Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историйЗнаменитости

Елена Яковлева: "Я бы не назвала это любовью. Он меня потряс"

Мы увлеклись прогулкой и в первый день ночевали на улице — развели мосты. В Москву я вернулась с ощущением, что, наверное, неправильно город выбрала для поступления и нужно было ехать в Ленинград. Вот до такой степени меня поразило это короткое путешествие.

Беседовала Наталья Николайчик

На Елене: платье Sabrina Scala, плащ Manila Grace, туфли Principe di Bologna, серьги YOU

Елена, мы с вами встретились в Санкт-Петербурге. Я знаю, он для вас — особенный, и не только потому, что здесь вы много снимались и часто бывали на гастролях. Вы к нему эмоционально привязаны. Сразу полюбили этот сложный и необычный город?

— Я бы не назвала это любовью. Он меня потряс. Первый раз я приехала сюда студенткой. У ГИТИСа был обмен с ЛГИТМиКом. Мы менялись с курсом, на котором училась Лариса Гузеева. Нас знакомили с городом.

Имя человека, который стал нашим личным экскурсоводом, я не вспомню, но он был просто удивительным. Водил нас по местам Достоевского и Пушкина. Их произведения цитировал наизусть. Говорил так ярко и выразительно, что мы практически наяву видели то, о чем он рассказывал. Происходил какой-то эффект экранизации! Помню, как мы зашли в квартиру, где якобы Раскольников старушку убил. На наш визит очень смешно отреагировали ее жильцы: «Опять пришли посмотреть, где старушку убили». Так сказать, констатировали факт. Для них это было в порядке вещей. Наш суперчеловек тут же стал цитировать «Преступление и наказание». Мне кажется, он знал его целиком — от начала до конца. Производило впечатление и то, что он знает вообще всего Достоевского чуть ли не наизусть. Он и сам как будто был его персонажем. В бледно-сереньком плаще, поношенном беретике, какой-то нездешностью в голосе и манере поведения...

Это был удивительный город. Мы увлеклись прогулкой и в первый день ночевали на улице — развели мосты.

Мы познакомились здесь с какими-то людьми, они решили нам показать город. И мы ходили-бродили, и они нас на такси провезли по какой-то набережной, где два горбатых мостика рядом с Летним садом. Когда их проезжаешь, аж сердце замирает, как на качелях. Это все студенческие воспоминания. Прекрасное время. Романтическая поездка в город, знакомство с людьми, совершенно непохожими на москвичей. Казалось, именно Ленинград — действительно культурная столица нашей страны. В Москву я вернулась с ощущением, что, наверное, неправильно город выбрала для поступления и нужно было ехать в Ленинград. Вот до такой степени меня увлекло и поразило это короткое путешествие.

— Следующая встреча с городом была другой?

— Абсолютно. Это уже работа, работа и еще раз работа. Я снималась здесь в картине «Полет птицы» ленинградского режиссера Владимира Григорьева. Партнерами стали Родион Нахапетов, Олег Ефремов, Юра Богатырев и Автандил Махарадзе. Я уже тогда работала в «Современнике» и бесконечно ездила из Москвы в Ленинград и обратно. Это было не так просто, как сейчас. Не существовало таких комфортабельных поездов, как «Гранд-экспресс» или «Сапсан», мы ездили на «Красной стреле». Практически в ней и жили, вернее, ночевали. Мотались из города в город. Снимемся в Ленинграде — и домой, играть спектакль в Москве. Отыграли спектакль — прыгаем в поезд и мчимся в Ленинград.

— Я слышала об одном артисте, который во время таких поездок устраивал себе комфортные бытовые условия. Он возил с собой специальные салфеточки, которые стелил на столик, менял казенное постельное белье на свое. И даже подушечка у него была своя.

— Я на такое не способна. И если вы думаете, что я вешала шторки в вагоне, стелила коврик, меняла постельное белье на свое, этого не было. К тому же это сейчас у меня такое привилегированное положение, и я одна занимаю купе. А много лет ездила не одна, а все время с соседями. Какой уж там быт? Человек поехал, лег, встал и пошел. Никаких особых условий тогда ни у меня, ни у других артистов не было. Никаких райдеров. Ничего подобного. Это слово «райдер» только сейчас вошло в обиход. У меня его до сих пор нет. Чем всех кормят, тем и меня. Условия обычные.

На Елене: платье Sabrina Scala, смокинг и серьги YOU

— Сейчас смены по двенадцать часов минимум, часто переработки. В советское время было совсем не так, сколько часов вы работали?

