Что происходит за кулисами Театра Джигарханяна. Откровения бывшей сотрудницы

Караван историйРепортаж

Маргарита Черес. Театр Карабаса

К Цымбалюк-Романовской у меня нет ни личного интереса, ни неприязни. Но с ее приходом в наш коллектив началось разрушение того, что создавалось годами и было мне так дорого.

Беседовала Виктория Катаева

Фото: Т. Тимирханова/Интерпресс/ТАСС/Выставка «Царство флоры»

моей жизни был очень хороший период. В нем присутствовала любимая работа, меня окружали близкие люди, движимые одним — служением искусству. И еще — уважение к человеку, объединяющему всех нас. Увы, о том времени теперь напоминают только фотографии.

Вот одна из них, подаренная Татьяной Сергеевной Власовой, женой Джигарханяна. Они там вдвоем где-то на отдыхе, в ярких растаманских одеждах, одинаковых шляпах. Армен Борисович седой и с бородой, как Хемингуэй. Оба такие прекрасные, с очень светлыми лицами. Это к вопросу, любил ли Джигарханян жену. Тогда он выглядел счастливым.

Несколько лет назад читала его интервью, где Армен Борисович говорил о Татьяне Сергеевне, что ради этой женщины пойдет работать дворником. Такие слова дорогого стоят. Конечно, в них была некая бравада, но и искренность — тоже. Откуда же сейчас такая злоба по отношению к ней? Я не знаю ответа. Но как человек, проработавший в Театре Джигарханяна более двадцати лет, считаю, что могу высказать свою точку зрения по поводу этой истории: некрасиво, нехорошо со стороны Армена Борисовича так поступать с женщиной, которая отдала ему большую часть своей жизни.

— Но ведь писали, что Татьяна Власова долгие годы жила в Америке, оставив немолодого супруга в Москве.

— Меня удивляют люди, которые, не зная ситуации изнутри, позволяют себе судить о ней с чьих-то слов. Все их домыслы основаны лишь на высказываниях молодой жены Армена Борисовича Виталины Цымбалюк-Романовской, уверяющей, будто она спасла народного артиста от одиночества. Не люблю обсуждать чужую личную жизнь и тут промолчала бы. Но вижу, как травят нечужого мне человека, и потому вынуждена объяснить: Виталина не то чтобы говорит полуправду, все гораздо хуже.

С Арменом Борисовичем я познакомилась в Театре Маяковского, куда пришла работать костюмером после декретного отпуска. Он был ведущим актером, а для меня, совсем молоденькой, еще и кумиром. Я слышала, что он создает свой театр, но подробностей не знала. В мае 1996 года режиссер Валерий Саркисов попросил меня: «Маргарита, мы с новым театром Армена Борисовича собираемся на гастроли, не могла бы ты поехать с нами в качестве костюмера?»

Как откажешь? И я отправилась во Владивосток. А уже осенью перешла на другое место службы. Тогда Театр Джигарханяна назывался просто «Театр «Д» и даже не имел юридического статуса. Труппа состояла всего из семи актеров. Большинство являлись выпускниками вгиковского курса Армена Борисовича. У него всегда было особое чутье на талантливых артистов, он собирал вокруг себя лучших. И эти — не исключение.

Фото: из архива М. Черес

Сложностей, конечно, хватало. Например на гастроли мы ездили буквально как челноки — с огромными клетчатыми сумками, в которых лежали костюмы для спектаклей.

Помню, как Армен Борисович вместе с нашим актером Андреем Филиппаком отпиливал кусок декорации, которая никак не помещалась в машину. Устанавливали их на сцене тоже сами. Никаких монтировщиков, рабочих у театра еще не было. Только художественный руководитель, режиссер, артисты и зав. костюмерным цехом, то есть — я. Даже реквизитор появился позже. А пока реквизит разбирали мы с дочкой: Вике тогда исполнилось шесть лет и я часто брала ее с собой.

Фото: из архива М. Черес

На гастролях Армен Борисович непременно интересовался, кто как устроился в гостинице, не нужно ли чего. Был всем родным, близким человеком. В театре его обожали и называли Дедом.

— Слышала, что характер у народного артиста не сахар — вспыльчивый, взрывной.

— Что значит — «не сахар»? Он руководитель. Да, сложный, не каждого к себе подпустит. Может быть добрым, заботливым, но может и разозлиться, если что-то не понравилось. Иногда становится циничным и даже жестоким. Но я, например, несмотря ни на что, всегда относилась к нему очень искренне.

Как-то, помню, идет в театре Армен Борисович с незнакомым человеком и, кивнув в мою сторону, вдруг говорит своему спутнику:

— Вот она меня никогда не боялась!

— А почему должна бояться? Я вас уважаю!

Кажется, моя реакция Джигарханяну понравилась...

В Москве начинали с помещения, под театр не слишком приспособленного: совсем маленькая сцена, гримерок нет, обустроили их в подвале среди труб. Позже получили нынешнее здание на Ломоносовском проспекте, уже отремонтированное.

Татьяна Власова, супруга Джигарханяна, была его помощницей, можно сказать, правой рукой. И если мы, сотрудники, боготворя нашего худрука, служили искусству, то она служила в первую очередь мужу. Постоянно находилась рядом, обращалась к нему по имени-отчеству или Армен-джан — дорогой Армен. Татьяна Сергеевна сразу производит благоприятное впечатление: милое, красивое лицо, теплый взгляд, глаза чистые, без тени притворства. Воспитанная, интеллигентная, спокойная, она настолько располагает к себе, что уже при первой встрече возникает ощущение, будто ты знаком с ней сто лет. Мы подружились. Власова человек, который, знаю, никогда не позволит себе подлости.

