«Слава Богу, что у людей нельзя отнять сказку…»

Андрей Олегович давненько не был нашим гостем—и мы решили исправить это упущение

Мир ФантастикиРепортаж

Контакт | Беседа с Андреем Беляниным

«Слава Богу, что у людей нельзя отнять сказку…»

Беседа с Андреем Беляниным

С писателем разговаривает Игорь Чёрный

В январе нынешнего года минуло полвека популярнейшему мастеру отечественной фантастики Андрею Белянину. «Меч Без Имени» и «Джек Сумасшедший король», «Моя жена — ведьма» и «Тайный сыск царя Гороха», «Казачья дилогия» и «Профессиональный оборотень» — целое поколение почитателей жанра выросло на книгах Белянина! Андрей Олегович давненько не был нашим гостем — и мы решили исправить это упущение.

«Если человек за 20 лет не меняется, то это психическое заболевание»

Приветствую, Андрей. Давненько не общались в таком формате. Помнится, последнее интервью нашему журналу вы давали пять лет назад. Что изменилось за это время в вашей жизни, творчестве, да и в отечественной фантастике в целом?

За пять лет в моей жизни, конечно, произошли определённые изменения, однако мне трудно судить, насколько они глобальны и как именно отражаются на моём творчестве. Я стал больше писать. Если раньше это были две книги в год, то теперь три, а то и четыре. Может быть, наработался определённый писательский опыт, может, теперь я больше могу сказать читателю. О положении современной фантастики судить не берусь, всё-таки это вопрос к критикам и литературоведам, я лишь за то, чтобы появлялось больше молодых и талантливых авторов.

Недавно вы отметили полувековой юбилей. Это время подводить какие-то промежуточные итоги. Каковы они для вас? Не давит на плечи груз прожитых лет?

Груз не давит. Хотя здоровье моё уже не то: то лапы ломит, то хвост отваливается. Вы правы, пятьдесят — это некий рубеж, и если для женщины это рубеж красоты, молодости и привлекательности, то для нас, мужчин, скорее некая символическая граница, время обернуться назад и трезвым взглядом посмотреть: а что получилось? Всё ли сказал? Всё ли сделал? Успел ли за кого-то заступиться, кому-то помочь, кого-то простить, у кого-то самому попросить прощения? Сейчас мне кажется, что рубеж пятидесятилетия — это хороший повод стряхнуть с плеч всё наносное и попробовать многое начать заново, с чистого листа.

А если бы сейчас удалось купить «счастливый билет» пусть не в детство, а хотя бы в юность и можно было бы вновь выбирать для себя стезю — выбрали бы нелёгкое поприще писателя? Или не считаете эту профессию нелёгкой?

Если бы такое действительно было возможно, думаю, я вновь предпочёл бы остаться человеком в погонах, который умеет рисовать и любит писать книги. То есть каждый раз рассказывать слушателям/читателям какую-то волшебную историю или смешную небылицу так, чтобы люди рядом улыбались в самую трудную минуту. Что же касается писательского труда, то это, несомненно, очень тяжёлый и кропотливый труд. И если ты не можешь заниматься литературой легко, с песнями, прибаутками и улыбкой до ушей, это не твоя стезя — иди в серьёзную литературу и будь нудным.

Казаком надо родиться! Многие герои Белянина не забывают об этом. Как и он сам

Тем, кто внимательно следит за вашим творчеством, кажется, что Белянин конца 1990-х и Белянин сегодняшний — это довольно-таки разные авторы. Какие темы волнуют сегодня Андрея Олеговича Белянина?

По-моему, если человек за 20–25 лет не меняется, то это уже какое-то психическое заболевание. Конечно, сейчас я и в жизни, и в творчестве совершенно другой человек, это нормально. Ну а в какую конкретно сторону и как я изменился, судить, разумеется, не мне. Какие-то люди ушли из моей жизни, другие, наоборот, вошли в неё. Я не спешу кого-либо осуждать или захваливать. Мне кажется, что сейчас самое время обратиться к собственному внутреннему миру и поискать ответы на все вопросы именно в себе.

Как оцениваете ситуацию в современной русской фантастике в целом? Не хороните ли её, как это уже не раз делали и делают многочисленные скептики?

Думается, что хоронить не стоит ни один жанр. Уж, по крайней мере, меня с лопатой в руках у могилы фантастики вы точно не увидите. Разве что размахивающего ею с криком: «Не подходи, зашибу, не дам хоронить!» Поэтому любые разговоры о скоротечности того или иного жанра для меня бессмысленны. Как-то один мой знакомый из музея Хлебникова, взяв в руки книжку «Меч Без Имени», сказал: «Андрей Олегович, я всегда уважал вас как серьёзного поэта. Зачем вы пишете эту фантастику? Ведь через три-четыре года этого жанра вообще не будет». Слава Богу, что у людей нельзя отнять сказку…

Сейчас многие молодые люди пробуют себя в писательстве. Сочиняют пухлые романы, пытаются их хоть куда-нибудь пристроить и очень обижаются, когда издательства отвергают их «нетленки». Что вы об этом думаете, что посоветуете начинающим авторам?

