Как не зависеть от смены сезонов в городе и оживить его улицы?

ЭкспертОбщество

«Спросите горожан: тротуар или линейный парк?»

Александр Бондарев

Спикер Московского урбанистического форума — 2023 Гил Пеньялоса в свое время открыл или перестроил в Боготе (Колумбия) более 100 парков. В России он пока известен главным образом проектами временного перекрытия улиц. Как не зависеть от смены сезонов в городе, оживить его улицы и обеспечить развитие? Об этом и о многом другом — в интервью Гила Пеньялосы «Эксперту».

— Господин Пеньялоса, вы основатель организации 8 80 Cities. Название следует понимать так, что это город, удобный для восьми- и восьмидесятилетних. Возможно ли это реализовать на практике?

— Проблема в том, что сегодня города проектируются так, будто в них живут одни тридцатилетние, причем активно занимающиеся спортом люди. Концепция 8 80 Cities очень простая, но действенная, как показывает опыт. Нужно просто приспособить весь город — вообще весь: здания, улицы, тротуары, парки — для детей и пожилых. И тогда будет хорошо всем, в возрасте от одного года до ста лет. Принципиально важно, что речь идет прежде всего о пешеходах. А пешеходная зона у любого человека начинается в том самом месте, где заканчивается любая из его поездок, за исключением велосипедной.

Птицы летают, рыбы плавают, люди начинают ходить в годовалом возрасте и, как правило, продолжают делать это до конца жизни. Дети, пожилые и все, кто по возрасту между ними, должны получить возможность с комфортом ходить пешком и ездить на велосипеде в любом месте в городе.

— И все-таки за трансформацию городов, их изменения в лучшую сторону отвечают в основном люди возраста 15-35+. Что должно быть в городе, чтобы он стал интересен для молодых?

— Все говорят о важности молодежи, но лишь немногие делают для нее что-то на самом деле. Успешными будут те города, которые смогут удержать и привлечь лучших людей в возрасте 15–35 лет. Это люди, которые умеют все, что угодно: варить кофе, ремонтировать машины, работать медсестрами, учителями и так далее. Они могут жить в любой точке мира. Почему они должны делать выбор в пользу Москвы или любого другого крупного города на планете? Качество повседневной жизни, отдых и развлечения будут иметь огромное влияние на экономическую конкурентоспособность городов. Во многом это инфраструктурные вопросы, но не менее важна и событийная программа, особые виды активности для молодых. И вместе с тем замечу, что ориентироваться все равно нужно в первую очередь на восьми- и восьмидесятилетних. Когда мы проектируем именно для них, например, комфортные и безопасные пешеходные переходы, эти переходы будут комфортны и безопасны для всех. Но если ориентироваться на горожан от 15 до 35 лет, переходы будут удобны только для них одних.

— Приходилось ли вам встречать примеры реализации своих идей в России, особенно таких масштабные, как Ciclovia в Боготе, когда более ста километров улиц на время превращались в пространства для пешеходов и велосипедистов? И наоборот, какие примеры городского планирования в России были полезны для вас?

— Мне нравится работать в России. Я работал в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Норильске, Смоленске. Примеров, подобных Ciclovia — этот проект еще называют «Открытыми улицами», — мне видеть не приходилось. Но мне очень хотелось бы, чтобы в российских городах он был рано или поздно реализован. Это же просто. Летом, каждое воскресенье, с 10 до 16 часов, перекрывать для автотранспорта сеть улиц по всему городу. Чтобы люди могли по ним ходить, бегать, кататься на велосипедах, на роликах, танцевать — все, что угодно. Главное — без машин. Улицы — это общественные пространства. Они могут использоваться гибко, в зависимости от времени суток, дня недели, времени года.

— Да-да, вы часто подчеркиваете важность улиц как общественных пространств. Можно ли их рассматривать как своего рода линейные парки нового времени?

— Если посмотреть на города с высоты, то 20–30 процентов их площади — это улицы. Отвечая на предыдущий вопрос, я показал, насколько гибким может быть их использование.

Большинство улиц слишком длинные, а полосы для автомобилей слишком широкие. Их можно изменить так, чтобы освободить место для тротуаров, защищенных велосипедных дорожек, скамеек и, конечно, для зелени. Линейные парки можно устраивать как на магистральных улицах, так и на улицах местного значения. Спросите горожан, что им больше нравится — широкий тротуар или парк? Большинство наверняка выберет более зеленый вариант. В Мельбурне за последние несколько лет 60 гектаров замощенных пространств на улицах, предназначенных для автомобилей, превратились в зеленые зоны для пешеходов. Париж сегодня занят трансформацией своего самого знаменитого бульвара — Елисейских Полей — в великолепный линейный парк. Так можно сделать и в Москве, и вообще повсюду. Переход от серого к зеленому — набирающая силу тенденция.

