Мы очень хотим жить по собственному сценарию. Но не у всех это получается

PsychologiesПсихология

Как вещи влияют на вашу жизнь: 3 вопроса, чтобы сделать быт источником счастья

Большинство из нас хотят держать свою жизнь под контролем. Кто-то ходит для этого к психологу, кто-то верит только в свои силы, кто-то бежит советоваться с гадалками или составляет на Новый год карты желаний. Мы очень хотим — осознанно или нет — жить по собственному сценарию. Но не у всех это получается.

1200x675_0xsnzrjrfV_9953897347995342849.jpg
Фото: Кадр из сериала «Почему женщины убивают»

Дом-сценарист

А между тем у каждого из нас под рукой есть личный инструмент, который программирует нашу жизнь. Вернее, сначала мы сами неосознанно воссоздаем свои программы с помощью вещей для дома, а потом по созданным схемам же и живем.

Наш собственный дом — универсальный инструмент программирования жизненного сценария.

При этом в целом не важно, где вы живете: в квартире или на собственном участке, во дворце, на вилле или в комнате в коммуналке. А возможно, даже у родителей, снимаете угол, или нашли коробку на помойке и в ней живете. Все, что окружает вас, — отражение вашей психики, а заодно и четкая программа на дальнейшие годы. Наш мозг обожает алгоритмы. И интерьер вашей квартиры, которую вы видите каждый день, как нельзя лучше подходит для регулярного самопрограммирования.

Почему так происходит

Когда человек живет в каком-то пространстве, он обязательно пытается воздействовать на свою окружающую среду: какие-то картины, постеры повесить, переклеить обои, переставить мебель, купить интерьерные аксессуары. Делает он это исходя из уже имеющихся внутренних, сформированных ранее так называемых «жизненных сценариев», о которых писал Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры». Основной сценарий жизни, по Берну, формируется в нем под влиянием родителей до 6-7 лет.

Подобранные вещи в доме годами подспудно воздействуют на жильца, «диктуя» воспоминания, ощущения от вещей, создавая настроение, и не всегда только приятное

Получается круговая композиция: сначала человек воздействует на дом, а потом уже дом воздействует на человека. В некоторых случаях (если человек переехал в готовое, например, пространство) — подготовленный кем-то дом начинает свое влияние. Например, в отеле или съемном жилье, при посуточной аренде. Тогда-то у нас и возникают различные ощущения: от самых приятных до самых отвратительных (от «великолепно, я счастлив» до «не могу здесь находиться, все давит»).

«Китайская грамота»

Впервые о том, что вещи могут программировать наши жизни, я узнала более двадцати лет назад из китайского учения фэншуй. Я была юна и делала, как говорят мастера учения: как сказано делать, куда рекомендовано ставить тот или иной тип мебели и аксессуаров — так я и делала. А со временем заметила, что многие рекомендации отлично работали.

Я заинтересовалась этим феноменом, и уже позже, когда всерьез увлеклась психологией и получила второе высшее психологическое, изучила исследования швейцарского психолога и психиатра Карла Юнга в сфере символов и работы бессознательного, работы российского психолога, профессора С.К. Нартовой-Бочавер, рассматривающей дом как жизненную среду человека, и познакомилась со сценарным анализом Эрика Берна.

Мои эксперименты в том, что интерьер и вещи в нем действительно программируют нас, подтвердились. И я поняла принцип работы этих процессов.

Как это работает

Итак, по Берну, к семи годам мы уже бессознательно составили свой жизненный сценарий. Далее он будет несколько корректироваться (в редких случаях существенно видоизменяться) в течение жизни. Чаще всего — при каких-то стрессовых или повторяющихся событиях. Но в целом обычно человек выходит в жизнь с уже готовым «фильтром» из бессознательных ожиданий — каким он видит своего будущего партнера, свою работу или бизнес, того, кто он вообще такой.

Сообразно своему «фильтру» он подбирает себе жилье и вещи в дом, демонстрирует любовь или отторжение к тем или иным вещам

А любая вещь (домашний аксессуар, предмет мебели, даже тип рисунка и расцветки на обоях) — своего рода символ. Наше бессознательное, по Юнгу, хорошо понимает символы и ощущения от них. Все пространство буквально «закодировано» в символах и метафорах. И мы демонстрируем симпатию или антипатию к тому или иному предмету сообразно уже имеющемуся внутреннему сценарию.

Большинство вещей вокруг нас можно собрать в некие группы символов — вещи архетипичны. Мы бессознательно подбираем в свое окружение вещи, подходящие нам по архетипу. Можно сказать, по духу.

Карьеристов интересуют вещи, несущие печать успеха, подъема, статуса. Тех, кто стремится преимущественно к семейному благополучию или реализации в семье, не привлечет вещь, говорящая о достижениях социального успеха, у них эмоциональный отклик получат, например, статуэтки, изображающие счастливые семейные пары, образы маленьких детей, домашних животных. Сначала человек подбирает резонирующие с его внутренним настроем (то есть уже сложившимся внутренним сценарием) вещи, получает импульсы соответствующих эмоций. А затем он ощущает эти импульсы на регулярной основе годами, наблюдая собранное им же в интерьере.

