О конкурентоспособности российского образования

ЭкспертОбщество

О «цифре» и реальности

Александр Привалов

Читаю сейчас комментарии разных людей, чиновных и нечиновных, к образовательной части нового «майского указа», а мне присылают новость. Минфин предлагает выделить на госпрограмму «Развитие образования» на 2,64 миллиарда рублей больше, чем в прошлом году: расходы на программы высшего образования предлагается увеличить на 2,57 миллиарда, а расходы на среднее профобразование и дошкольное с общим — на 0,72 и 0,33 миллиарда уменьшить. Понимаете? На всю программу добавляют (и скрупулёзно перераспределяют) стоимость нескольких квартир на Пречистенке или трансфера одного модного футболиста — и вся любовь. Я понимаю, что формально эта новость ничуть не противоречит ни заявленным в указе для отечественного образования амбициозным целям, ни даже восьми с половиной триллионам рублей, которых недавно потребовали Кузьминов с Кудриным в докладе «12 решений для нового образования». Не противоречит, но понуждает взглянуть на проблему более трезво, отбросив излишний пафос. Минфин-то прав: поменьше брызг шампанского. О чём, собственно, речь? На какой базе и какими мерами нам предстоит за ближайшие шесть лет достичь «глобальной конкурентоспособности российского образования»?

Какими мерами, в указе не сказано — в нём поставлены две цели и самым общим образом сформулированы несколько задач. Однако шесть лет — это не так много. Чтобы успеть и конкретизировать поставленные задачи, и избрать пути их решения, да ещё сколько-нибудь по этим путям продвинуться, какие-то догадки о необходимых действиях должны быть в наличии уже сейчас. Они и есть — мы читали их недавно в тех самых «Двенадцати решениях» (см. «Эксперт» № 15). Но сначала — о целях. Обе звучат весьма торжественно, и достижение обеих не поддаётся верификации. Обеспечено ли «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ» на 90 процентов или только на 40, есть вообще вопрос вкусовой, но ведь и «вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» обеспечивается аккуратным подбором критериев для отчёта.

Характерен привычный сдвиг точек оценки нашего образования за рубеж. Раньше целью провозглашалось вхождение нескольких вузов в международные рейтинги; это было не слишком разумно, но хоть несколько университетов получили под этим соусом недурные деньги, то есть от такой постановки вопроса всё же была некоторая польза. Теперь нас призывают выйти в лидеры «школьного забега», но такого забега на самом-то деле нет: школьная система каждой страны решает задачи, стоящие именно перед этой страной. Школы Финляндии не нужны Монголии и наоборот — и не только потому, что одни, по нашему мнению, хуже, а другие лучше, а потому, что даже заимствуя опыт у зарубежных коллег, люди изменяют его, приноравливая к своим реалиям. На заре бесконечной реформы образования тяга к внешним критериям была хотя бы логична: ведь и вся концепция реформы стояла на включении отечественного образования в мировую (западную) среду. Сегодня, когда и сама мировая (западная) среда так явно не хочет, чтобы мы в неё активно включались, передача права оценки наружу стала уже совсем неуместна, но идеологи нашего образования не способны измениться. Вы что, предлагаете им спрашивать, хорошо ли они устроили школы и вузы, у кого-то здесь, в стране? Ещё чего!

Не радуют и предполагаемые направления действий. Они, как и всегда было у идеологов нашего образования, основаны на модных терминах, почти никак не связанных с пошлой повседневностью. Предыдущий этап реформирования образования и обеспечения его глобальной конкурентоспособности (и дележа выделяемых на это средств) базировался более всего на т. н. компетентностном подходе: мол, надо давать учащимся не знания, а компетенции. Это примерно как если бы от света требовали состоять не из частиц, а только из волн — или наоборот. Теперь предлагается новый набор петушиных слов, и главное из них — «цифровизация». Н. И. Касперская, не устающая втолковывать соотечественникам: сначала пойми, что ты хочешь сделать, и только потом подумай, нужна ли в этом деле «цифра», — пока явно не преуспела. Цифровизация в образовательной части указа не средство, а цель — она же обеспечит «высокое качество и доступность образования всех видов и уровней»! Прямо сама. И пожизненное образование — самоцель. И национальная система профессионального роста педагогических работников — самоцель, и прочие приятные вещи нужны сами ради себя, да ради моды. Потому что на вопрос, что мы хотим сделать в образовании, ответа сегодня нет ни у кого. У идеологов-реформаторов его давно нет — с тех пор, когда даже им стало понятно, что задача сделать из отечественного образования ещё один вагон третьего класса в мировом поезде более не актуальна. Но нет его и у критиков реформы, хоть они и одержали за последние полтора года несколько локальных побед. Как ни остры проблемы нашей школы, под лозунгом «Сделайте, как было!» их не решить: «как было» было в другой стране и, что ещё важнее, в другой эпохе.