— Вы давно живете в Торонто. Как северянин со стажем, что бы вы могли предложить для городов в холодном климате? Что нужно делать, чтобы зимой они стали более комфортными для пеших и велосипедных прогулок?

— Как говорят скандинавы, «не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда».

Города должны стремиться к тому, чтобы люди жили вне сезонной парадигмы и прежде всего перестали зависеть от зимы. Когда выпадает снег, сначала правильно очищать тротуар, затем велосипедные дорожки, и только потом проезжую часть. Сегодня чаще делают наоборот.

Гораздо больше, чем холод, людей беспокоит темнота. Я видел в центре Петербурга множество тротуаров с большим количеством фонарей: светло как днем! Но часто бывает, что проезжая часть освещена хорошо, а тротуары темные. Что мешает половину фонарей развернуть в сторону тротуаров?

Можно устраивать разные мероприятия в парках. Мы должны творчески подходить к организации активностей зимой на открытом воздухе. Нужно воспринимать снег как благо, играть и спускаться с горки на санках, кататься на коньках, оборудовать автобусные остановки навесами для защиты от ветра и осадков. Решений множество.

— Французский философ Эрик Саден недавно выпустил книгу «Тирания Я: конец общего мира» (2021, русский перевод 2023). Если коротко, то эта тирания индивида, основанная на чувстве его иллюзорного всесилия, которое, в свою очередь, основано на нашей зависимости от цифровых приложений в смартфоне и соцсетей. Эрик утверждает, что даже электросамокат — зло, потому что люди, которые на нем ездят, в упор не замечают других. Может, не стоит эти самокаты так уж продвигать, как это делается сегодня?

— Социальные сети могут быть полезны и молодым, и пожилым уже в том, что помогают узнать, когда и какие мероприятия проходят в парках, где устраиваются концерты, проводятся игры, квесты, открываются новые рестораны и кафе. Помогает и наличие хорошего бесплатного Wi-Fi в общественных местах.

В плане мобильности приоритет должен быть у пешеходов. За ними следуют обычные велосипедисты, потом люди на электровелосипедах и самокатах, потом — пассажиры общественного транспорта и в самую последнюю очередь — автомобилисты, потому что они занимают больше всего места на дороге и более всего загрязняют окружающую среду.

Так что весь вопрос в приоритете движения. Люди на самокатах — это в целом хорошо, но эта сфера должна быть отрегулирована. Как и для велосипедов, для самокатов следует проложить специальные дорожки и ограничить скорость движения до 20–25 километров в час. Запретить ездить по тротуарам. При нарушении запрета либо штрафовать, либо отбирать самокат. В любом случае у электросамокатов есть преимущества перед автомобилями. Им нужно гораздо меньше места, они не производят вредных выхлопов, имеют панорамный обзор и, в чем бы их ни обвинял французский философ, все-таки они глубоко интегрированы в социальную жизнь улицы.

— Не является ли мастер-план городского развития лучшим видом современного общественного договора?

— Что касается мастер-планов развития городов, то они хороши тем, что предлагают общее видение того, как мы хотим жить. Это как пазл, в который власть, бизнес и горожане должны сложить свои фрагменты, не нарушая общей картины. Важно честно выслушать граждан всех возрастов, достатка, происхождения, сосредоточиться на общественном благе. У него бесспорный приоритет перед любыми частными интересами.

Справка

Гил (Гильермо) Пеньялоса — основатель и председатель организации 8 80 Cities, создатель и руководитель образовательной инициативы «Города для всех», президент Ассоциации Гила Пеньялосы. Работал более чем в 350 городах мира. Дважды избирался председателем Всемирной организации городских парков. В 2023 году был назван авторитетным изданием Identity Review одним из 15 лидеров мнений в области устойчивого развития городов, а также вошел в список 100 самых влиятельных современных урбанистов по версии Planetizen.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новые пророчества Нассима Талеба: будет ли третья мировая война? Новые пророчества Нассима Талеба: будет ли третья мировая война?

В cвоей новой работе Нассим Талеб предстает в роли ученого-математика

Эксперт
Что такое безглютеновый хлеб и почему он полезен далеко не всем Что такое безглютеновый хлеб и почему он полезен далеко не всем

Есть ли спрос на безглютеновый хлеб и что это ― панацея или новый тренд

РБК
Путь к мозгу лежит через микробиом Путь к мозгу лежит через микробиом

Бактерии, живущие внутри нас, изучаются как полноценный человеческий орган

Эксперт
Мифы о ножах, в которые мы верим благодаря фильмам Мифы о ножах, в которые мы верим благодаря фильмам

Почему нож нельзя метать и держать его в зубах?

Maxim
Терминатор Т-800 Терминатор Т-800

Правила жизни Терминатора Т-800

Правила жизни
Конец отношений или пауза. Что такое гостинг и в чем его причины Конец отношений или пауза. Что такое гостинг и в чем его причины

Почему мужчины иногда пропадают без всяких видимых причин и как быть?

