. Однако он обладал охотой и способностью учиться.

Жобер де Пасса. С портрета гравёра Дантона Морена. XIX век. Франсуа Жобер де Пасса (1785—1856) — разносторонний учёный: историк, археолог, лингвист, юрист, а также гидролог, геолог. Член Института Франции, «Парламента учёных», объединяющего 5 академий. Член и председатель Генерального совета департамента Восточные Пиренеи. Источник: Wikimedia Commons/PD

Про себя он подсмеивался над жаркими уверениями городской элиты, что их земля полна образцов прекрасного, каких не сыщешь на Севере.

Первый шедевр, к которому де Пасса предложил отправиться верхом, поскольку совсем поблизости, оказался и впрямь единственным в своём роде. «Правда, то, что вы видите, и, не сомневаюсь, нигде и никогда прежде не видели, к нашим с вами занятиям отношения не имеет, поскольку не создано человеческим гением, — мягко заметил провожатый, поднявшись на стременах и вытянув перед собой руку, — но, согласитесь, это подлинное чудо природы, чудо геологическое. Эти феноменальные песчано-глинистые образования, похожи — не правда ли? — на трубы гигантского церковного оргáна».

Вдосталь подивившись на курьёзный пейзаж, они шагом двинулись обратно, степенно беседуя по дороге. С моста через реку перед ними открылась скромная панорама города, окружённого крепостной стеной. Де Пасса напряжённо соображал, что бы ещё предложить чиновному парижскому коллеге. И не находил в Илле ничего, достойного научного внимания. Церковь Сент-Этьен с её убранством представлялась ему достаточно заурядной, древнеримские храмы и руины давно исчезли, как и замки феодальных сеньоров.

Пейзаж близ города Илль-сюр-Тет. Природные «органные трубы».

Оставалось ограничиться пешей прогулкой по узким, извилистым улочкам. Они живо напомнили Мериме его вояж в Испанию, предпринятый четыре года назад. Те же домишки с окнами, забранными решёткой, с внутренними двориками-патио; те же глухие стены, мимо которых проезжал он в дилижансе.

Тогда другой пассажир, дон Сиприано Гусман Палафокс-и-Портокарреро, граф де Теба и будущий граф де Монтихо, пригласил его в Мадрид, представил супруге донье Мануэле, которая, в свою очередь, представила молодому французу дочерей. Франсиске тогда было пять лет, а Эухения на год младше. Гранду Испании понравилось, что парижанин интересуется его страной, что опубликовал статьи об испанском театре, больше того, сам уже является автором шести пьес, вошедших в «Театр Клары Гасуль», если заглавие произносить, как произносят испанцы.

Мериме пытался было обменяться с де Пасса несколькими фразами по-кастильски, но каталонец настойчиво перешёл на французский. Он тоже был в курсе литературных успехов Мериме и справедливо предположил, что писателя привлекут не только материальные памятники, но и связанные с ними исторические факты.

Церковь Сент-Этьен в центре города Илль-сюр-Тет.

Самой импозантной в Илле считалась резиденция, которую горожане именовали «Домом графа». Её в 1650 году построил и жил в ней хозяином Жозеп д’Ардена и Сабастида, носивший высокое офицерское звание. Проживал, понятное дело, в те моменты, когда не был занят своим военным ремеслом. Патриот Каталонии, он командовал её кавалерией, присоединившись к народному восстанию против владычества испанской короны. Тогда-то и развернулись упомянутые события, приведшие к разделу Каталонии. Пользуясь удобной ситуацией, Французское королевство ввязалось в очередную войну против Мадрида, одержало победу, и французские освободители от средневекового испанского гнёта заменили его своим просвещённым жандармским контролем (что жандармы в ту пору назывались иначе, дела не меняет). Виконт Илля с 1642 года, доблестный военный герой, получается, сражался на стороне Франции и в 1664 году получил её подданство. В благодарность за подвиги король-солнце Луи (он же Людовик XIV) возвёл Жозепа д’Ардена в достоинство графа Франции.

Все эти политические перипетии прошлого не касались Проспера Мериме. Как любой француз, он привык к тому, что его страна без конца воевала и что-то снова завоёвывала. Но памятник истории середины XVII века, который давно купили состоятельные буржуа и только по прозванию он оставался «Домом графа», столичный инспектор игнорировать не мог.

У парадной лестницы особняка его суетливо приветствовал пожилой человечек в мешковатом фраке, бывший первым на аудиенции в мэрии, где он, захлёбываясь, что-то молол о какой-то своей Венере. И поспешил продемонстрировать её культурному посланцу Парижа.

Главный вход в «Дом графа».

Здесь необходимо сделать оговорку. В официальном отчёте «Заметки о путешествии на юг Франции», опубликованном в 1835 году, генеральный инспектор исторических памятников Франции Проспер Мериме один-единственный раз упомянул географический пункт Илль, ни словом не обмолвившись о своём пребывании в городе. Рассказать, что там с путешественником и с другими людьми происходило, он передоверил… писателю Просперу Мериме. Потому что в одном человеке было как бы несколько разных Мериме. И надо иметь в виду, что государственная персона Проспер Мериме, писатель, носящий то же имя, а тем более рассказчик в новелле «Венера Илльская» — совсем не один и тот же персонаж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лишённые отчизны Лишённые отчизны

Как происходило принудительное переселение народов Кавказа из родных мест

Дилетант
«Здорово, что Tumblr никому не интересен — даже сайт не обновляют»: как развалился проект с оценкой в $1 млрд «Здорово, что Tumblr никому не интересен — даже сайт не обновляют»: как развалился проект с оценкой в $1 млрд

История борьбы Tumblr с 4chan, собственными пользователями и амбициями

VC.RU
Игра с понятиями Игра с понятиями

Включение Кавказа в состав Российской империи — завоевание или усмирение?