Я дописываю колонку, ещё не зная, верна ли утечка в медиа о том, что решено упразднить ФАНО, создав Министерство науки. Очень надеюсь, что это правда, — сразу по двум причинам. Во-первых, ликвидация ФАНО означало бы предельно, по нашим традициям, открытое признание провала злосчастной реформы Академии наук. Это укрепляет доселе призрачную надежду на то, что не исключено признание ошибок и в образовательной реформе. Во-вторых, Министерству образования, избавленному от забот о науке (и, вероятно, от части высшей школы), будет легче начать спасать общее образование, дела в котором уже очень нехороши. Образование — это не горы отчётности по сложносочинённым показателям. Образование — это планомерное обучение людей, это создание условий для усвоения знаний и навыков думания. Да, и нынешний учительский корпус далеко не идеален, но в школу уже приходят с дипломами учителей вчерашние егэшники — и они en masse будут ещё гораздо хуже. Многие из них не просто ничего не знают, но и не знают, что неплохо было бы хоть что-то знать. И они уже дают онлайн-уроки соответствующего качества — как же, цифровизация же! Писк моды. Моды писк.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Куда приводят мечты: почему позитивные мысли не работают Куда приводят мечты: почему позитивные мысли не работают

Почему «позитивный настрой» приводит к негативным результатам

Esquire
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
Встречаем Пасху Встречаем Пасху

Лови идеи, как необычно покрасить яйца натуральными красителями

Лиза
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Что нужно обязательно сделать с автомобилем, если вы уезжаете на длительное время Что нужно обязательно сделать с автомобилем, если вы уезжаете на длительное время

Перед тем, как оставить автомобиль без движения, нужно о нём позаботиться

Maxim
Красиво и натурально: 10 способов покрасить пасхальные яйца без «химии» Красиво и натурально: 10 способов покрасить пасхальные яйца без «химии»

Собрали 10 простых и красивых способов покрасить яйца к празднику

ТехИнсайдер
Правильный вояж: Азамат Мусагалиев рассказывает, как приготовить астраханскую уху и почему Камызяк похож на кадр из фильма Кустурицы Правильный вояж: Азамат Мусагалиев рассказывает, как приготовить астраханскую уху и почему Камызяк похож на кадр из фильма Кустурицы

Больше всего Астрахань похожа на старинную резную шкатулку красного дерева

Правила жизни
Радость, слезы и семейные тайны: семь очень разных фильмов про свадьбы Радость, слезы и семейные тайны: семь очень разных фильмов про свадьбы

«Свадебные» фильмы в самых разных жанрах

Forbes
8 вдохновляющих книг с сильными героинями 8 вдохновляющих книг с сильными героинями

Книги, которые утешат вас в нелегкий период жизни и помогут поверить в свои силы

Psychologies
Гигант с крутым нравом Гигант с крутым нравом

Бегемот — животное дружелюбное на вид, но обладающее крайне скверным нравом

Зеркало Мира
Милостыня остается самой популярной формой благотворительности в России Милостыня остается самой популярной формой благотворительности в России

В 2023 году благотворительные пожертвования делали 53% россиян

Forbes
«Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу «Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу

Отрывок из романа Мейв Бинчи «Зажги свечу»

Forbes
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
На связи с рынком: чем интересно размещение на бирже акций МТС Банка На связи с рынком: чем интересно размещение на бирже акций МТС Банка

Что в бизнес-модели МТС Банка несет риски и преимущества для инвесторов

Forbes
Как Бальзак создал миф о зловредных старых девах Как Бальзак создал миф о зловредных старых девах

Как с легкой руки писателя старых дев записали почти во «враги общества»

Psychologies
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
Зона особого внимания: где и как выгодно строить бизнес Зона особого внимания: где и как выгодно строить бизнес

Что такое особые экономические зоны и зачем их создает государство?

ФедералПресс
Открыть в приложении