— Шесть часов. Снимали одну сцену в день, очень по-человечески. Поэтому оставалось большое количество времени для того, чтобы общаться. Телефонов и планшетов не было. Вагончиков не было. Все сидели на площадке, где какой-то уголочек освобождали для артистов. И это, наверное, один из самых прекрасных моментов в съемочном процессе — посидеть пообщаться со старшими товарищами. А на «Полете птицы» они у меня были нехилые. Они делились своими историями, опытом, интересными рассказами. Жалею, что не было диктофона, а то бы я записала их. Потому что на память уже надежды никакой. Все происходило очень давно и поэтому остались просто какие-то вспышки.

Например, Олег Николаевич... По сценарию я в него влюблена. Он директор завода, обжег лицо, когда тушил пожар, а я отдала ему кусок кожи с бедра, чтобы ему сделали операцию по пересадке. И вот мы лежим в одной больнице. Выходим вместе гулять. Идем по аллее к зданию. Проход долгий, мне по сценарию как будто бы больно, я по понятным причинам даже сидеть не могу. И режиссер говорит:

— Вы вдвоем идете. Тебе, Лена, больно. Но ты все равно хохочешь, заливаешься, потому что счастлива, ты же хорошее дело сделала — помогла человеку. И вот ты идешь, смеешься, а тебе Олег Николаевич рассказывает какую-то веселую историю.

Мы идем, и Олег Николаевич действительно начал рассказывать:

— Слушай, Ленка, вот приезжаю я на съемки «Войны и мира» к Бондарчуку, прихожу в гостиницу, смотрю, а в ресторане все артисты сидят пьяные и очень сильно понурые... — Ну, пьяные артисты — это весело, я легко засмеялась. А Олег Николаевич выждал паузу и продолжает: — Поле боя. Бондарчук идет по нему с багровыми от крови руками, смотрит на искореженные тела лежащих на поле людей, очки запотевают. Он видит лошадь с оторванной ногой, и кровь из нее сочится.

Я смотрю на него квадратными глазами. А режиссер кричит:

— Смейся, смейся!

Я выдавливаю из себя:

— Ха-аха-ха.

Смотрю на Олега Николаевича, он идет и улыбается. Я спрашиваю его:

— И что? — нужно же диалог продолжать, идет съемка.

— Ну вот, оторвали лошади ногу... Пока репетировали, пока то, пока се, кровь свернулась, и к следующей команде «Мотор!» оторвали ей вторую ногу. Ну, чтобы кровь текла.

Этой нашей прогулкой и чудной больничной панорамой заканчивалась история моей любви с директором завода. Потом моя героиня встречает другого мужчину. Она такая, много мужчин любила. Четверых. Но по очереди.

— Есть мнение, что артистам обязательно нужно влюбиться, если они играют любовь.

— Я с этим не согласна. Мне бы это мешало. Очень хорошие отношения, даже, можно сказать, дружба во время съемочного периода, когда можно и поболтать, и пообедать вместе за столом, и тебя не тяготит жующий рядом партнер, — это одно. А какие-то личные отношения — уже совсем другое... Хотя все пугали, что такая история у меня обязательно на этой картине случится, ведь Олег Николаевич ходок. Ничего подобного не было, только какие-то интересные разговоры, ну, не считая одного момента... Но, мне кажется, он меня просто проверял, провоцировал...

— Это правда, что он магически действовал на женщин?

— Чистая правда. Когда на мой вопрос про то, кто же будет играть директора завода, мне сказали, что Олег Николаевич Ефремов, я сразу чуть не умерла. Потому что работала в театре «Современник», и о Ефремове в нем ходили легенды не только как об артисте, но и как о мужчине. Когда увидела его на площадке, я поняла почему. Не знаю, как это назвать, аура или харизма, но его необыкновенное мужское обаяние плюс его талант покоряли мгновенно. Некрасив, неухожен, прокуренные руки. Но бездна какая-то в нем...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Миронов: неизвестная переписка Андрей Миронов: неизвестная переписка

Об Андрее Миронове с годами становится писать все труднее

Караван историй
Язык кошек и мозг таксистов: за что женщины получали Шнобелевскую премию Язык кошек и мозг таксистов: за что женщины получали Шнобелевскую премию

Женщины-ученые, которые внесли свой вклад в науку, не забывая о чувстве юмора

Forbes
Лариса Голубкина: Лариса Голубкина:

Я ощущала внутреннюю окрыленность и не собиралась ее терять

Коллекция. Караван историй
Вот что будет с телом, если каждый день стоять в планке Вот что будет с телом, если каждый день стоять в планке

Действительно ли планка — идеальное упражнение?

