В двадцать седьмой раз были названы имена лауреатов приза Benois de la Danse

ЭкспертКультура

Танец, которого мы ждем

В двадцать седьмой раз были названы имена лауреатов приза Benois de la Danse — главного в мировом балете

Вячеслав Суриков

Балет «Волшебник страны Оз», за который композитор Мэттью Пирс и хореограф Септим Вебр были номинированы на приз Benois de la Dansе 2019 года. Балет Канзас-Сити. Фото Михаил Логвинов

Мировой балет балансирует между классическим танцем и модерном. Классика то уступает, то возвращает свои позиции. Даже на Benois de la Dansе, чьи основные события разворачиваются на сцене Большого театра, только по аплодисментам можно судить, что публика по-прежнему отдает предпочтение балетным движениям, которые оттачивались столетиями, и с некой настороженностью воспринимает танцы, созданные современными хореографами, заходящими в своих поисках все дальше и дальше. Солист компании «Мальпасо» Абель Рохо в танце «Моя сцена всегда со мной» заходит едва ли не дальше всех. Танцовщик с атлетической фигурой даже не пытается делать то, чем принято поражать публику: высокие прыжки с зависанием в воздухе. Он танцует в пределах трех квадратных настилов: приносит их с собой, раскладывает на сцене, а затем слегка перемещает. Это минималистический во всех отношениях танец. Он не только исполняется на небольшом пространстве, но и ограничивается минимальным диапазоном движений. Рохо не размахивает руками и ногами, а иногда почти не двигается.

Его танец открывает нам перспективу развития балета. Сотканный из механических движений, воспроизводящий кукольную пластику, балет мучительно пытается обрести первозданную естественность. Хореографы все чаще пытаются оборвать невидимые нити, привязанные к ногам и рукам танцовщиков. Но здание классического балета, воздвигнутое во второй половине XIX века гением Мариуса Петипа, по-прежнему остается незыблемым. Новый танец, не имеющий формы, растекается у его подножия, тогда как классический балет бесконечно множится и воссоздается на главных мировых сценах, с которых не сходят «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и примкнувшая к ним «Жизель». Балетные артисты, если хотят быть любимыми публикой, причем любимыми неподдельно, искренне, обречены проникать в пространство музыки Чайковского и Адана и существовать там, пока она звучит. Замыкает этот композиторский триумвират Людвиг Минкус — автор музыки к балетам «Баядерка» и «Дон-Кихот», с которыми также связано имя божественного Петипа.

То, что ему суждено было реализовать свой творческий потенциал в России да еще попасть в один исторический период с русским музыкальным гением Чайковским, предопределило судьбу русского балета. Настоящие «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» только на сцене Мариинского или Большого. И если какой-то другой театр захочет, хотя бы отчасти, приблизиться к величию мистериального действия, которое творится на сценах этих двух русских театров, он должен добавить в свои спектакли «щепотку» русского — пригласить либо русского постановщика, либо русских танцовщиков. Возможно, именно поэтому танцовщиков какого бы театра ни объявляли в номинациях Benois de la Dansе — звучали русские фамилии. И все же они воспринимались как птенцы, выпавшие из гнезда, еще не успевшие опериться и обрести силу для настоящего полета над сценой. Солисты Большого выглядели так, как выглядят футболисты, играющие на своем поле: сильными, уверенными и не нуждающимися в дополнительном подтверждении своего величия.

Но настоящие богини могут танцевать во всех местах сразу: им покоряются Москва и Санкт-Петербург, им покоряется мировая сцена. Светлана Захарова — прима-балерина сразу двух театров: миланского Ла Скала и Большого. В этом году она заняла в жюри место Юрия Григоровича — еще одного бога русского балета, сумевшего поставить балет (в котором до сих пор царили женщины) с главной мужской партией — «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Последние два года патриарх не участвует в заседаниях жюри и тем не менее остается его председателем. Benois de la Dansе неразрывно связан с его именем. Авторитет приза во многом зиждется на авторитете Юрия Григоровича, а он непререкаем. Замещающая его Захарова, балерина, достигшая в классическом балете всех мыслимых совершенств, постепенно движется в сторону модерна: второй год выпускает сольные спектакли, поставленные современными хореографами.

Один из них — Юрий Посохов, поставивший в паре с композитором Ильей Демуцким два балета на сцене Большого театра: «Герой нашего времени» и многострадальный «Нуреев». В прошлом году последний собрал почти все призы Benois de la Dansе. Балет редко попадает в афишу Большого, поэтому Benois de la Dansе — одна из возможностей увидеть хотя бы фрагмент из него. Вячеслав Лопатин вышел на сцену в номере «Письмо к Руди» и продемонстрировал страстный танец с завораживающей хореографией под музыку, в которой Демуцкий показывает фантастическое владение всеми инструментами воздействия на психоэмоциональное поле публики. Лопатин танцует свою партию в костюме: на нем брюки и пиджак поверх водолазки. Это отнюдь не сказочный принц, но живой человек, мечущийся в тюрьме собственных страстей. Мы видим ни на что не похожий танец, при этом с необычайно силой выражающий состояние исполняющего его персонажа.

