Новые развозные электромобили преобразуют авторынок России

ЭкспертАвто

Курьеров пересадят на «батарейки»

Новые развозные электромобили, появившиеся в России, сыграют важную роль в преобразовании авторынка, расчистив и обустроив площадку для прихода туда старожилов автоиндустрии

Александр Астапов

EVM Pro, на самом деле, не первый и даже не десятый электродоставщик в России. Но однозначно наиболее локализованный из ныне выпускаемых

Транспорт для доставки, наверное, самое перспективное направление «электромобилизации». Хотя бы потому, что достоинства электротяги — а это не только экологичность, но и быстрота запуска, а также несопоставимо больший ресурс при эксплуатации в режиме «мультистоп», чем у ДВС, — именно здесь заметны наилучшим образом. А главный недостаток, высокая стоимость самой машины, пока еще не полностью, но отчасти «отбивается» меньшими эксплуатационными затратами. Что породило и порождает множество «электрофургонных» стартапов по всему миру. Не исключение и Россия. «Эксперт» уже писал о такой технике — например, малого калибра (см., в частности, «Доставь ее нежно», № 10 за 2021 год). Увы, тогдашние надежды не сбылись. Курьерские службы отказались от централизованных закупок техники, оставив право выбора транспорта самим курьерам за свой счет. Последним же часто не по карману даже подержанные скутеры. Сыграли роль и другие факторы, от корпоративной неразберихи в «Сбертехе» до экономических проблем у «Трискутера». В общем, не взлетело — не считая разве что рободоставщиков «Яндекса», кардинально усовершенствованных, но все еще находящихся в экспериментальном режиме. Но неудачи не остановили новых энтузиастов, решивших попытать счастья на рынке.

На своей базе

Очередной дебютант — Kangaroo Electro J2-P из деревни Ивакино Калужской области. Сами варят раму, пространственную конструкцию из труб и открытых профилей, сами красят и собирают, плюс некоторые собственные мелкие усовершенствования. В остальном же это приходящие в виде частичных машинокомплектов китайские микрогрузовички (квадрициклы) Runhorse. Простая стеклопластиковая кабина с «кривой» эргономикой и отоплением и кондиционером за доплату, четырехкиловаттный моторчик прямо на редукторе заднего моста, литий-железо-фосфатная (LiFePO4) батарея безо всякой терморегуляции. Ее 13,6 кВт·ч емкости с запасом хватает летом для курьерских нужд (порядка 160 км при требуемых 120–140 в день), но зимой емкость падает минимум на треть и пробег становится недостаточным. Максимальная скорость — 52 км/ч, что со скрипом, но приемлемо в глубине кварталов, а вот преодолеваемый подъем всего 11 градусов не для всех районов сгодится: на городские эстакады машина может заехать только с разгона и только порожней, без полезной нагрузки в 450 кг. Но еще хуже, что ширина машины — 1345 мм, что уравнивает ее маневренность с обычными автомобилями. Кроме того, как выяснилось, грузовичок имеет ограниченный угол поворота колес, что увеличивает радиус разворота и становится проблемой для маневрирования во дворах.

Примитивную, спроектированную китайской левой ногой и кустарно сделанную машину предлагают по цене от 1,1 млн рублей, а в приемлемой для курьерской работы комплектации — еще на треть дороже. Вызывает сомнения и ресурс машины, вряд ли способной отработать без нареканий требуемые три года ежедневной эксплуатации, в частности ее антикоррозийная защита. Похоже, перед нами еще один блин комом. Впрочем, производитель машины, компания «КонсалтТрансСервис», пока что и не замахивается дальше продаж сотни штук в год. На что указывают и публичные заявления, и техпроцесс, и отсутствие продвижения техники.

Было ваше, стало наше

Не столь безнадежна электро-«Гранта» компании «Немо». Нижегородцы рассчитывают выпускать машины под заказ, малыми партиями в десятки машин, расчетная цена порядка 2 млн рублей. Тоже немало, но машина намного универсальнее. И не потому, что емкость грузового отсека уже 2,5 кубометра, а не 1–2, как у калужского «микроба». Машина годится для поездок по всему городу, а не только внутри района: мощность мотора — 80 кВт, а при емкости литий-полимерных батарей 26 кВт·ч запас хода все те же 140–150 км, и зимой он будет падать минимально благодаря термостатированию. Конструктивно же это грамотно, пусть и опять-таки «в гараже», переделанная под электропривод «Гранта-универсал». Мотор установлен на штатную коробку передач, батареи (три блока) разнесены по всем освободившимся отсекам кузова, почти все компоненты новой «начинки» — китайские, потому с разворачиванием производства у «Немо» не должно возникнуть проблем.

Схожим образом, но уже на базе «УАЗПрофи» и с отечественным электросиловым агрегатом профессионалами из Санкт-Петербургского политеха (хотя ячейки батареи, конечно же, китайские), спроектирован EVM Pro. Еще в феврале компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус», будущий производитель этих машин, немало удивила общественность как заявкой на заключение специнвестконтракта (СПИК), так и слоганом «Первый российский электрогрузомобиль». Утверждение, конечно же, ложное, в том числе и по меркам «калибра» малотоннажных грузовиков, а вот СПИК был подписан. Благодаря чему покупатель сможет возвращать из госбюджета 925 тыс. рублей из 3,5 млн (из них 0,5 за батарею), за которые предлагается электрогрузовик грузоподъемностью в одну тонну и емкостью кузова в 11,6 кубометров, или пять европаллет. Немало, но далекие от технологий массового производства двигатель и силовая электроника, не говоря о батарее, дороги сами по себе. Цена же «нормального», бензинового «УАЗПрофи» с аналогичным кузовом — от 1,7 млн рублей. Покупателю этой машины, как подпадающей под СПИК, также полагаются льготы по автокредитованию или лизингу.