Фото: Persona Stars

— Почему, получив актерское образование, она не стала заниматься этой профессией?

— Татьяна Сергеевна всегда считала, что двум актерам в семье очень сложно, кто-то должен пожертвовать карьерой. И как любящая жена пожертвовала своей.

— Армен Борисович был ей благодарен?

— Думаю, да. Хотя она, по ее словам, никогда не задавала мужу этот вопрос. Но по тому, как Джигарханян и Власова общались между собой, по теплоте и уважению было понятно, что они умели ценить друг друга.

— По ее словам, Армен Борисович любил произносить фразу: «Дома я зализываю раны». Видимо, это говорит об атмосфере, которую ему создавала жена.

— Да. Но и в театре у нас было как дома. Даже пахло пирогами. Коллектив и должен походить на семью. Вместе отмечали праздники и дни рождения, ставили изумительные актерские капустники — Татьяна Сергеевна сама придумывала смешные конкурсы, и все с удовольствием в них участвовали. Да, тот период жизни был очень светлым. У меня сохранилось много фотографий.

Фото: из архива М. Черес

До сих пор берегу и «репертуарки» с названиями спектаклей и фамилиями актеров. Рука не поднимается выбросить. Пролистываю, читаю, вспоминаю. «Три сестры» в постановке замечательного режиссера Владимира Ячменева. Показывали его, помню, на фестивале в Румынии — зал стоя аплодировал минут двадцать. Я видела много версий этой пьесы в разных театрах, наши «Три сестры», на мой взгляд, самые лучшие. Еще один прекрасный спектакль — «Требуется лжец!» того же Ячменева. «Ревизор» в режиссуре Сергея Газарова. До этого он ставил Гоголя в Театре Табакова. Не в обиду Олегу Павловичу, но лично мне наша постановка нравилась больше. Публика всегда принимала ее с восторгом. Как и другие работы: «Али-Баба и сорок разбойников», «Маленькие трагедии» по Пушкину, «Велосипед с красными колесами» (кстати, его режиссером была Власова), «...А театр живет!», «Двенадцатая ночь, или Как хотите»... Когда в жизни Армена Борисовича и театра появилась Виталина Цымбалюк-Романовская, успешные кассовые постановки начали снимать с репертуара. Это уже новая и, к сожалению, довольно драматичная страница истории нашего театра.

— Объясните, почему все-таки Татьяна Сергеевна оставила супруга в Москве одного?

— Это была не ее инициатива. Армен Борисович плохо себя чувствовал. Человек свои силы как-то оценивает, вот он, видимо, и пришел к выводу, что ему пора уже строить планы на старость. А Джигарханян всегда хотел в Америку. Как сейчас говорит Татьяна Сергеевна: думал, его примет творческая элита. Но там мало кто знает артистов из России. К тому же — языковой барьер. Словом, не сбылась его мечта.

Жили они тогда на две страны. Когда в мае заканчивался театральный сезон, Армен Борисович улетал к жене. Возвращался в сентябре. Всегда в шикарном настроении, загорелый, довольный, и сразу же начинал репетировать спектакль. И Татьяна Сергеевна приезжала в Москву. Проводила здесь по два-три месяца осенью или зимой.

Надо знать эту семью, у них особые отношения. «Там дом — и ты будь там», — говорил ей Армен Борисович. И она летела в Америку, хотя и понимала, что мужу без нее сложновато. Когда уехала, Джигарханян пригласил в театр свою сестру по отцу Нару Борисовну, она ему помогала. Ну а потом возникла Виталина.

Мы долго не обращали на нее особого внимания. Ну взял Армен Борисович новую помощницу, чай приносит — и хорошо. До нее реквизитор приносил. Как-то поехала с нами на гастроли в Казань, мы с ней там даже пару раз от нечего делать в шахматы сыграли, она, кстати, обе партии выиграла.

Худенькая, светленькая, всегда улыбается. Тихий голос. По виду — прямо ангел. Всегда где-то поблизости от Армена Борисовича. Если ему нужно что-то — она тут как тут: принесет, подаст. Не нужна — снова исчезла. Но чем дальше, тем реже исчезала.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно» Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно»

Елена Скрынник о ее карьере, детях и о настоящем и будущем нашей страны

Караван историй
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
«Внутри семьи Толстых культа Льва Толстого нет» «Внутри семьи Толстых культа Льва Толстого нет»

Владимир Толстой: каково осознавать себя потомком Льва Николаевича

Правила жизни
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы 50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы

Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать

Forbes
Источники энергии Источники энергии

Почему кетодиета подходит не всем?

Лиза
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Зональная диета: что это за система питания и как она работает?

Лиза
По капле крови По капле крови

Донорство крови: главные факты, которые важно знать

Лиза
Бесит коллега Бесит коллега

Как вернуть мир на рабочем месте, рассказывает психолог

Лиза
Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо

Когда большие языковые модели займут уверенную позицию и достигнут пика?

Forbes
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Маржа на горошинах Маржа на горошинах

Аграрии переводят посевы нерентабельных зерновых на альтернативные культуры

Агроинвестор
Любовные страсти Древнем Новгороде Любовные страсти Древнем Новгороде

О чем писали в берестяных грамотах древние новгородцы?

Знание – сила
Жизнь после измены: как восстановить доверие Жизнь после измены: как восстановить доверие

Как можно восстановить доверие после того, как партнер изменил

Psychologies
Братья «Не-Пушкины» Братья «Не-Пушкины»

Почему Александр Пушкин не писал о своих троюродных дедах — Сергее и Михаиле?

Знание – сила
Темная лошадка Темная лошадка

Нейросеть — это программа, поведение которой определяется коэффициентами

Цифровой океан
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Открыть в приложении