Николай Добрынин вспоминает собственную биографию

Караван историйЗнаменитости

Николай Добрынин: "Каждый раз приходится доказывать, что я что-то могу"

После картины "Прощай, шпана замоскворецкая..." меня утвердили сразу на четыре серьезные роли. Но поскольку в это время я работал в театре Константина Аркадьевича Райкина и танцевал в последнем ряду массовки, от всех предложений отказался.

Алла Занимонец

Фото: Persona Stars

иколай, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете собственную биографию. Что произошло сорок лет назад?

— Может быть, в ГИТИС поступил?

— Да. И тридцать пять — с выхода вашего первого фильма «Нужные люди». Сплошные юбилеи!

— Отлично помню нашу первую встречу с Владимиром Алениковым, который снимал этот фильм. Он искал типаж Пьера Ришара в «Невезучих». Расставил вокруг стола в студии стулья, один был со сломанной ножкой. Я пришел на пробы и сразу уселся именно на него! Разумеется упал. Он говорит: «Снимешься в главной роли». Но что-то не сложилось, Алешу сыграл Веселкин. Мне досталась другая роль. Спустя пару лет Владимир Михайлович пригласил меня в фильм «Биндюжник и Король» на роль Левы Кацапа. Были у нас и другие совместные работы — в «Феофании, рисующей смерть» и «Королях российского сыска».

«Нужные люди» не первый мой фильм. Дебютом стал «Вот такие чудеса» с Николаем Трофимовым в главной роли. Нас, троих второкурсников ГИТИСа: меня, Хабибулину и Певцова — пригласили в массовку. Снимали в каком-то дворце. Один кадр — несемся с Димкой на крейсерской скорости сверху вниз под горку. Бежали так, что даже лиц не разобрать! Второй — мы со спины в балетном зале у станка. Это сейчас я развернулся бы хоть в пол-оборота, медленнее бежал бы. По неопытности это и в голову не пришло!

Вообще, в кино мне выпал безумно тернистый путь. Очень нелегкая история до сегодняшнего дня, несмотря на внушительное количество работ. Каждый раз приходится доказывать, что я что-то могу. Сегодня, к примеру, еду на пробы. Да, меня продолжают пробовать! Как-то пригласили к одному молодому режиссеру из тех, кто снял пару короткометражек, но мнит о себе много. Она посмотрела на меня и спрашивает: «Вы когда-нибудь в кино снимались?»

Я развернулся и ушел. Ей даже лень открыть «Гугл» и спросить, кто такой Добрынин. Она ничего не смотрела! А Кириллу Серебренникову не лень ходить по театральным вузам, наблюдать за первокурсниками и выпускниками в студенческих постановках, искать самородки. Не лень следить за тем, как они растут.

Кадр из фильма «Прощай, шпана замоскворецкая...», 1987 год. Фото: из архива Н. Добрынина

— При каких обстоятельствах вы с ним встретились?

— Кирилл пришел в павильон, где я снимался. В перерыве замечаю какого-то высокого парня, тогда Серебренникова мало кто знал. Поговорили, и он утвердил меня в свой проект «Ростов-папа».

— Николай, вы говорите о безумно тернистом пути в кино. В чем это еще проявляется и почему так вышло, как думаете?

— После картины «Прощай, шпана замоскворецкая...» меня утвердили сразу на четыре серьезные роли. Шахназаров — на роль Варакина в «Город Зеро». Сурикова — в «Две стрелы. Детектив каменного века» на роль Ушастого. Кроме того, был фильм «Утоли моя печали» и еще какой-то...

Первые съемки — у Аллы Ильиничны. Группа «Двух стрел» улетает, я должен присоединиться через пару дней. Меня, молодого писюна, ждали Джигарханян, Ярмольник, Гундарева, Караченцов, Шакуров... Мегазвезды!

Но поскольку в это время я работал в театре Константина Аркадьевича Райкина и танцевал в последнем ряду массовки, то выбрал в итоге Его Величество Театр, от всех предложений отказался. Чудак Коля! Не могу себе этого простить! Райкин меня не отпустил. Как можно ТЕАТР променять на роли, пусть и главные, в кино? В общем, я самому себе подсуропил! Мобильных тогда не было, и я не смог предупредить Аллу Ильиничну. Испугавшись потерять театр, просто не полетел...

Позже она мне сказала: «Коля! Я в жизни не курила, но в день, пока тебя ждала, дымила как паровоз!»

Конечно, с роли меня сняли, заменили Сашей Кузнецовым. А заодно сняли и Иру Климову — по фактуре ему не подходила, взяли Ольгу Кабо.