Так происходит многолетнее, полубессознательное влияние психики на выбор вещей и вещей — на психику

А поскольку вне сценария на этой планете мы жить не можем — по Юнгу, все они уже существуют и содержатся в коллективном бессознательном, — дом буквально удерживает нас в выбранном сценарии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Краткая история времени Краткая история времени

От Большого взрыва до черных дыр

kiozk originals
Вы вернулись на маршрут Вы вернулись на маршрут

Московский ресторатор Алексей Пинский прокатился на внедорожнике Tank 500

Robb Report
5 ключей к разумному оптимизму 5 ключей к разумному оптимизму

Как видеть в жизни хорошее, не вступая в противоречие со здравым смыслом

Psychologies
Уметь = преуспеть Уметь = преуспеть

Есть такие умения, которые пригодятся везде и всегда. Их стоит отточить

Лиза
Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии

Как выглядит косметология будущего?

Forbes
История одной вещи: шапка-фернанделька, ставшая атрибутом пацанов 1980-х История одной вещи: шапка-фернанделька, ставшая атрибутом пацанов 1980-х

У такой вязаной шапки с узорами было несколько вариаций и еще больше имен

Правила жизни
Фантастические твари морских глубин. Зачем рыбы-удильщики плавают так, как будто уже умерли Фантастические твари морских глубин. Зачем рыбы-удильщики плавают так, как будто уже умерли

Что мешает глубоководным удильщикам передвигаться обычным способом

СНОБ
Много шума — и ничего Много шума — и ничего

Антирейтинг — топ-7 наиболее значимых технологических провалов нашего времени

РБК
Четверть — веха Четверть — веха

Несмотря на возраст, ТНТ продолжает искать новое и не боится экспериментировать

Правила жизни
Инновации как способ выживания Инновации как способ выживания

На макроуровне никакой активизации НИОКР в средних компаниях не замечено

Монокль
Самцы древнейших комаров оказались кровососами Самцы древнейших комаров оказались кровососами

Самцы древнейших комаров питались кровью, как и самки

N+1
Открытки на память Открытки на память

Новогодние ассоциации от команды Seasons

Seasons of life
Делу время, потехе час: как новый подход к работе поможет избавиться от прокрастинации Делу время, потехе час: как новый подход к работе поможет избавиться от прокрастинации

Может ли планирование боли и удовольствия помочь справиться с прокрастинацией?

Psychologies
Кино Кино

Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Правила жизни
В поисках альтернативы В поисках альтернативы

Нередко самая вкусная еда, одновременно является самой вредной. Как быть?

Лиза
Еще раз о числе π и о неразрешимой проблеме «квадратуры круга» Еще раз о числе π и о неразрешимой проблеме «квадратуры круга»

Два феномена – число π и египетские пирамиды – связаны невидимыми нитями

Зеркало Мира
Лана Дель Рей, Blur, Дельфин: лучшие музыкальные альбомы 2023 года Лана Дель Рей, Blur, Дельфин: лучшие музыкальные альбомы 2023 года

2023 год стал важной вехой в истории современной музыки

Forbes
Кто позолотил яйца Кто позолотил яйца

Ведомства не хотят верить в объективные экономические причины удорожания яиц

Монокль
В мире животных В мире животных

8 мест России, где можно понаблюдать за братьями нашими меньшими

Лиза
Почему дети не любят писать и как это исправить? Отвечает учитель Почему дети не любят писать и как это исправить? Отвечает учитель

Как научить ребенка писать сочинение

СНОБ
Как продвигать товары внутри маркетплейсов: инструкция для начинающих селлеров Как продвигать товары внутри маркетплейсов: инструкция для начинающих селлеров

Как начинающим предпринимателям продвигать свои товары и какие инструменты есть

Inc.
Камин в квартире — это реально? Камин в квартире — это реально?

Какие есть типы каминов, которые можно установить в обычных квартирах

CHIP
Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать

Программа Space Shuttle угодила в ловушку

Монокль
Чайная дорога России Чайная дорога России

Где проходил когда-то Великий чайный путь и шли караваны лошадей и верблюдов

Знание – сила
ВОЗмутительная политика ВОЗмутительная политика

Подходы к борьбе с табакокурением сегодня все больше напоминают охоту на ведьм

Наука
Невеликий театр Невеликий театр

Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of life
Человек исправленный и дополненный Человек исправленный и дополненный

Что лежит в основе генетических чудес и как сделать их доступными для всех?

Robb Report
Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент» Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБК
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Геннадий Хазанов: «Ничто так не разъединяет людей, как юмор» Геннадий Хазанов: «Ничто так не разъединяет людей, как юмор»

Геннадий Хазанов — о юмористических жанрах в советский период и сейчас

Монокль
Открыть в приложении