Ну, если уж так свербит издаться, а серьёзные издательства почему-то отказывают, возможно, дело всё-таки в качестве книги. Любое издательство — те же «Эксмо», АСТ и другие — в первую очередь заинтересованы в том, чтобы продать книгу и получить прибыль, а не сделать приятное неизвестному автору, это нормально. Если вашу книгу хвалит мама, муж, жена и дети друзей «ВКонтакте», к сожалению, это ещё не значит, что вы великий писатель и вам все-все обязаны. Исключения, разумеется, бывают, но лично я советовал бы с большим вниманием относиться к редакторскому мнению и стараться работать над собой. В конце концов всё сложится.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всем, кто слышит | Белый гриб бел Всем, кто слышит | Белый гриб бел

Рассказы

Мир Фантастики, ноябрь'18
6 вопросов к… 6 вопросов к…

Дарья Пухаева, основательница ювелирного бренда Geoma Jewelry

Glamour, сентябрь'19
Билли Айлиш Билли Айлиш

Правила жизни Билли Айлиш

Esquire, сентябрь'19
Пищевое поведение: 5 типов девушек, которые никогда не полнеют Пищевое поведение: 5 типов девушек, которые никогда не полнеют

Наверняка у вас есть такие знакомые. Одна ест пирожные на ночь и все равно выпадает из брюк самого маленького размера. Другая не ест почти ничего ради идеальной фигуры, но откуда-то находит силы вести активный образ жизни. Дело в обмене веществ, пищевых привычках и чертах характера. Пищевое поведение девушек, которые никогда не полнеют, анализирует психотерапевт Жерар Апфельдорфер.

Psychologies, май'17
Карта сокровищ Карта сокровищ

Поражающая воображение природа, чистейшие водоемы, идеальные для купания и рыбалки, замки, музеи и парки, простая и вкусная еда – неоспоримые аргументы в пользу отдыха в Австрии всей семьей.

Psychologies, май'17
Свободное падение Свободное падение

Как развлекаются подростки, бросаясь под автомобили

Esquire, март'17
Обыкновенный промысел Обыкновенный промысел

Что привело людей к мощам святого

Русский репортер, май'17
«Я ничего не чувствую»: как вернуть себе себя «Я ничего не чувствую»: как вернуть себе себя

Успеть все – таков девиз современности. Выкладываясь по полной программе на работе и дома, мы чувствуем, будто нас разобрали на кусочки. Тренер Ольга Армасова уверена, что, распределяя силы иначе, мы вернем себе цельность.

Psychologies, май'17
Когда нет времени: косметические экспресс-средства, которые помогают нам жить Когда нет времени: косметические экспресс-средства, которые помогают нам жить

Снять макияж одним движением, освежить волосы за пару секунд, быстро успокоить воспаление... И это далеко не полный перечень возможностей экспресс-средств, самого активно развивающегося сегмента в мире красоты.

Psychologies, май'17
Гений места Гений места

В «Барвихе Luxury Village» придумали свадьбу под ключ

Vogue, июнь'17
Citroёn C4 Sedan Citroёn C4 Sedan

Попытка Citroёn создать крепкий тыл на отечественном рынке. Скорее, неудачная

АвтоМир, май'17
Колонизация планет Колонизация планет

Насколько трудно переселить людей с Земли?

Игромания, июнь'17
Mazda CX-5 Mazda CX-5

Кроссовер нового поколения многолик – в зависимости от угла обзора

Quattroruote, июнь'17
Мама, ты меня не понимаешь! Мама, ты меня не понимаешь!

Как направить дочь по верному пути и при этом сохранить с ней контакт?

Лиза, май'17
Главные технотренды 2018 Главные технотренды 2018

Новые подходы к производству чипов, искусственный интеллект, Интернет вещей

CHIP, июнь'17
Не виноватая я Не виноватая я

Как быть, если чувство вины появляется не к месту?

Cosmopolitan, июнь'17
Супермодельер Супермодельер

Жизнь и карьера создателя Elite Model Management.

GQ, май'17
Пенн-клуб Пенн-клуб

Молодой актер Хоппер Пенн мечтает стать звездой комедий.

Vogue, май'17
Надежда Бабкина: Секрет молодости – в жажде жизни Надежда Бабкина: Секрет молодости – в жажде жизни

Надежда Бабкина уверена: для сильной женщины – нет преград.

Лиза, апрель'17
Раннее развитие: зачем это детям и... родителям? Раннее развитие: зачем это детям и... родителям?

Отвечают ли модные методики раннего развития потребностям детей

Psychologies, апрель'17
Фактур­ная внешность Фактур­ная внешность

Ин­те­рьер за­го­род­но­го дома, оформ­лен­ного декоратором Юлией Дени­со­вой.

AD, май'17
Космические огурцы Космические огурцы

За год «Долина овощей» увеличила выручку вчетверо благодаря теплицам

РБК, май'17
Русская Швейцария Русская Швейцария

«Лукойл» занял заметное место на рынке торговли нефтью

Forbes, май'17
В подземелье живых камней В подземелье живых камней

Недра гор Венесуэлы задают вопрос: возможно ли развитие жизни по иному пути?

GEO, май'17
Выйти из тени Выйти из тени

Ирина Безрукова: о том, как ей удается жить в состоянии постоянной конкуренции.

Добрые советы, май'17
Константин Хабенский: «Хочу, чтобы работа меня удивляла» Константин Хабенский: «Хочу, чтобы работа меня удивляла»

Самый популярный российский актер начала XXI века по версии «Википедии»? Сам он от такого определения просто отмахивается. В этом нет кокетства: и на жизнь, и на профессию Константин Хабенский смотрит под совершенно другим углом.

Psychologies, апрель'17
Из Сиби­ри с любовью Из Сиби­ри с любовью

Шестнадцатилетняя Крис Грикай­те из Омска открывает шоу Prada.

Vogue, май'17
Галатея эпохи поп-арта Галатея эпохи поп-арта

Феномен эротических комиксов

The Rake, апрель'17
15 мыслей Ридли Скотта 15 мыслей Ридли Скотта

Чужие здесь не ходят.

GQ, май'17
Мир для двоих Мир для двоих

Интервью с Паулиной Андреевой и Федором Бондарчуком

L’Officiel, май'17