На выставке «Комтранс-2021» группа ГАЗ показала немало новинок

ЭкспертАвто

Музыка для заказчика

На выставке «Комтранс-2021» группа ГАЗ показала немало новинок — кроме самой ожидаемой, «Соболя 4х4». Наверное, потому, что полноприводные машины городские власти не закупают

Александр Астапов

Водоробусы — до сих пор экспериментальное, дорогостоящее и спорное с точки зрения экономики решение

Стенд группы ГАЗ был если не самым большим, то точно самым ярким и лучше всего оформленным. Зачем, спросите, это на специализированной выставке, куда «простой народ» не ходит? Моя версия: быть ближе, проще и доступнее пониманию непростому ненароду, а именно не профессионалам-перевозчикам, а чиновникам, федеральным и муниципальным, принимающим решения о закупке подвижного состава. И для аварийных служб, и для скорой помощи — но в первую очередь для общественного транспорта в рамках госпрограммы по обновлению автобусного парка страны в ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

И с той же целью — показать современность разработок компании — ближе всего к входу в зал расположились два автобуса, работающих на водороде, на базе уже предыдущего «большого» электробуса ГАЗа и на основе компактной «Газели City» (изначально дизельной, но предварительно «электрифицированной» силовым агрегатом от «Газели e-NN»). О подробностях конструкции водородных силовых агрегатов нижегородцы говорили уклончиво (удалось лишь вытянуть, что компоненты канадского производства), и было почему. Смысл «водородобусов» — отработать не топливные элементы или баллоны с водородом по отдельности (этим не первый год занимаются по всему миру, и РФ хоть и отстала, но отнюдь не безнадежно), а саму систему эксплуатации в реальных условиях. Именно поэтому объекты эксперимента не магистральные грузовики (именно для них водородные силовые установки считаются подходящей альтернативой «электрификации»), а городские рейсовые автобусы. И именно поэтому газовцы решили разрабатывать систему самостоятельно, но на западных компонентах. И если КамАЗ опережает их в этом направлении, затеяв альянс с «Роснано» и дептрансом Москвы с целью внедрения системы уже на российских топливных элементах, то нижегородцы, рассчитывающие на собственные силы, а не на госинвестиции, поступили осторожнее. И не исключено, что окажутся правы — и потому, что водородные технологии даже в планах правительства носят экспериментальный характер (напомню: согласно недавно подписанной Концепции, на всю страну должна быть тысяча водородных заправок к 2030 году), и ввиду дороговизны технологии (полноразмерный «водоробус» от ГАЗа стоит под сотню миллионов рублей), и, что еще важнее, наиболее перспективный объект «водородизации» — магистральные грузовые перевозки. Сегмент, в котором группа ГАЗ традиционно не проявляет ни малейшей активности.

«Большой» электробус E-Citymax 12

А для городского транспорта (что пассажирского, что грузового) намного актуальнее «электрификация». (С точки зрения чиновников, конечно, но заказывают автобусы они, а не давно абстрактный здравый смысл.) В которой газовцы осторожно, но продвигаются. На выставке было объявлено об успешном начале пригородной эксплуатации (шаттлы из аэропорта Нижнего Новгорода в город) электрических «Газелей», машин малосерийных и на иностранных компонентах, но готовых к «русификации» электросиловых агрегатов и изначально предназначенных для сборки на главном конвейере завода в Нижнем. А планы на следующий год, обнародованные директором ГАЗа Вадимом Сорокиным, — «электрификация» еще и среднеразмерных машин группы ГАЗ. Каких именно и в каком качестве — пока неизвестно, подождем реальных (или хотя бы готовых к производству) продуктов.

А вот электрификация «больших» автобусов — направление актуальное и для производителей, и для охваченных экомодой представителей заказчиков. И неспроста новый «большой» электробус занимал центральное место в экспозиции компании.

От 7 до 18

E-Citymax 12 — уже третья итерация «больших» электробусов ГАЗа. И главное оружие ГАЗа за бюджеты мегаполисов именно низкопольные автобусы большого и особо большого классов подлежат субсидированию и предоставлению по лизинговым схемам согласно упомянутой госпрограмме — а любовь отечественных чиновников к электротеме общеизвестна и заслуживает отдельного анализа. В результате конкуренция острейшая (пока в ней побеждает КамАЗ, а на пятки наступают «Волгабас» и с недавних пор еще и «Транспортные системы»), и дело не только в лоббистских возможностях того или иного претендента на большой куш, но и в собственно матчасти.

