РЖД совместно с китайскими партнерами открывают международное сообщение

ЭкспертБизнес

Сделай свой груз

РЖД совместно с китайскими партнерами открывают для международного сообщения транспортнологистический центр «Белый Раст». Стратегическая цель пилотного проекта — развитие собственной высокомаржинальной грузовой базы

Сергей Кудияров

Третьего июля из Китая в направлении транспортнологистического центра (далее — ТЛЦ) «Белый Раст» отправился первый грузовой поезд с 42 контейнерами. Это крупнейший из действующих ТЛЦ в стране, пилотный проект в перспективной опорной сети подобных центров на железных дорогах России. Создание такой сети — неотъемлемая часть превращения железнодорожной монополии из обычного перевозчика в универсальную логистическую компанию, в русле мирового тренда, заданного отраслевыми лидерами, в частности Deutsche Bahn (DB). Поэтому неслучайно дочерняя структура DB готовила технико-экономическое обоснование «Белого Раста».

Дорого и долго

Проект реализован РЖД совместно с китайской Liaoning Port Group на территории Дмитровского района Московской области. Смета создания ТЛЦ весьма внушительна — 23 млрд рублей. Первая очередь проекта включает в себя три фронта погрузки/выгрузки по 1050 м, складские помещения площадью 36 тыс. кв. м, что позволит обрабатывать до 300 тыс. ДФЭ. После ввода в эксплуатацию третьей, завершающей очереди проекта мощность ТЛЦ составит 725 тыс. ДФЭ. Для сравнения: общий объем железнодорожных перевозок контейнеров в России по итогам 2019 года составил чуть менее 5 млн ДФЭ.

Реализация этого проекта началась силами РЖД еще в 2009 году. Первая грузовая отправка из «Белого Раста» была совершена только в декабре 2019 года (во внутрироссийском сообщении, поезд на Новосибирск) — почти через десять лет после начала реализации проекта. К тому времени проект превратился из детища РЖД в совместное предприятие с китайцами, которые в 2016 году выкупили долю в 49% за 1,95 млрд рублей.

«Первоначально проект задумывался в качестве компенсации и альтернативы закрывающимся грузовым дворам РЖД в Москве с соответствующим переключением грузовой работы из московских и областных терминалов», — рассказывает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. — Ввод первой очереди планировался в 2015 году. Однако в силу ряда нюансов, по большей части административных, развитие проекта было затруднено, а альтернативный проект ТЛЦ “Ворсино” в Калужской области, наоборот, получил зеленый свет, переключив на себя определенные объемы перевозок».

ТЛЦ «Ворсино» (инвестор — «Трансконтейнер Фрейт Вилладж Калуга») обошелся всего в семь миллиардов рублей и уже в 2014 году начал работу. Мощность его терминала составляет 350 тыс. ДФЭ в год (с потенциалом расширения до 500 тыс. ДФЭ), уже достигнутая фактическая загрузка — около 160 тыс. ДФЭ в год.

Развивая ТЛЦ, РЖД пытается уйти от доминирования в перевозках массовых низкодоходных грузов, прежде всего угля

Смена курса

Еще в 2012 году в недрах РЖД появилась «Концепция создания терминальнологистических центров на территории Российской Федерации». Документ указал на недостатки, существовавшие к тому моменту в функционировании российского железнодорожного транспорта, и предложил пути их преодоления — за счет развертывания опорной сети ТЛЦ. Положительный эффект от создания сети оценивался как возможность дополнительного привлечения на железную дорогу до 120 млн тонн высокодоходных грузов.

К моменту принятия концепции грузовые дворы работали более чем на 570 железнодорожных станциях, но их эффективность не всегда была высокой. Кроме того, грузовая база железнодорожных перевозок все больше смещалась в сторону массовых, но низкодоходных грузов, таких как уголь (в прошлом году на него пришлось уже 29% погрузки РЖД). В то время как более ценные грузы, менее массовые, уходили на автомобильный транспорт. Конкретные тарифы сильно зависят от вида груза, способа отправки и даже от маршрута. Но укрупненно по сети можно указать, что если уголь в среднем дает железнодорожникам порядка 20 копеек на тонно-километр, то перевозка товаров народного потребления — 70 копеек.