Если бы можно было вернуть время назад! Конечно, все сделал бы иначе. Написал бы заявление об уходе из труппы и помчался бы к Суриковой.

Что мною двигало, почему сделал такой странный выбор?! Неясно. Причем если в театре мне платили восемьдесят рублей в месяц, то за съемки я получил бы шесть тысяч. После той истории, конечно, не взяли в «Город Зеро». Карен Шахназаров вызвал и прямо сказал: «Плохо начал, друг мой...» И на пять лет мое имя вписали в черный список «Мосфильма».

Неудачно приземляюсь, колено уходит вбок. Чуть сознание не потерял. Еле доиграл, проковылял за кулисы, а там Рома. «Разминаться лучше надо!!!» — орет. Фото: Е. Сидякина/из архива Н. Добрынина

— Сурикова — человек прямолинейный. Высказала вам все то, что думала, в непечатных выражениях?

— История получилась другая. Обиду она, конечно, затаила. Через пару лет Алла Ильинична приступила к съемкам «Чокнутых» и утвердила меня. Я в предвкушении интересного материала жду звонка от помощника режиссера. Завтра начинаются съемки, а телефон молчит. Набираю Суриковой:

— Алла Ильинична, как же примерка костюмов? А билеты где?

— А... Ты не в курсе? Тебя сняли с роли.

Ах ты моя любимая! Настоящая женщина! Как же красиво отбрила, изящно отомстила! И правильно, так и надо. С позиции взрослого человека понимаю: надо было с таким зарвавшимся молодым актером еще жестче поступить.

Роль в итоге досталась Николаю Петровичу Караченцову. В начале девяностых мы с Аллой Ильиничной случайно столкнулись в Доме кино.

— Не хочешь подзаработать?

— Конечно хочу. Жрать нечего.

И мы сняли с ней рекламу каких-то телевизоров. Семейка «вурдалаков» сидит, уставившись в экран... Жуть!

— От чего зависит успешность актера?

— От случая. Оказаться в нужное время в нужном месте... Скажем, как-то заглянул в павильон, где начали снимать «Гражданина начальника 3». Поговорили с Геннадием Каюмовым — и я получил роль Глеба Погодина.

— Какие свои фильмы хотели бы оставить молодым зрителям XXI века?

— «Русский регтайм», «Прощай, шпана замоскворецкая...», «Сваты», «Александров и Орлова» и, как ни странно, боевик «Все то, о чем мы так долго мечтали», где играю бритоголового каратиста. Популярность у фильма была просто бешеной! Партнерша — Аня Терехова, на тот момент моя жена. Режиссер Рудольф Фрунтов хотел снять Габриэллу Мариани, но я уперся — нет, бери Аню. Мы с Рудольфом были соседями. Надавил по-дружески.

— Как вам кажется, актерские браки обречены? Ведь две ваши первые жены — актрисы. Ксения Ларина, пусть недолго, но все же выходила на сцену. Анна блистала на сцене «Театра Луны».

— Причин много. С Ксенией мы вместе прыгали у Райкина в массовке, но потом в моей жизни появились Виктюк и «Служанки». Во втором браке — другая история. Я постоянно снимался, а у Ани с кино не так здорово складывалось. Уже когда расходились, в ее жизни возник «Театр Луны», где она нашла применение своему таланту, играла главные роли. Аня — человек страстный, как любому из нас, ей плохо без работы, без востребованности. Актерам вообще трудно ужиться вместе. Темперамент, эмоциональность, когда они проявляются дома, разрушительны.

В спектакле «Служанки». Фотограф Валерий Плотников

— Ваш личный опыт доказывает правдивость слов. С Катей вы вместе с 1998 года. Женаты девятнадцать лет. Пишут, что девушка — из поклонниц.

— Никакая она не поклонница, просто любила «Сатирикон», не пропускала ни одного спектакля. В то время наш театр под руководством Виктюка там репетировал. И вот после премьеры «Саломеи», в 1998 году, актерской компанией пошли в кафе — отмечать. Людей много, шумно, пьяно... За столом я заметил молоденькую красивую девушку — стройную, высокую, длинноногую. Клеиться не собирался, мне в тот вечер негде было ночевать. После развода дома лишился, скитался по друзьям, поэтому подсел и прямо спросил:

— Можно у вас переночую?

Она, конечно, прифигела, но ответила:

— Поехали.

