О выпуске сверхлегких реактивных бизнес-джетов и разработке газовых турбин

ЭкспертHi-Tech

«Победа» из конструктора

На новом сборочном производстве самолетов Epic Victory в подмосковном Ступине может быть создано до тысячи рабочих мест

Гендиректор S7 Airlines Владимир Объедков представил губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву проект создания нового предприятия по выпуску сверхлегких реактивных бизнес-джетов Epic Victory в деревне Торбеево Ступинского района Московской области. Его строительство займет, как ожидается, около трех лет и обойдется примерно в 13 млрд рублей, включая затраты на сертификацию воздушного судна по российским стандартам. Проектная мощность нового завода составит порядка 20 самолетов в год — их планируется собирать из крупных узлов и агрегатов, которые будут поставляться из США. Впрочем, часть компонентов для своих бизнес-джетов S7 намерена приобретать в России. Прежде всего это касается сверхпрочных углепластиков, из которых состоит фюзеляж Epic Victory, его крылья, а также хвостовое оперение. Более того, по некоторым данным, в нашей стране даже может быть создана специальная лаборатория для производства и тестирования композитных материалов.

Epic Victory — уникальная машина с очень сложной судьбой. Еще в начале 2000-х ее разработала американская компания Epic Aircraft, а летом 2007 года этот экспериментальный самолет совершил свой первый полет. На борту Epic Victory может разместиться всего пять человек, включая пилота. Весит машина очень мало — 2720 кг, но при полной загрузке может преодолевать довольно большое расстояние — порядка 2200 км с крейсерской скоростью чуть менее 600 км в час. При этом Epic Victory оснащается всего одним реактивным двигателем. Сначала это была силовая установка Williams FJ33, но впоследствии ее решено было заменить на PW600 компании Pratt & Whitney Canada. Такие технические характеристики позволяли надеяться на хорошие продажи, особенно в США, где развиты малая частная авиация и бизнес авиа-такси.

Однако наладить массовый выпуск модели Victory так и не удалось. Все дело в весьма специфической производственной модели, которую практиковала Epic Aircraft. Эта компания намеревалась поставлять своим клиентам не готовую машину, а лишь комплект деталей, из которого покупатель должен был сам собрать самолет, задействовав при этом весьма специфическое оборудование. Такая схема позволяла предложить клиентам довольно привлекательную цену — примерно 1,1 млн долларов за машинокомплект.

Но желающих собирать самолеты из конструктора своими силами не нашлось. И уже в 2009 году Epic Aircraft объявила о банкротстве. Ее активы первоначально выкупила китайская авиастроительная корпорация AVIC, которая хоть и выпустила в общей сложности почти полтора десятка самолетов Epic Victory, но кардинально изменить ситуацию не смогла и в марте 2012 года перепродала этот бизнес компании Engineering LLC, подконтрольной совладельцу S7 Group Владиславу Филеву. Этот предприниматель известен своей страстью к малой авиации, его часто можно видеть за штурвалом самолетов Epic Aircraft. Кстати, помимо модели Victory эта компания сейчас завершает сертификацию в США еще одной своей разработки — турбовинтового самолета Epic E1000 для перевозки пяти пассажиров на расстояние до трех тысяч километров. Но если последняя рассчитана в основном на рынок США, то модель Victory ступинской сборки — преимущественно на продажи в СНГ.

Известно, что российские компании и предприниматели владеют в общей сложности примерно пятью сотнями бизнес-джетов. Причем подавляющая часть из них зарегистрирована в офшорных юрисдикциях, а значит, выполнять внутренние перелеты по России на таких воздушных судах нельзя. В то же время появление Epic Victory отечественной сборки открывает перед владельцами офшорных бизнес-джетов возможность приобрести относительно недорогой самолет российского производства в качестве дополнения к своему авиапарку для эксплуатации в нашей стране. По оценкам главы консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, общий рынок сбыта Epic Victory на нынешнем этапе составляет порядка 300 машин. При этом цена самолета, как ожидается, не превысит трех миллинов долларов, что позволит ему успешно конкурировать с японскими HondaJet и бразильскими Phenom 100. Эти машины стоят 4,8 млн и 3,8 млн долларов соответственно, а их суммарные мировые продажи составляют порядка 60–70 единиц в год.

Попытка номер два

«Силовые машины» займутся разработкой газовых турбин большой мощности и к 2022 году планируют представить образцы, пригодные для запуска в производство. Как заявил председатель совета директоров компании Алексей Мордашов, речь идет о газовых турбинах мощностью 65 и 170 МВт для тепловых электростанций.

