«Наша задача — работать с разными аудиториями»
Элеонора Митрофанова, четвертая глава Россотрудничества за десять лет существования агентства, в интервью РБК рассказала, как искать друзей за границей, переломить негативное отношение к России и перестроить работу на Украине
Когда агентство десять лет назад реорганизовали, говорилось, что оно должно стать проводником российской «мягкой силы», в пример ставили работу Британского совета, «Альянс Франсез», китайского Института Конфуция. Эта задача остается и сейчас?
— Наш институт «мягкой силы» старше и Института Конфуция, и Британского совета, только «Альянс Франсез» был создан в конце XIX века. Это формат агентства с таким длинным названием (Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. — РБК) появился недавно, а сама система, занимающаяся расширением гуманитарного сотрудничества нашей страны с другими государствами, существует с 1925 года. Так что в 2020 году нам исполнится 95 лет.
Эта структура всегда занималась, во-первых, народной дипломатией, то есть налаживанием контактов между людьми и сообществами — профессиональными, творческими, в свое время и антифашистскими. Во-вторых, популяризацией русского языка — его преподаванием, набором студентов в наши вузы. С 1991 года одним из главных приоритетов стала работа с соотечественниками, а наши представительства за рубежом стали домами для них. Там работают разные кружки, библиотеки, показывают наши фильмы, проводят занятия с детьми.
Наша задача — работать с разными аудиториями: с местными русистами, с университетами, с молодежью, которая сейчас активно включается в наши проекты и является сквозным приоритетом по всем направлениям нашей работы, особенно после Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Налаживаем взаимодействие с экспертами в сфере международного сотрудничества.
— Но все же какая у вас главная цель? Улучшить имидж России за рубежом?
— Мне не очень нравится это выражение — «улучшать имидж». Имидж улучшается по мере того, как наша страна сама становится привлекательной. Наша задача — формировать большой круг друзей, дружелюбное отношение к России.
— Вы с декабря руководите агентством. Какие приоритеты вы сформулировали?
— Сейчас у нас проходит внутренняя реорганизация, которая, на мой взгляд, нужна для оптимизации и повышения эффективности работы агентства. А в целом приоритетов два. Первый — работа с молодежью. Это дает нам широкое поле для деятельности, так как практически все наши проекты предполагают в том числе и молодежную активность. Второй приоритет — усиление работы на всем постсоветском пространстве, не только на территории СНГ. Мы должны работать со всеми возможными партнерами. Еще одна большая задача, которую я тоже перед собой поставила, — цифровизация нашей деятельности, чтобы была возможность легко оперировать данными, статистикой, проводить качественный анализ работы. Уже сейчас проводится огромное количество интернет-конкурсов, фестивалей. Например, с французскими партнерами сейчас собираемся провести первый кинофестиваль в интернете.
— Ваши предшественники на этом посту указывали, что решать новые задачи крайне сложно из-за скромного бюджета. Как вы его оцениваете?
— Я очень реалистично отношусь к этой проблеме. Сейчас перед нами стоит достаточно широкий круг задач, которые необходимо обеспечить в том числе и финансовыми ресурсами. По этому вопросу мы находимся в постоянном контакте с Министерством финансов. Будут задачи, сможем их обосновать и защитить перед Минфином — будут и деньги.
— Но в основном бюджет уходит, наверное, на поддержание зданий, зарплату сотрудников?
— Вы знаете, большая часть бюджета любой организации, как правило, тратится на поддержание ее деятельности. Когда говорят, что у вас на себя тратится почти весь бюджет, я отвечаю: люди же работают, они создают этот продукт, поэтому здесь очень тонкая грань — как можно людей отделить от того, что они создают?
У нас около 70% бюджета расходуется на содержание, включая недвижимость за рубежом. И за десять лет работы мы смогли увеличить свое присутствие за рубежом через сеть загран-представительств почти на треть: с начала 2009 года в 29 странах было открыто 17 центров науки и культуры. Сейчас Россотрудничество представлено 98 представительствами в 81 стране, при этом штатная численность загранаппарата с момента создания агентства оставалась неизменной — менее 600 человек. А в 2014 году, как и во всех федеральных органах исполнительной власти, произошло реальное сокращение на 10% предельной численности сотрудников загранаппарата (равно как и бюджета). И это серьезная проблема для дальнейшего развития.
— О необходимости большего российского гуманитарного присутствия в СНГ говорилось и на июльском совещании послов с президентом.
— Это абсолютно логично. Работать в Италии замечательно, там прекрасно нас воспринимают, во Франции — тоже, но живем-то мы в соседстве не с Францией и не с Италией, поэтому в первую очередь самое пристальное внимание и наши усилия мы должны приложить именно к работе в СНГ. У нас уже есть определенные подготовленные наработки, по каждой стране разработаны «дорожные карты» — и по продвижению русского языка, и по развитию общественной дипломатии. Активно привлекаем к нашей работе возможных партнеров в России.