Ничего между нами в ту ночь не случилось, слишком много я выпил и просто уснул. Утром Катя убежала на работу, попросив захлопнуть дверь. И все... Я умылся, поехал на репетицию, оставив на холодильнике записку с номером телефона. Несколько месяцев не виделись, пока она не позвонила: «Здрасте, это Катя...»

Не помню уже подробностей, но кажется, позвал ее на «Служанок», и больше мы не расставались. Она, правда, рассказывает другую версию и утверждает, что я ей нравился до этого несколько лет.

Началась прекрасная пора: я много гастролировал, безумно скучал по Кате. Однажды мы с театром улетели в Штаты на сорок дней. Я купил себе гантель, чтобы не прикасаться к стакану, и качался в свободное время. Возвращаюсь в Москву в Шереметьево — загорелый, стройный, в белоснежной рубашке. А Катя, она тогда работала в «Аэрофлоте», вышла меня встречать. Мы увидели друг друга, бросились навстречу, стали целоваться. И так упивались, что не заметили, как подошел какой-то человек и сделал замечание. Это был Катин начальник... В общем, через короткое время ее уволили. Ну все правильно: стоит сотрудник крупной компании в форме и страстно целуется с каким-то мужчиной!

Несмотря на то что Катю любил, жениться не собирался. Дважды уже ходил в ЗАГС — сколько можно?! Чего хотел? Да просто вместе жить, нам было хорошо... Но Катина бабушка, которую я обожал, сказала: «Не позорь ты внучку мою единственную...»

Ну ладно. Подали заявление. Предыдущие две мои свадьбы были скромными, поскольку совершенно не имелось денег. У первой жены ни фаты, ни белого платья. Хотя родители Ксении красивый стол накрыли, подарили свадебное путешествие в Таллин.

У второй жены платье было, его подарил Вячеслав Зайцев. Из гостей только Алла Сигалова да директор «Независимой труппы», где я тогда работал. На столе — водка, шпроты и черный хлеб. Но все остальное тоже без шика по той же причине — полного отсутствия денег. А вот с Катей все иначе — шикарный наряд, фата...

Утром за ней приехал, открывается дверь, вижу сквозь дверной проем в комнате у окна Катю — красивую, в белом пышном воздушном платье. Я хотя и в костюме был, но на ногах почему-то не ботинки, а сандалии с открытыми пятками. И поехали мы в тушинский районный ЗАГС.

— Почему так далеко?

— Первый раз я расписывался во Дворце бракосочетания — в Грибоедовском, на Чистых прудах. С Тереховой женились где-то у «Савеловской». Не повторяться же!

Заходим в комнату сотрудницы, где оформляют бумаги. Тетенька предлагает: «Оплатите музыкальное сопровождение. Вам сыграть Марш Мендельсона? — Я начал смеяться — сейчас будет вам «там-там-тарам». Она не поняла, о чем я, обиженно спрашивает: — Что, четыреста рублей жалко?»

В эту секунду раздается удар ногой в дверь, на пороге появляется Роман Григорьевич Виктюк. «Ты дальше не мог ЗАГС выбрать? В Кукуево загнал!» — кричит нецензурно. Следом появляется великая, моя любимая Елена Васильевна Образцова и «включает» свою иерихонскую трубу! «Ла-ла-ла-ла-ла!» — поет Мендельсона. Тетка, которая только что втюхивала нам музыкальное оформление, молча сползла по стеночке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дмитрий Бозин. Уроки волшебства Дмитрий Бозин. Уроки волшебства

Дмитрий Бозин — о своем театральном пути и целях

Коллекция. Караван историй
7 суперспособностей человеческого мозга, о которых ты не подозревал 7 суперспособностей человеческого мозга, о которых ты не подозревал

Ученые открывают все новые удивительные способности человека

Maxim
По своим правилам По своим правилам

Актриса Светлана Ходченкова тщательно оберегает свое личное пространство

OK!
Как пережить жару, холод и стресс: советы «Ледяного человека» Как пережить жару, холод и стресс: советы «Ледяного человека»

Вим Хоф известен как человек, умеющий переносить экстремальный холод

Популярная механика
Александр Збруев: Александр Збруев:

Александр Збруев знает, наверное, что такое счастье

Караван историй
Хуже некуда? Разбираемся, что стало с тренерами сборной России после работы с командой Хуже некуда? Разбираемся, что стало с тренерами сборной России после работы с командой

Так ли на самом деле плохи тренеры сборной России по футболу?