Еще одно чудо, явленное в этом году зрителям гала-концертов Benois de la Dansе, — хореография Кристал Пайт, которая получила приз еще два года назад, но никак не может попасть на присуждение призов. В этот раз на церемонию награждения приехал ее представитель и привез с собой двух танцовщиков — они исполнили номер «Другой ты» на музыку Бетховена. Мы слышим до боли знакомую мелодию «Лунной сонаты» и видим зрелище, которое заставляет полностью ее переосмыслить: вместо неторопливого восхождения на вершину лирического состояния мы низвергаемся в пучину борьбы между добром и злом, сосуществующим в одном и том же человеке. Кристал Пайт освобождает музыку от наросших на нее стереотипов и воплощает ее в танце, придает ей форму, чтобы ее можно было созерцать. Один из шедевров хореографа балет «Времена года» на музыку Вивальди: она очищает ее от привычной смысловой оболочки, которую ей навязали музыковеды, и создает невиданное зрелище, шокирующее зрителей метафизическим глубинами.

В «Даме с камелиями» Джона Ноймайера, поставленной на музыку Фредерика Шопена, современный балет обрел шедевр, растиражированный всеми ведущими театрами мира. В Большом идет едва ли не образцовая его версия, и главную партию в нем танцует Светлана Захарова. Значительная часть номинаций Benois de la Dansе в нынешнем году связана именно с этим балетом. Хореография Ноймайера приближается к классическим образцам и в то же время позволяет показать все достижения современного танца, стремящегося к максимальной чувственности, к предельной открытости эмоций. Его вечный сюжет — история любви, рассказанная от лица женщины. Это балетный канон; его бесконечно пытается преодолеть современный танец, но, чтобы попытка оказалась успешной, нужно либо время, которое однажды заставит воспринимать хореографию Петипа как нечто вычурное, либо равный ему гений.

Балет нуждается также в своих композиторах. В этом году ни один из них не получил приза Benois de la Dansе. Что легко объясняется предпочтениями Светланы Захаровой: она необычайно чутко воспринимает музыку и жюри отказалось давать приз, хотя и Мэттью Пирс, автор музыки к балету «Волшебник из страны Оз», и Кейт Уитли, написавшая музыку к балету «Пламя», создали яркие произведения, заслуживающие внимания и искушенных меломанов, и широкой публики. Балет нуждается в новых визуальных формах, которые можно широко тиражировать. Как и драматическому театру, ему нужен выход на массовую аудиторию, но если театр драматический с трудом преодолевает языковой барьер, то у балета этого барьера нет. Балет из искусства для высшего света, искусства, создающего образ рая, трансформируется в искусство, которое может говорить на понятном всем языке и оказываться там, где его ждут. Что касается классики, то за ней в ближайшие сто лет добро пожаловать в Россию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

До и после покрышки До и после покрышки

Автомобильную резину можно встретить не только на дороге, но и в самой дороге

РБК
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
Космос отдадут бизнесу Космос отдадут бизнесу

Американцы намерены отдать МКС на откуп частным компаниям

Эксперт
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова

Способна ли наука создавать жизнь, управлять животными, даровать бессмертие?

Цифровой океан
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
«Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их «Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их

Как режиссер Мишель Франко говорит о проживании трагедии в фильме «Память»

Forbes
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Сера преткновения Сера преткновения

Каким радикальным способом разрубили норильский экологический узел

Монокль
Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья» Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья»

Неважно, кто твои предки. Параллели прослеживаются ведь в любой семье

Коллекция. Караван историй
Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах

О положении вестиментифер и погонофор в системе животного царства

Наука и жизнь
Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики

Как лихой «барон» потратил свой капитал на создание культурного наследия

Forbes
Соловецкое чудо Соловецкое чудо

Едем в Соловки плутать в лабиринтах и постигать русский дзен

Лиза
Страдает самооценка? Повысить ее может отказ от соцсетей! Интересные результаты исследования Страдает самооценка? Повысить ее может отказ от соцсетей! Интересные результаты исследования

Как социальные сети влияют на нашу самооценку?

ТехИнсайдер
Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества

Рассказываем о самых интересных сериалах-фантазиях о ближайшем будущем

Правила жизни
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Тревожная демография: как резкое снижение рождаемости влияет на глобальную экономику и кто на этом зарабатывает Тревожная демография: как резкое снижение рождаемости влияет на глобальную экономику и кто на этом зарабатывает

Как связаны глобальная экономика и снижение рождаемости?

Inc.
Открыть в приложении