Современные пассажирские самолеты могут похвастаться всем, кроме одного

Naked ScienceHi-Tech

Новый Concorde или Возвращение «блудного» сверхзвука

Современные пассажирские самолеты могут похвастаться всем, кроме одного – сверхзвуковой скорости полета. Даже самые передовые авиалайнеры сейчас немногим быстрее своих прародителей. В будущем в этом могут помочь новые технические решения.

Илья Ведмеденко

«Согласие» против коммунистической мечты

Сверхзвуковой полет можно считать «незаконнорожденным ребенком» Второй мировой и последовавшего за ней противостояния социалистической и капиталистической систем. Чтобы понять, как появились первые сверхзвуковые авиалайнеры, приведем ряд фактов. Первым в мире серийным турбореактивным самолетом стал немецкий Me.262, который ввели в строй в 1944 году. Несмотря на характерную стреловидность крыла, свойственную более поздним машинам, самолет был не сверхзвуковым. Из серийных машин первым сверхзвуковой скорости достиг советский МиГ‑17, который, впрочем, в обычной ситуации оставался дозвуковой машиной. Первым полноценным сверхзвуковым самолетом стал американский F-100 Super Sabre, совершивший стартовый полет в 1953-м.

В 1956 году в небо поднялся первый серийный сверхзвуковой бомбардировщик – американский B-58 Hustler: он прослужил до 1970-го. А в начале 1960-х Соединенные Штаты создали Lockheed A-12 – первый серийный разведчик, который мог выполнять полет на скорости M=3 (на его базе разработали знаменитый Lockheed SR-71 Blackbird).

Только одна сфера оказалась не затронута сверхзвуковой революцией – гражданская. И здесь СССР решил отыграться, показав в очередной раз всему миру кузькину мать. 31 декабря 1968 года в воздух поднялся советский сверхзвуковой авиалайнер Ту-144. Конкретно на тот момент именно СССР можно было назвать «пионером» в этой области: франко-британский Concorde (в переводе на русский – «Согласие») взлетит позже, а именно – 2 марта 1969 года.

Советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

При отдаленном сходстве машины имели существенные различия. Так, у советского самолета были небольшие крылья в передней части фюзеляжа. Они предназначались для создания момента тангажа (угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции), а также для увеличения общей подъемной силы при взлете и посадке. В отличие от «европейца», носовая часть фюзеляжа советского самолета отклонялась на 11° при взлете и на 17° при посадке, что обеспечивало летчикам нормальный обзор. Помимо этого, если мы сравним профиль крыла обеих машин, то увидим, что у Concorde оно более обтекаемое. Это, конечно, лишь часть отличий: всех их перечислять не имеет смысла.

Примечательнее другое – то, насколько по-разному сложилась судьба первых и единственных на сегодня сверхзвуковых авиалайнеров. Конечно, можно по умолчанию рассматривать Ту-144 как «достижение советской эпохи». Однако это будет несправедливо по отношению к Concorde – куда более успешной машине практически во всех смыслах.

Дело не только в числе произведенных самолетов. Здесь франко-британский проект не сильно обогнал СССР: 20 машин против 16. Concorde начали эксплуатировать в 70-х, а закончили – в 2003 году. Коммерческая эксплуатация Ту-144 прекратилась через семь месяцев после начала – 1 июня 1978 года. Всего советская машина выполнила 55 пассажирских рейсов, перевезя немногим больше 3200 человек. Concorde за все годы перевез два с половиной миллиона пассажиров.

Среди самых острых проблем советского авиалайнера были двигатели НК-144. В отличие от Rolls-Royce/Snecma Olympus 593, установленных на Concorde, четыре НК-144 могли разгонять самолет до скорости М=2 только на форсаже. И хотя советский двигатель был способен работать в таком режиме исключительно долгое время, расход топлива оказался поистине чудовищным. Среднечасовой расход у Ту-144С (самая крупная серия) составлял 38,5 тысячи килограммов в час, в то время как у Concorde этот показатель был равен 20,5 тысячи килограммов в час: почти в два раза меньше. Проблему частично решили установкой новых двигателей РД-36-51А на версию Ту-144Д, однако пассажирские линии эту машину так и не увидели.

Британско-французский сверхзвуковой пассажирский самолет Concorde

Но не нужно думать, что Concorde был «экономичным». Просто для сравнения: расход топлива у «старичка» A320 составляет примерно 2700 литров в час. Говоря современным языком, какое-либо практическое превосходство Concorde здесь – явление весьма условное (впрочем, об этом поговорим ниже).

Возвращаясь к советской машине, стоит сказать, что непосредственным поводом для отказа от нее послужила катастрофа самолета под Егорьевском 23 мая 1978-го. Полет был испытательным: погибли два члена экипажа. Но, на самом деле, завершение карьеры Ту-144 связано не столько с этой трагедией, сколько с концептуальными проблемами, о которых мы упоминали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ил-96-400М: прорыв или повторение старых ошибок? Ил-96-400М: прорыв или повторение старых ошибок?

Россия строит на базе советского Ил-96 широкофюзеляжный авиалайнер Ил-96-400М

Naked Science
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
2004: 20 лет назад 2004: 20 лет назад

Что было 20 лет назад, когда появились гугл-почта и червь-рекордсмен

Цифровой океан
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Крутые повороты Крутые повороты

Переворот и революция, которые вывели Португалию на путь демократии

Дилетант
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Таинственный кот Палласа – манул Таинственный кот Палласа – манул

Если спросить любого, – кто таков Палласов кот, вряд ли кто ответит правильно

Знание – сила
Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров

В чем феномен популярности передачи «Следствие вели…»?

Правила жизни
Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать

Все об автомобильных огнетушителях: выбор, требования ГИБДД, сравнение

РБК
Закон цифровых джунглей Закон цифровых джунглей

В России появится цифровой кодекс — об этом сказано в стратегии развития

Цифровой океан
По капле крови По капле крови

Донорство крови: главные факты, которые важно знать

Лиза
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны

Как Фарман Салманов изменил Сургут?

Forbes
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино

Профессию в киноиндустрии «наследуют» не только актеры, но и режиссеры

Forbes
До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова

Способна ли наука создавать жизнь, управлять животными, даровать бессмертие?

Цифровой океан
Посол Советского Союза Посол Советского Союза

В истории были женщины, которые волею судьбы играли роль посла

Знание – сила
Бесит коллега Бесит коллега

Как вернуть мир на рабочем месте, рассказывает психолог

Лиза
Любовные страсти Древнем Новгороде Любовные страсти Древнем Новгороде

О чем писали в берестяных грамотах древние новгородцы?

Знание – сила
Открыть в приложении