Maxim
Киллиан Мерфи. Человек в футляре Киллиан Мерфи. Человек в футляре

Прозрачным глазам и точеным скулам этого ирландца посвящена сотня веб-сайтов

Караван историй
Провокации красотки в бикини: самые откровенные пляжные образы Ким Кардашьян Провокации красотки в бикини: самые откровенные пляжные образы Ким Кардашьян

Ким Кардашьян – одна из самых ярких американских телезвезд

Cosmopolitan
Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь

Наталия Белохвостикова рассказывает о своей жизни и сложностях усыновления

Караван историй
Любимые женщины звезд комедии «Ночная смена»: Яглыча, Деревянко, Глушко и других Любимые женщины звезд комедии «Ночная смена»: Яглыча, Деревянко, Глушко и других

Актеры фильма «Ночная смена» связали свою жизнь с яркими девушками

Cosmopolitan
Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова: Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова:

Екатерина Климова — о своих отношениях с детьми

Караван историй
Почему глобальное потепление угрожает разрушением зданий Почему глобальное потепление угрожает разрушением зданий

Потепление вредит не только живой природе, но и домам

Популярная механика
Евгения Крюкова: Евгения Крюкова:

Интервью со звездой сериала «Подражатель» Евгенией Крюковой

Караван историй
Жареные лисички Жареные лисички

Как готовить жареные лисички

Weekend
«Любовь — это постоянная борьба и баттл» «Любовь — это постоянная борьба и баттл»

В начале 2022 года в жизни Мота начался новый этап

OK!
Made in Japan: аниме, которое ты должна увидеть Made in Japan: аниме, которое ты должна увидеть

Для всех, кто относится к аниме с предубеждением или опасением, – наша подборка

Cosmopolitan
Алена Хмельницкая: «У меня нет стопроцентного амплуа положительной героини» Алена Хмельницкая: «У меня нет стопроцентного амплуа положительной героини»

Мои дамочки достаточно сложные и стервозные, и я их люблю

Караван историй
История провала: как я открыл пекарню и закрыл ее через два месяца История провала: как я открыл пекарню и закрыл ее через два месяца

Открыть пекарню и закрыть ее через два месяца

Inc.
Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное» Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное»

Ощутил фантастическую нечеловеческую силу мысли, глядя на космический корабль

Коллекция. Караван историй
Бессердечная эволюция: ученые объяснили, почему женщины носят каблуки Бессердечная эволюция: ученые объяснили, почему женщины носят каблуки

Почему девушки всё еще ходят в неудобной обуви, объясняют ученые

Cosmopolitan
10 признаков, что вы не ленивы, а «выборочно мотивированы» 10 признаков, что вы не ленивы, а «выборочно мотивированы»

Что такое выборочная мотивация?

Psychologies
Геном современных людей оказался уникален на 1,5–7 процентов Геном современных людей оказался уникален на 1,5–7 процентов

Большая часть генетических изменений в человеке произошла 630 тысяч лет назад

N+1
Шышл-мышл, из моды вышел: обувь, которую не стоит покупать даже со скидкой Шышл-мышл, из моды вышел: обувь, которую не стоит покупать даже со скидкой

Агафья фон Громм спешит предостеречь тебя от неудачных покупок в обувном отделе

Cosmopolitan
Как под копирку: 10 шагов к тому, чтобы стать такой же, как все Как под копирку: 10 шагов к тому, чтобы стать такой же, как все

10 способов замаскироваться под современные стандарты красоты

VOICE
Галактика Брэнсона: от самолета до космических кораблей Галактика Брэнсона: от самолета до космических кораблей

У таких людей, как Ричард Брэнсон, есть, чему поучиться

CHIP
Наколи мне брови! Почему мужской макияж все еще считается дикостью в нашей стране? Наколи мне брови! Почему мужской макияж все еще считается дикостью в нашей стране?

Тиктокер, культуролог и визажист: почему мужчины не используют косметику?

Playboy
Кошки против собак: выбор домашнего питомца разрушил отношения пары Кошки против собак: выбор домашнего питомца разрушил отношения пары

Как разногласия, касающиеся домашних питомцев, могут разрушить отношения

Psychologies
«Возрастная дальнозоркость»: как с ней бороться? «Возрастная дальнозоркость»: как с ней бороться?

Пресбиопия — почему она начинается после 40 лет и как с ней жить?

Psychologies
Как Солженицыну присудили Нобелевскую премию Как Солженицыну присудили Нобелевскую премию

За какие именно произведения Солженицын получил Нобелевскую премию?

Полка
10 фальшивок, изменивших ход истории 10 фальшивок, изменивших ход истории

Подтасовка фактов и подделка документов — совсем не изобретение нашего времени

Вокруг света
Открыть в приложении