Тем временем частные компании, работающие в сфере транспорта и логистики, не ждали милостей от железнодорожной монополии, а сами ради привлечения более ценных грузов начали развивать объекты транспортнологистической инфраструктуры — в том виде, как они это понимали. Среди таких игроков можно отметить «Евросиб», «Логопром», Национальную контейнерную компанию, Fesco.

Примеры реализации крупных проектов ТЛЦ на железнодорожном транспорте в России есть. Можно указать на вышеупомянутый центр «Ворсино». Другие интересные примеры — запущенный в 2014 году ТЛЦ «Ховрино» в Москве (2,5 млн тонн в год), запущенные в 2018-м ТЛЦ «Восточный» (200 тыс. ДФЭ) в Подмосковье и ТЛЦ «Калининград» (450 тыс. ДФЭ) в Калининградской области.

Как сообщает инвестиционная компания InfraOne, в мировой практике есть опыт реализации еще более крупных проектов в транспортно-логистической инфраструктуре, чем российские ТЛЦ. Например, BNSF LP Terminal в американском Чикаго имеет мощность 800 тыс. ДФЭ в год — то есть больше, чем запланировано для «Белого Раста» даже при полностью успешном развитии этого проекта.

РЖД сегодня выражают заинтересованность в развитии (и в собственном участии в качестве соинвестора) семи новых ТЛЦ, включая расширение «Белого Раста».

«В случае реализации бизнес-плана развития ТЛЦ “Белый Раст” в полном объеме это будет самый ближний к Москве и один из самых мощных и диверсифицированных терминалов по обработке контейнерных и контрейлерных грузов, находящийся рядом с крупными автомагистралями, автомобильным и железнодорожным кольцом, — говорит Владимир Савчук. — Ввод такого терминала ощутимо увеличит конкуренцию на рынке, что благоприятно скажется на клиентах железных дорог, а это снизит расценки и повысит качество услуг. В ближайшее время стоит ожидать развития комплексных транспортных продуктов через терминал с крупнейшими операторскими и логистическими компаниями. Это будут и внутренние, и экспортно-импортные перевозки».

Однако, как отмечает Владимир Савчук, для того чтобы выйти на проектную мощность первой очереди (по проектной документации 275 тыс. ДФЭ в год), понадобится не менее трех-четырех лет. Терминал будет конкурировать не только с ТЛЦ «Ворсино», но и с другими терминалами, пока сохраняющимися в Москве, такими как «Ховрино» и отчасти «Кунцево». Часть услуг по обработке и хранению рефрижераторных контейнеров, а также обработке контрейлерных грузов может предоставляться уже на первом этапе.

Впрочем, по оценкам экспертного центра HeadWork Analytics, в Московском железнодорожном узле, на обслуживание которого будет ориентирован «Белый Раст», оборот только контейнерных грузов до 2030 года вырастет почти вдвое, более чем до 1,5 млн ДФЭ.

С другой стороны, как отмечает Владимир Савчук, «в принципе проект ТЛЦ “Белый Раст” можно масштабировать на другие регионы России, модернизируя его под соответствующие объемы перевозок и востребованную структуру услуг по обработке грузов».

Фото: Итар-ТАСС/ пресс-служба ОАО «КОКС»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла» Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла»

Книги, которые делают умных умнее

Эксперт
Как продать ручку на собеседовании: пример продажи, который будет полезен каждому Как продать ручку на собеседовании: пример продажи, который будет полезен каждому

Советы, которые будут полезны тем, кто претендует на позицию менеджера

Playboy
«Мы всех обошли» «Мы всех обошли»

Глава ОСК — о перспективных технологиях в судостроении

Эксперт
Легальный наркотик: как избавиться от пристрастия к сосудосуживающим каплям Легальный наркотик: как избавиться от пристрастия к сосудосуживающим каплям

Насколько опасно пристрастие к каплям от насморка?

Cosmopolitan
Эдуард Лимонов Эдуард Лимонов

Правила жизни Эдуарда Лимонова

Esquire
Как устроены школы в США? 10 главных особенностей Как устроены школы в США? 10 главных особенностей

Чем школы в Америке отличаются от российских?