Чем собирается ответить ГАЗ соперникам (помимо дизайна, конечно, — работу газовцев однозначно стоит признать наиболее профессиональной по этой части)? Сильная сторона нового E-Citymax 12 (и будущего сочлененного E-Citymax 18) — как раз экологичность системы относительно конкурентов (да-да, камазовских электробусов в первую очередь). Конструкторы E-Citymax оснастили машину большими (350 кВт против 80 у конкурента) батареями и традиционными (и под переменный ток, и под постоянный) зарядными устройствами. Привычный эксплуатантам камазовских электробусов пантограф тоже присутствует, но скорее для экстренной зарядки, случись что. Основной же сценарий — подзарядка по ночам, за два с половиной часа постоянным током или за семь — переменным. С точки зрения города как экосистемы именно эта схема реально работает на экологию, поскольку позволяет сглаживать пики потребления электроэнергии, а не усугублять их, вдобавок требуя дополнительных мощностей генерации, превращая «электрификацию» в профанацию. Минус — большие батареи стоят дороже, что «благодаря» 44-ФЗ может стать роковым для проекта.

Из прочих особенностей отмечу независимую переднюю подвеску, обеспечивающую лучшую плавность хода, чем неразрезные оси у конкурентов, и «полуторные» сиденья в передней части салона, удобные для пассажиров с детьми.

Но «большие» автобусы, а подавно электробусы — для больших (и размером, и бюджетами) городов. Для тех же, где и пассажиропоток поменьше, и бюджеты поскромнее (и «на свои» — под упомянутую госпрограмму подходят только «полноразмерные», от 10,5 метра длиной, низкопольные автобусы), предназначен CityMax 9. Он, как видно из индекса, на три метра короче (то есть «средний» автобус), а еще он «нормальный», дизельный (210-сильный ЯМЗ с коробкой-«автоматом») — и полунизкопольный. «Полу-» — потому что в автобусе использованы подвески и трансмиссия классической конструкции, а не дорогие и сложные агрегаты (портальные мосты, угловые редукторы и проч.), необходимые для «настоящих» низкопольных автобусов. Недостаток «полунизкопольности» — в задней части (аккурат после заднего дверного проема) находится ступенька, затем еще одна, пол же в средней части остается ровным — и без ступеней на входе. А чтобы площадь «низкого» пола увеличить до рекордных в классе 10 квадратных метров, газовцы сместили переднюю ось вперед — новая автобусная мода, апробированная на зарубежных троллейбусах и электробусах. (Точнее, вернувшаяся: такое расположение передней оси было нормальным для общественного транспорта, включая советские троллейбусы, вплоть до 1950-х годов.) Заодно решили проблему выпирающих передних колесных ниш в узком в буквальном смысле месте пассажирского салона.

Впрочем, простая базовая конструкция не означает экономии на оснащении. Как и у «полноразмерных» собратьев, здесь салон со всеми полагающимися городскому автобусу удобствами — от поручней, привинченных к стенкам а не к полу (а значит, не крадущих полезную площадь для ног стоящих пассажиров), климат-контроля, WiFi-роутеров и розеток — до систем мониторинга и безопасности. Последняя включает в себя сигнализацию выезда за полосу движения, контроль слепых зон, адаптивные (с подсветкой поворота) фары и контроль состояния водителя.

А заполнить промежуток между «средним» 73-местным City Max 9 и компактной «Газелью City» (на 22 пассажира, из них 14 сидячих) призван 32-местный минибус «Валдай City». Издалека его можно принять за увеличенную «городскую “Газель”», но это совсем другой автомобиль, на агрегатах «Валдая» и «Газона» — и с несущим кузовом. И производиться он будет не в Нижнем, а на Павловском автобусном заводе, вместе с востребованными в малых городах, сельской местности и в армии старыми добрыми «пазиками» и более современными «Векторами». От последних, к слову, «Валдай City» позаимствовал пневмоподвеску (позволяющую «приседать» на остановках), тормоза — и компоновку задней части с грузовым отсеком, позволяющим использовать новинку и на пригородных маршрутах.

В Павлово же будет производиться и City Max 9. «Большие» же «Ситимаксы» (в том числе готовящаяся к производству сочлененная, 18-метровая, версия E-Citymax 18) будут выпускаться на Ликинском автобусном.

«Газель» на диете

«Соболь NN» ждали долго. Дождались и… Вздох разочарования: «И это все»? По сути, перед нами укороченная «Газель NN». И немного облегченная за счет рамы, колесных ступиц и односкатной ошиновки сзади. А также пониженная крыша. Впрочем, в семействе будет версия и с «высокой», как у старшей сестры, крышей, и совсем низкой. И, как обычно, фургон, микроавтобус, бортовой грузовик и шасси. С теми же моторами (в гамму которых вернулся дизель VW). Газовцы делают упор на то, что даже в столь компактном (длина 5120 мм) варианте машина имеет вдвое-вчетверо больший объем грузового отсека, чем популярные «каблуки»: длина отсека 2600, высота от 1435 до 1930 мм. Но очевидно, что столь тяжелой (зато крепкой и с просторной кабиной) машине уготована участь транспорта аварийных служб и носителя спецоборудования — на замену архаичным ульяновским «буханкам».

