Развитие российского авторынка последние полтора десятилетия не радует

ЭкспертАвто

Можно ли перейти из догоняющих в лидеры

Редакционная статья

По технологической и экономической значимости роль автопрома для мировой экономики часто сравнивают с ролью военно-промышленного комплекса. Но в отличие от военной техники Россия пятнадцать лет назад решила развивать производство личных транспортных средств в тесной коллаборации с мировыми автогигантами.

Увы, развитие российского авторынка последние полтора десятилетия не радует мировые автомобильные концерны. В начале 2000-х они рассчитывали, что продажи новых машин в РФ станут первыми в Европе, взлетев выше трех миллионов единиц в год. В реальности же оказалось вдвое меньше.

Не радует оно и потребителей. Иначе откуда бы взяться стойкому, практически трехкратному превышению оборота рынка машин с пробегом над продажами новеньких авто? Такой дисбаланс означает лишь одно — отсутствие на первичном рынке сегмента бюджетного, по цене сопоставимого с чистой средней годовой зарплатой — чуть более полумиллиона рублей, но надежного и безопасного автомобиля. К сожалению, такая задача в государственной стратегии развития отрасли даже не ставится, а АвтоВАЗ, некогда законодатель мод в бюджетном сегменте, под руководством мажоритарного собственника компании Renault, демонстрирует явный дрейф в сторону более комфортных, но и более дорогих автомобилей, к тому же переводимых на единую международную платформу с постепенным отказом от моделей, выпускаемых на отечественных платформах.

Стоит признать, что в России провалилась идея трансфера технологий — в отличие от Китая, где мировые автогиганты в принудительном порядке вынуждены были создавать совместные предприятия с местными компаниями, и вот сейчас китайские автопроизводители вполне научились делать машины самостоятельно, внушительно наращивая продажи, в том числе на российском рынке.

Как быть с избыточными мощностями, которые были созданы в розовых очках? Тут ведется жаркая полемика. Одни компании, например GM, панически бросают свои заводы в РФ, за бесценок продавая конкурентам. Другие (Hyundai-Kia, Volkswagen и проч.) стоят на своем, терпеливо развивая производственные мощности и выполняя требования по локализации.

Сейчас в стратегии иностранного автопрома в России наметилось два разных подхода. Одни компании делают ставку прежде всего на удовлетворение внутреннего спроса, сохраняя убежденность, что продажи на российском авторынке в ближайшие годы все же поедут вверх. Но есть корпорации, которые принимают решение сделать в России на базе своих производственных мощностей экспортные площадки, ориентированные в первую очередь на зарубежные поставки. Заявления о приверженности такой стратегии прозвучали на прошлой неделе, в частности, на калужском заводе «ПСМА Рус», который теперь контролируется недавно рожденным глобальным альянсом Stellantis. В пользу такой стратегии говорит растущая выгода производить автомобили в России, где зарплаты механиков в валютном исчислении уже в два с половиной раза ниже, чем в Китае, и в пять с половиной раз — чем в Германии. К тому же в развитых странах продолжает набирать обороты электрификация частного транспорта, для производства которого необходимо высвобождение производственных мощностей в Старом Свете.

Впрочем, развитие рынка электрокаров может изменить все. Здесь компетенции традиционных автопроизводителей с оттачиваемыми десятилетиями технологиями выпуска таких важных элементов конструкции, как двигатель внутреннего сгорания или коробка передач, не столь важны. Российским инженерам будет вполне под силу создавать конкурентные электрокары, внедряя в них свои инновации в плане конструкции, например, электромоторов или оптимизации работы аккумуляторных батарей.

Не говоря уже о потенциале реализации имеющихся отечественных заделов в части водородного транспорта — как при создании водородных топливных элементов для аккумуляторных батарей электрокаров, так и для силовых установок автомобилей будущего, работающих непосредственно на водороде.

Серьезные заделы, причем сразу у нескольких конкурирующих российских команд, есть и в части технологий беспилотной мобильности. Так что на новом витке развития дорожного транспорта России вполне по силам побороться за лидерство.

Фото: Алексей Грамматчиков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

МАКСимальный отрыв МАКСимальный отрыв

Авиастроители доказывали, что им по силам делать авиатехнику мирового уровня

Эксперт
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
США оставили России пылающий Афганистан США оставили России пылающий Афганистан

Афганистан быстро движется к сценарию Сирии или Ливии

Эксперт
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой

Чем обернутся отношения России и Турции в результате войны в Нагорном Карабахе

Эксперт
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Штраф за щедрость Штраф за щедрость

Кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Forbes
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Северная доставка Северная доставка

Как компания из Архангельска стала крупнейшим игроком на рынке фудтеха

Forbes
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать! Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать!

Как комбинирование мяса с зеленью может помочь регулировать уровень сахара

ТехИнсайдер
Тревожная демография: как резкое снижение рождаемости влияет на глобальную экономику и кто на этом зарабатывает Тревожная демография: как резкое снижение рождаемости влияет на глобальную экономику и кто на этом зарабатывает

Как связаны глобальная экономика и снижение рождаемости?

Inc.
Галина и Евгений Киндиновы: «Коля долго не женился. Конечно же, романы у него были, но не с актрисами» Галина и Евгений Киндиновы: «Коля долго не женился. Конечно же, романы у него были, но не с актрисами»

Близкие друзья откровенно о Николае Караченцове

Коллекция. Караван историй
Гений места Гений места

Настоящие фанаты своих городов, которые открывают их заново

Новый очаг
Сейсмограф князя Голицына Сейсмограф князя Голицына

О вкладе Бориса Голицына в мировую науку — беседа с Георгием Голицыным

Знание – сила
Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья» Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья»

Неважно, кто твои предки. Параллели прослеживаются ведь в любой семье

Коллекция. Караван историй
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики

Как лихой «барон» потратил свой капитал на создание культурного наследия

Forbes
Спаржевый стартап Спаржевый стартап

Олег Жолобенко выращивает деликатесную агрокультуру в Черноземье

Агроинвестор
Источники энергии Источники энергии

Почему кетодиета подходит не всем?

Лиза
Как победить эффект «йо-йо» Как победить эффект «йо-йо»

Как спрыгнуть с весовых качелей и, похудев, сохранить результат?

Здоровье
Битва за Берлин: квинтэссенция опыта советской армии Битва за Берлин: квинтэссенция опыта советской армии

Как проходила финальная битва Великой Отечественной войны

Монокль
Открыть в приложении