Дилетант
Загадочные люди-химеры: как ткани одного и того же организма могут содержать разные ДНК Загадочные люди-химеры: как ткани одного и того же организма могут содержать разные ДНК

Почему возникает химеризм у людей и какой он бывает?

Популярная механика
Отечественный лук незаменим! Отечественный лук незаменим!

Веками наша страна славилась замечательным репчатым луком народной селекции

Наука и жизнь
Выходные в Азербайджане: 48 часов автопутешествия мечты Выходные в Азербайджане: 48 часов автопутешествия мечты

Даже двух дней в Азербайджане хватит, чтобы набраться впечатлений и солнца

СНОБ
Камень на камень Камень на камень

Фантазия природы богата так, как человеку и не снилось

Вокруг света
От «Кинг-Конга» до The Beatles: 10 фактов о режиссере Питере Джексоне От «Кинг-Конга» до The Beatles: 10 фактов о режиссере Питере Джексоне

Что еще, кроме эпохального фэнтези «Властелин колец», мы знаем о Питере Джексоне

РБК
Шедевр русской кухни Шедевр русской кухни

Ржаной хлеб прочно вошёл в домашний обиход наших соотечественников

Наука и жизнь
7 самых выдающихся трехколесных автомобилей 7 самых выдающихся трехколесных автомобилей

У машин с тремя колесами масса достоинств и только один недостаток

Maxim
Роботы в лабиринте Роботы в лабиринте

SubT — конкурс между роботами, способными самостоятельно исследовать подземелья

Популярная механика
5 ошибок, из-за которых дома неуютно 5 ошибок, из-за которых дома неуютно

В интерьере не хватает душевности, комфорта. В чем тут загвоздка?

Лиза
Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
История компьютеров: краткая хронология История компьютеров: краткая хронология

История компьютеров началась с примитивных конструкций в начале 19-го века

Популярная механика
Как отличаются машины в России и за рубежом (спойлер — у нас все плохо) Как отличаются машины в России и за рубежом (спойлер — у нас все плохо)

Изучаем отличия бестселлеров авторынка у нас и за рубежом

РБК
В гостях у прошлого В гостях у прошлого

Дом-музей — это поход в гости к звездам прошлого

AD
Война будущего Война будущего

Борьба за территорию сменяется борьбой за умы

Esquire
Георгий Эфрон: между двух огней. О романе Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве» Георгий Эфрон: между двух огней. О романе Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве»

Роман «Парижские мальчики в сталинской Москве» о сыне Цветаевой Георгии Эфроне

СНОБ
12 домашних средств против боли в горле с натуральным составом 12 домашних средств против боли в горле с натуральным составом

Боль в горле при не очень сильной простуде может доставлять большой дискомфорт

Cosmopolitan
Как герои сериалов научили нас сарказму Как герои сериалов научили нас сарказму

Вспоминаем наших любимых героев, которые научили нас сарказму

GQ
Линор Горалик — о нелюбви к своим книгам, Линор Горалик — о нелюбви к своим книгам,

Линор Горалик о том, почему ей мучительно и неприятно читать собственные книги

Esquire
Живая сталь Живая сталь

Виталий Ковтун о том, чего стоит восстановить культовый Ford Mustang 1967 года

Men’s Health
Секс-позитив Секс-позитив

Как помочь себе и своему партнеру наслаждаться сексуальностью

Домашний Очаг
Японцы запаслись даурской лиственницей Японцы запаслись даурской лиственницей

Японская компания выкупила допэмиссии акций российского лесопереработчика

Эксперт
Идеи поздравлений на день рождения в Instagram — как подписать пост Идеи поздравлений на день рождения в Instagram — как подписать пост

Если ты гадаешь, как подписать поздравительный пост в Instagram, бери на заметку

Cosmopolitan
От Николая II до Владимира Путина: все автомобили российских лидеров От Николая II до Владимира Путина: все автомобили российских лидеров

От царских Delaunay-Belleville и Rolls-Royce до президентского Aurus

РБК
#инструктаж: как выгодно продать фамильные драгоценности #инструктаж: как выгодно продать фамильные драгоценности

Как оценить вещь и продать ее с максимальной выгодой

РБК
5 свежих сборников для любителей фантастических рассказов и повестей 5 свежих сборников для любителей фантастических рассказов и повестей

Фантастика сегодня ассоциируется, прежде всего, с масштабными циклами и романами

Популярная механика
Дом Солнца Дом Солнца

Интерьер загородного дома в Ереване: неоклассика и mid–century modern

SALON-Interior
Минеральный дисбаланс Минеральный дисбаланс

Производство удобрений в России растет, но объемы потребления рискуют снизиться

Агроинвестор
Открыть в приложении