Psychologies
Победитель не должен быть проклят Победитель не должен быть проклят

Нобелевские лауреаты по экономике 2020 года развили теорию аукционов

Эксперт
Кирилл Лятс: Гитлерград Кирилл Лятс: Гитлерград

Отрывок из романа Кирилла Лятса в жанре альтернативной истории

СНОБ
Петен: гордость Франции и символ предательства Петен: гордость Франции и символ предательства

До 1940 года Петен считался национальным героем, а после — гнусным изменником

Дилетант
«Требуем расстрелять нашего сына»: самый молодой преступник в СССР «Требуем расстрелять нашего сына»: самый молодой преступник в СССР

Владимир Винничевский — самый молодой серийный убийца в СССР

Cosmopolitan
Олег Нестеров. Как в последний раз Олег Нестеров. Как в последний раз

Интервью с Олегом Нестеровым

Караван историй
«Вирусная» песня зонотрихий за шестьдесят лет захватила всю Канаду «Вирусная» песня зонотрихий за шестьдесят лет захватила всю Канаду

За шестьдесят лет птицы белошейные зонотрихии полностью изменили свой репертуар

N+1
Сухие и ломкие волосы у мужчин: причины и советы по уходу Сухие и ломкие волосы у мужчин: причины и советы по уходу

Когда вместо шевелюры — пучок сухого сена

Playboy
«Цивилизация запахов. XVI — начало XIX века» «Цивилизация запахов. XVI — начало XIX века»

Отрывок из книги Робер Мюшембле о восприятиях запаха

N+1
Вертикальные фермы повысят урожайность пшеницы в 600 раз Вертикальные фермы повысят урожайность пшеницы в 600 раз

Вертикальные фермы — спасение для регионов, которые плохо подходят для пшеницы

N+1
Из волшебного мира в реальность: что стало с актерами фильмов о Гарри Поттере Из волшебного мира в реальность: что стало с актерами фильмов о Гарри Поттере

Досье на повзрослевших актеров поттерианы

Cosmopolitan
Артист широкого профиля Артист широкого профиля

Кирилл Петров — о сольных проектах, театре, поэзии и о своем главном слушателе

OK!
Как я пытался стать мусорным королем Новочеркасска, организовав раздельный сбор отходов. И почему у меня не вышло Как я пытался стать мусорным королем Новочеркасска, организовав раздельный сбор отходов. И почему у меня не вышло

История бизнесмена, решившего организовать сбор, сортировку и продажу мусора

Inc.
Зомби на дне: что превращает обитателей океана в «живых мертвецов» Зомби на дне: что превращает обитателей океана в «живых мертвецов»

Среди морских звезд распространяется убийственная эпидемия

Популярная механика
Наше время Наше время

Актриса Марина Александрова: о своих близких и зачем дома вигвам

Домашний Очаг
«Точку невозврата мы пройдем в ближайшие три года» «Точку невозврата мы пройдем в ближайшие три года»

Электроавтомобили сформируют будущее мобильности

Эксперт
Переосмысляя красоту: как изменились наши представления о маскулинности и феминности Переосмысляя красоту: как изменились наши представления о маскулинности и феминности

Как мы переосмысляем отношение к своему телу и тому, во что мы его одеваем

Forbes
Как «работают» ароматы: хитрости, которые помогут произвести впечатление Как «работают» ароматы: хитрости, которые помогут произвести впечатление

Какой силой обладают запахи и как функционирует наше обоняние

Cosmopolitan
Как всё успевать, когда у вас миллион срочных дел. Метод временных блоков Как всё успевать, когда у вас миллион срочных дел. Метод временных блоков

Управленческий талант проявляется в том, чтобы контролировать время

Inc.
Большое Никитское отступление Большое Никитское отступление

Знаменитая усадьба в центре Москвы может превратиться в большую стройку

Огонёк
Когда стройка ждет железобетон Когда стройка ждет железобетон

Как Кемеровский ДСК втрое увеличил производство

Эксперт
Правила жизни Вуди Харрельсона Правила жизни Вуди Харрельсона

Актер, Техас, США, 59 лет

Esquire
Может, зря переживаешь? Может, зря переживаешь?

Что происходит у нас за спиной? Надо выяснить

Лиза
Трагическая история Жанны Фриске: Трагическая история Жанны Фриске:

Какой была жизнь Жанны Фриске?

Cosmopolitan
Квантовые компьютеры учатся работать с «квантовыми данными» Квантовые компьютеры учатся работать с «квантовыми данными»

Квантовое машинное обучение может применяться для квантовых данных

Популярная механика
Открыть в приложении