Лиза
Солнце меняет климат Солнце меняет климат

Почему климат на Земле так стремительно меняется

Наука и жизнь
Ближе не будет Ближе не будет

Юлия Высоцкая пригласила к разговору о роли отца психолога Леонида Кроля

Psychologies
В движении В движении

Мария Шурочкина каждый день старается сделать хоть один шаг вперед

OK!
Всегда в движении Всегда в движении

Физическая активность имеет множество преимуществ для здоровья

Лиза
Первая свежесть Первая свежесть

Российские шефы поделились своим мнением о российской рыбе и морепродуктах

Bones
Из чего состоит сон: подробный научный разбор Из чего состоит сон: подробный научный разбор

Что происходит, когда мы принимаем наконец горизонтальное положение и засыпаем

Psychologies
Правда ли, что в Древнем Египте братья брали в жены сестер: тонкости внутрисемейного брака Правда ли, что в Древнем Египте братья брали в жены сестер: тонкости внутрисемейного брака

Насколько распространены были браки внутри королевских семей Древнего Египта?

ТехИнсайдер
Принцессы так не поступают: 5 явных признаков того, что Меган Маркл была обречена на «мегзит» Принцессы так не поступают: 5 явных признаков того, что Меган Маркл была обречена на «мегзит»

Вот пять грубых нарушений, которые допустила Меган Маркл

VOICE
Микроорганизмы разогрели Землю во время ледникового периода 300 миллионов лет назад Микроорганизмы разогрели Землю во время ледникового периода 300 миллионов лет назад

Быстрое потепление 304 млн лет назад произошло из-за большого количества метана

ТехИнсайдер
«Отказаться от роли эксперта по жизни другого человека»: почему психолог не должен командовать и наставлять «Отказаться от роли эксперта по жизни другого человека»: почему психолог не должен командовать и наставлять

Как психологи помогают своим клиентам раскрывать потенциал к саморазвитию

Psychologies
Майк Омер: «Пламя одержимости». Отрывок из третьей книги цикла Майк Омер: «Пламя одержимости». Отрывок из третьей книги цикла

Отрывок из истории переговорщика Эбби Маллен, которая встречается с прошлым

СНОБ
Олег Шкловский: «Всегда говорил, что я — Джеки Чесней из Марьиной рощи» Олег Шкловский: «Всегда говорил, что я — Джеки Чесней из Марьиной рощи»

Олег Шкловский — о том, какие нелегкие испытания ему пришлось пройти в жизни

Караван историй
Ралли «Шёлковый путь 2023». Итоги Ралли «Шёлковый путь 2023». Итоги

Новое издание было уникально как по спортивной составляющей, так и по эмоциям

4x4 Club
Что будет, если летом уснуть на голой земле Что будет, если летом уснуть на голой земле

Насколько опасно для особей нашего вида спать на земле летом

Maxim
Дизайн блюда Дизайн блюда

В молодости я никогда не думал, что стану поваром, который сам придумывает блюда

Bones
Какого разоблачения боялся Пол Уокер? Тайные романы звезд, о которых стало известно только после их смерти Какого разоблачения боялся Пол Уокер? Тайные романы звезд, о которых стало известно только после их смерти

Секреты знаменитостей, ставшие достоянием общественности уже после их смерти

VOICE
Берегись инфоцыган Берегись инфоцыган

Как выбрать онлайн-курсы, защититься от инфоцыган и не потерять деньги

Лиза
Пища для ума: эти доступные продукты Пища для ума: эти доступные продукты

Продукты, которые поддержат активность перегруженного мозга

VOICE
Во власти гордыни: какую выгоду несет роль жертвы Во власти гордыни: какую выгоду несет роль жертвы

Почему в позиции жертвы мы чувствуем странную гордость?

Psychologies
Я, робот. Шесть вопросов о будущем робототехники Я, робот. Шесть вопросов о будущем робототехники

Роботы не одухотворены, но в каждом из них есть частичка человеческого тепла

Цифровой океан
Юрская рыба подавилась аммонитом Юрская рыба подавилась аммонитом

Немецкие палеонтологи описали окаменелость раннеюрской рыбы

N+1
«Мой автомобиль — это продолжение меня» «Мой автомобиль — это продолжение меня»

Главные помощники Полины Гагариной — это тайм-менеджмент и автомобиль

OK!
Грызите семечки! Грызите семечки!

В чем польза тыквенных семечек для организма

Лиза
Описать технический прогресс. Кто придумал теорию для двигателя внутреннего сгорания Описать технический прогресс. Кто придумал теорию для двигателя внутреннего сгорания

Для своего времени ДВС стал настоящим чудом инженерной мысли

СНОБ
Открыть в приложении