И пока — для города: полноприводный «Соболь NN» еще в стадии доводки и заявлен как модель 2023 года. Каким он будет и с какими кузовами поставляться — гадать рано. Одно очевидно и однозначно: версии «минивэн плюс», а тем более домов на колесах по-прежнему не будет. Переделки для «частников» (включая любителей внедорожных путешествий, до сих пор покупающих прежний «Соболь 4×4») не будет. Такова позиция группы ГАЗ, давно забывшей о временах «Волги»… но оставившей бренд «Победа» для будущего «прорывного продукта», о котором многозначительно молчат. «Старые» же «Соболи Бизнес» как и одноплатформенные «Газели Бизнес» в полноприводных исполнениях до сих пор остаются в модельной гамме завода. И наверняка будут производиться еще немало лет.

«Соболь NN» в версии со «средней» крышей

Фотографии Олега Сердечникова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Делимобиль»: трудности коммунистического роста «Делимобиль»: трудности коммунистического роста

Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании

Эксперт
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Электрический УАЗ едет на экспорт Электрический УАЗ едет на экспорт

Этот УАЗ хотят заполучить в свои автопарки клиенты из Великобритании и Германии

Эксперт
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Когда мы поедем на роботакси Когда мы поедем на роботакси

В то, что беспилотники заменят личный транспорт, пока не верит никто

Эксперт
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Упаковка запускает новую экономику Упаковка запускает новую экономику

В России можно организовать эффективное использование вторсырья

Эксперт
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Донбасс против Украины: кто победит? Донбасс против Украины: кто победит?

Сравнение военного потенциала участников войны в Донбассе

Эксперт
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Как ускорить свой метаболизм: 5 простых способов запустить жиросжигание Как ускорить свой метаболизм: 5 простых способов запустить жиросжигание

Как ускорить процесс сжигания калорий в организме?

ТехИнсайдер
«Ищу мужа с шанхайской пропиской»: как работают китайские брачные рынки «Ищу мужа с шанхайской пропиской»: как работают китайские брачные рынки

Отношения в Китае: стихийные брачные рынки под открытым небом и феминизм

Forbes
Надежда Зозуля: «Свёртывание крови – две стороны одной медали. С одной стороны – склонность к тромбозам, с другой – к не менее опасным кровотечениям» Надежда Зозуля: «Свёртывание крови – две стороны одной медали. С одной стороны – склонность к тромбозам, с другой – к не менее опасным кровотечениям»

Как понять, что есть проблемы со свертыванием крови? Что должно насторожить?

Здоровье
Братья «Не-Пушкины» Братья «Не-Пушкины»

Почему Александр Пушкин не писал о своих троюродных дедах — Сергее и Михаиле?

Знание – сила
Нет пределов совершенству Нет пределов совершенству

Kalisa — стильная яхта, на которой можно ходить даже в шторм

Y Magazine
Семь советов родителям Семь советов родителям

Как приучить ребёнка к правильному питанию, чтобы он получал всё необходимое?

Здоровье
Великая Отечественная война: многие не знают, как было на самом деле Великая Отечественная война: многие не знают, как было на самом деле

Как на самом деле развивались знаковые события Великой Отечественной войны?

ТехИнсайдер
От комичного до трагичного: кто и как играл Зигмунда Фрейда в кино От комичного до трагичного: кто и как играл Зигмунда Фрейда в кино

Кто и как играл австрийского психоаналитика на экране?

Правила жизни
Туда, где есть всё Туда, где есть всё

Греция и Хорватия — преимущества и особенности этих направлений для плаваний

Y Magazine
Как не постареть раньше времени: 9 правил Как не постареть раньше времени: 9 правил

Как сохранить молодость надолго?

Psychologies
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Зональная диета: что это за система питания и как она работает?

Лиза
Синдром Дон Жуана: какая детская травма скрыта за образом мачо Синдром Дон Жуана: какая детская травма скрыта за образом мачо

Что такое синдром Дон Жуана, как с ним живут мужчины?

Psychologies
Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо

Когда большие языковые модели займут уверенную позицию и достигнут пика?

Forbes
Источники энергии Источники энергии

Почему кетодиета подходит не всем?

Лиза
Открыть в приложении