Под этот проект компания запросила государственные субсидии в размере 7,5 млрд рублей — и, в общем, встретила понимание в правительстве. Президент России Владимир Путин распорядился выделить в 2019 году на газовые турбины три миллиарда рублей из федерального бюджета. Предполагается, что «Силовые машины» будут осуществлять этот проект в кооперации с оборонными предприятиями.

Не секрет, что сейчас серийных образцов отечественных газовых турбин большой мощности в России нет. Есть производство турбин малой мощности (для авиадвигателей, кораблей и т. д.), но для современных крупных электростанций этого мало. Есть производство паровых турбин — именно они были основой советской тепловой генерации в силу обилия и дешевизны топлива в условиях плановой экономики, и, как говорил некогда возглавлявший РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, «у нас нет хороших газовых турбин из-за уродств советской экономики». Однако развитие энергетики в новых, уже рыночных, условиях привело к росту спроса на газовые турбины, который покрывался за счет продукции иностранцев. Не секрет, что в мире всего четыре крупных игрока имеют технологии выпуска газовых турбин большой мощности — Siemens, General Electric, Mitsubishi Heavy Industries и Ansaldo. И если раньше большого значения этому не придавали, то после возвращения Крыма в состав России зависимость от иностранцев в столь критической сфере стала невыносимой. Здесь можно вспомнить скандал с поставками турбин на строящиеся в Крыму электростанции, а также некоторые другие случаи.

Попытки создать отечественную газовую турбину большой мощности предпринимались и ранее. В частности, еще в 1990-е годы были созданы опытные образцы турбины ГТД-110, а начиная с 2012-го НПО «Сатурн» ведет работу над ее более совершенной версией — ГТД110М мощностью 120 МВт. Но пока без особого успеха: опытно-промышленный образец предполагалось получить еще в прошлом году, но испытания и устранение проблем продолжаются до сих пор.

Отметим, что потенциальную потребность России в газовых турбинах большой мощности в НПО «Сатурн» ранее оценивали на уровне двух-трех единиц в год, чего вполне достаточно для развертывания серийного производства в нашей стране. Перспективы могут быть и еще более радужными: ожидается масштабная (до 4 ГВт в год) программа обновления мощностей тепловой генерации страны.

«Силовые машины» уже имеют опыт производства газовых турбин большой мощности — SGT5-2000E (187 МВт) немецкой Siemens на совместном предприятии в Санкт-Петербурге. Уровень локализации производства там составляет 60%, но технологии и часть компонентов — немецкие. Именно такие турбины были поставлены в Крым и послужили поводом для скандала и введения санкций против «Силовых машин».

Сможет ли эта компания создать собственную газовую турбину? В целом специалисты отрасли полагают, что это возможно, но не в столь сжатые сроки. Даже в Siemens доводили до ума свою SGT5-2000E почти десять лет.

Авторы: Алексей Хазбие. Сергей Кудияров

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спецматериал | 100 лучших фантастических книг, версия 2018 Спецматериал | 100 лучших фантастических книг, версия 2018

100 лучших фантастических книг на 2018 год

Мир Фантастики
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
Обычные подозревающие Обычные подозревающие

10 главных параноиков мирового кино

Weekend
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Как Бальзак создал миф о зловредных старых девах Как Бальзак создал миф о зловредных старых девах

Как с легкой руки писателя старых дев записали почти во «враги общества»

Psychologies
Диеты Диеты

Легко ли похудеть на диете раз и навсегда?

Здоровье
«Он улетел на небо»: как не травмировать ребенка новостью о смерти близкого «Он улетел на небо»: как не травмировать ребенка новостью о смерти близкого

Взрослые стараются не говорить с детьми о смерти. Правильное ли это решение?

Psychologies
Электрическое сопротивление Электрическое сопротивление

Эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться

Монокль
Почему вы всегда опаздываете Почему вы всегда опаздываете

Почему же вы продолжаете опаздывать?

ТехИнсайдер
10 советов по организации кухни, которые помогут тебе лучше готовить 10 советов по организации кухни, которые помогут тебе лучше готовить

Готовка начинается еще до того, как ты включаешь плиту

VOICE
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Ты просто космос, Стася Ты просто космос, Стася

Стася Милославская о семейных ценностях и об изменениях в обществе

Правила жизни
Лучи добра: как свет влияет на наше здоровье и настроение? Лучи добра: как свет влияет на наше здоровье и настроение?

Свет действительно сильно влияет на физическое и на ментальное состояние людей

Правила жизни
Тревожная кнопка Тревожная кнопка

В чем причины повышенной тревожности и как с ней справиться

Лиза
Открыть в приложении