Геронтолог: «Не надо убеждать пожилых сидеть дома, лучше помогите найти им дело»
Кирилл Прощаев — о том, как заботиться о старших родственниках во время эпидемии и не только
Пожилым сейчас приходится сложнее всего: коронавирус для них опаснее, а карантин — строже. Как сейчас правильно разговаривать со своими старшими родственниками? Что можно для них сделать, чтобы смягчить стресс?
Эти вопросы Reminder задал Кириллу Прощаеву — директору научно-исследовательского медицинского центра «Геронтология».
— Как сейчас убедить пожилого родственника находиться дома?
— Почему вообще пожилого человека нужно в чем-то убеждать? Это полноценный член общества, он имеет такие же права на свое мнение, как и мы с вами. Такая патерналистская позиция, позиция опеки — не правильная. Если мы хотим диалога, нужно перестать в чем-то убеждать и начать партнерские отношения.
— Но ведь многие пожилые не верят в угрозу коронавируса и не соблюдают режим изоляции.
— Во-первых, да, некоторые пожилые люди не соблюдают режим изоляции и не верят в коронавирус, но также и многие молодые люди нарушают режим и не верят в коронавирус. Во-вторых, надо понять, почему человек нарушает режим изоляции. Потому ли, что не верит в коронавирус? Скорее всего, он все же в него верит: любой разумный человек сегодня понимает, в том числе благодаря официальным источникам информации, что угроза существует. Проблема не в этом, а в том, что человек не представляет, как поменять сложившийся ритм жизни.
Когда мы хотим убедить пожилого родственника соблюдать режим изоляции, нужно подумать: что мы ему предложим? Просто скажем: «Сиди в четырех стенах»? Ни один здравомыслящий человек себя в тюрьму добровольно не поместит. Мы должны найти достойную замену того, что он потеряет, соглашаясь на заключение дома.
— Что это может быть?
— Смысл в том, чтобы не просто заполнить время человека какими-то занятиями, чтобы он не мешал, например дать книгу или включить телевизор. Деятельность должна приносить пользу и ему, и другим членам семьи. Возможно, ваша бабушка раньше преподавала английский язык. Тогда она может по Skype учить внука, его друзей или еще кого-то. Может, бабушка ходила в магазин, а вы готовили. Тогда можно поменяться местами: вы заказывайте продукты или ходите в магазин, а бабушка пусть готовит.
— А если бабушка не любит готовить?
— Активный человек так или иначе найдет себе занятие. Кто привык посещать музеи, станет делать это онлайн. Главное — рассказать ему, что такая возможность есть, если вдруг он о ней не знает. Можно воспользоваться сегодняшней ситуацией, чтобы научить пожилого родственника пользоваться онлайн-сервисами — что полезно не только с практической точки зрения. Освоение технологий улучшает когнитивные функции, даже может замедлить прогрессирование ухудшений, если когнитивные функции уже начали нарушаться.
Но нужно презентовать технологии правильно. Не говорите: «Давай ты научишься пользоваться интернетом, это же так интересно!» Должна быть конкретная цель, которая соответствует потребностям человека. Приобретение новых знаний должно быть мотивировано, и поиск смыслов поможет освоению технологий, которые до пандемии были просто не нужны. Раньше человек мог сходить в банк и снять деньги, а потом отправиться в магазин и купить то, что ему нужно. Сейчас стоит научить его пользоваться онлайн-банком и делать покупки в интернете. Как только человек освоит один онлайн-сервис, он поймет, что с помощью интернета может сделать и еще что-то полезное.
— Могут ли освоить онлайн-банк и шопинг в интернете те пожилые, у которых снижены когнитивные функции?
— Здесь нужно исходить из практики: пробовать, и либо у человека получится освоить технологию, либо нет. Даже если у него есть болезнь, которая влияет на когнитивные функции, например болезнь Альцгеймера, все равно нужно пытаться научить его новому и задействовать его навыки. В этом контексте нужно поговорить о двух концепциях гериатрии: frailty (старческой астении) и resilience (возрастной жизнеспособности).