ТехИнсайдер
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Археологи обнаружили в Фанагории детскую спальню хазарского времени Археологи обнаружили в Фанагории детскую спальню хазарского времени

Владимир Кузнецов рассказал о результатах раскопок средневековой Фанагории

N+1
Андрей Соколов: Андрей Соколов:

Все, что ты делаешь, все равно делаешь о себе в той или иной степени

Караван историй
Зачем TikTok база изображений сексуализированного насилия над несовершеннолетними Зачем TikTok база изображений сексуализированного насилия над несовершеннолетними

С какими материалами работают модераторы контента в TikTok?

Forbes
Светлана Немоляева: Светлана Немоляева:

Наша судьба была предопределена

Коллекция. Караван историй
Роговица из свиного белка восстановила зрение 20 пациентам с кератоконусом Роговица из свиного белка восстановила зрение 20 пациентам с кератоконусом

Ученые разработали протезы роговицы глаза на основе коллагена из свиной кожи

N+1
Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
«Создательница ангелов»: история Хильды Нильссон, которая убивала детей «Создательница ангелов»: история Хильды Нильссон, которая убивала детей

«Создательница ангелов с улицы Брюкс» — самая известная в Швеции серийная убийца

VOICE
Николь Кидман: небесная звезда Николь Кидман: небесная звезда

Даже муж никогда не знает, что она вновь выкинет, какую вытянет карту из колоды

Караван историй
Если голуби перестанут трясти головой, они ослепнут! 5 удивительных фактов про голубей, о которых вы не догадывались Если голуби перестанут трясти головой, они ослепнут! 5 удивительных фактов про голубей, о которых вы не догадывались

Оказывается, голуби не так просты, как кажется!

ТехИнсайдер
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Красота по-османски: 5 бьюти-правил турчанок, которые стоит взять на заметку Красота по-османски: 5 бьюти-правил турчанок, которые стоит взять на заметку

Мы раскрыли тайну османских красавиц — бери их ключевые бьюти-правила на заметку

VOICE
Екатерина Васильева. Непридуманная история Екатерина Васильева. Непридуманная история

Трагичная история актрисы и народной артистки РСФСР Екатерины Васильевой

Караван историй
Можно ли удлинить ногтевое ложе? Да! Рассказываем, как это сделать Можно ли удлинить ногтевое ложе? Да! Рассказываем, как это сделать

Что делать, если природа не подарила тебе изящные ногти?

VOICE
Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
Маркировка полезности продуктов помешала производителю ввести европейцев в заблуждение Маркировка полезности продуктов помешала производителю ввести европейцев в заблуждение

Как меняется представление покупателей о вреде или пользе продукта

N+1
Александра Самохина. Две капли воды Александра Самохина. Две капли воды

Но я — это я, и у меня своя судьба...

Коллекция. Караван историй
10 недооцененных советских фильмов 10 недооцененных советских фильмов

Советские фильмы, которые незаслуженно остались в тени

Правила жизни
Алена Коломина: «Когда мне глобально чего-то хочется, мечты сбываются» Алена Коломина: «Когда мне глобально чего-то хочется, мечты сбываются»

Мне часто говорят: «А я думал, что ты повыше и побольше»

Коллекция. Караван историй
Эффективные способы укрепить ногти в домашних условиях Эффективные способы укрепить ногти в домашних условиях

На красоту и здоровье ногтей влияет множество факторов

VOICE
Как мы дошли до спотифая? Краткая история звукозаписи Как мы дошли до спотифая? Краткая история звукозаписи

Звучащая речь из 19 века преодолела свой путь в 21 век силами не одного ученого

ТехИнсайдер
Право на месть и милосердие: о чем говорили сторонники и противники смертной казни Право на месть и милосердие: о чем говорили сторонники и противники смертной казни

Отрывок из книги Тамары Эйдельман «Право на жизнь. История смертной казни»

Forbes
Беги быстрее: как спорт превратился в социальный лифт и почему он не всегда работает Беги быстрее: как спорт превратился в социальный лифт и почему он не всегда работает

Почему в большом спорте одни добиваются успеха, а другие уносят с собой травмы

Forbes
История одной вещи: тамагочи — великий и (немного) ужасный История одной вещи: тамагочи — великий и (немного) ужасный

Вспоминаем историю суперпопулярной японской игры

Правила жизни
Дружить с бывшими — признак психопатии? Дружить с бывшими — признак психопатии?

«Мы разошлись, но остались друзьями» — знакомое выражение?

Psychologies
В детстве вас не замечали: 7 последствий жизни в токсичной семье В детстве вас не замечали: 7 последствий жизни в токсичной семье

Какие «хвосты» из детства в токсичной семье могут отравлять взрослую жизнь?

Psychologies
Открыть в приложении