Двигатель мощностью 85 кВт обеспечивает достаточную для города динамику, емкости литий-железо-фосфатной батареи, по словам руководителя компании Ильи Рашкина, будет хватать на 300 км. По его же утверждению, машина на 35–45% дешевле в эксплуатации, чем аналоги с ДВС: 8–9 руб./км против 14–15 «Газели», главной рабочей лошадки в России.

Срок службы же EVM Pro якобы вдвое больше, до семи лет: батарея «выхаживает» 750 тыс. километров (2500 циклов — в общем, достижимо при исключительно «медленной», ночной зарядке), мотор до миллиона километров; правда, Илья умалчивает о куда меньшем ресурсе не самого качественного шасси УАЗа.

В любом случае проверить нет возможности — независимых, а тем более ресурсных тестов машины еще не было, да и сама она только в прототипах. Серийное же производство начнется в сентябре, на территории технополиса «Москва» (к слову, в бывших корпусах завода «Москвич» — «того еще, советского»). С УАЗа будут приходить недоукомплектованные «Профи» без моторов и коробок передач, и на них будут ставить электросиловой агрегат, батарею и другие узлы, включая жидкостный (на дизтопливе) подогрев батареи. Расчетные продажи — до тысячи штук в год, во что даже начинаешь верить, глядя на усилия Ильи по налаживанию контактов с крупным бизнесом. Как ни крути, но эта ниша — тот самый случай, когда предложение пусть не диктует, но формирует спрос.

BrightDrop EV410 — пример современного серийного электрофургона, разработанного «с чистого листа». Малая погрузочная высота, оптимальная развесовка, относительно скромная масса, «мультистопная» эргономика — все для снижения затрат на доставку. «Запад», как видим, уже впереди и нас, и «Востока»

Вот только плодами трудов Ильи и других нынешних электроэнтузиастов — и проторенными дорожками сбыта и эксплуатации, и компонентной инфраструктурой — будут пользоваться другие. В первую очередь корпорации (например, группа ГАЗ — к слову, несколько лет экспериментирующая с электрификацией «Газелей» и не думающая останавливаться), имеющие несопоставимо лучшие компетенции в разработке автомобилей с нуля, с учетом среды обитания, дороги и потребителя, а не приспособления агрегатов, что были под рукой или у китайских ремесленников. И, что не менее важно, отлаженную логистику и производственные процессы. В том числе на автобусных производствах, подходящих для тиражей от тысячи машин. Да и возможности долго жить на низкой марже тоже играют свою роль. Во вторую… тоже корпорации, но ищущие направления диверсификации производств. Если будет рынок хотя бы для десятка тысяч таких машин в год. Теоретически, по разным расчетам, такой рынок давно пятизначный и будет только расти. Подобно американскому и европейскому, где инициатива в заполнении рынка доставочного транспорта уже перешла от стартаперов к концернам. Например, GM, создавшему отдельное подразделение BrightDrop, выпускающее электрофургоны специальной разработки — пока размером с «Газель», но уже готовится экспансия в более компактные «калибры». У нас же курьерские службы дожимают последние соки из миллионного (на конец 2021 года) племени гастарбайтеров на велосипедах и россиян на собственных автомобилях. Да, многие в этих службах понимают скорый кадровый кризис, особенно по «моторизованным» курьерам (их, по разным подсчетам, от 5 до 8%), уже осознавшим нерентабельность такой работы: содержание легкового автомобиля вздорожало едва ли не на треть. Но строить дальние планы менеджеры не спешат. Как не спешат обновлять парк и компании, пользующиеся более крупными средствами доставки.

Но это здесь и сейчас. Пауза не может быть вечной. И, как видим, к ее окончанию некоторые уже готовы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русский фастфуд быстро не накормит Русский фастфуд быстро не накормит

Фастфуд уверенно теснит рестораны на рынке общественного питания

Эксперт
Премьер-министр «русского Тайваня» Премьер-министр «русского Тайваня»

Александр Кривошеин — один из лучших представителей царского чиновного корпуса

Наука
Когда наши поезда поедут еще быстрее Когда наши поезда поедут еще быстрее

Как обеспечить еще более высокую скорость российских поездов?

Эксперт
Anna Asti: «Нет человека без страхов. Я переживала, что обо мне забудут» Anna Asti: «Нет человека без страхов. Я переживала, что обо мне забудут»

Сольная карьера Anna Asti началась громко и многообещающе

ЖАРА Magazine
Автопром доехал до пропасти Автопром доехал до пропасти

Российская автоиндустрия переживает самый лютый кризис с осени 1941 года

Эксперт
Как перерабатывают нефть в XXI веке Как перерабатывают нефть в XXI веке

Представить себе сегодняшний мир без нефти невозможно

ТехИнсайдер
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Археологи нашли в Англии рядом с домом железного века более 8000 костей лягушек и жаб Археологи нашли в Англии рядом с домом железного века более 8000 костей лягушек и жаб

Археологи раскопали канаву, в которой обнаружили более 700 кг. костей животных

N+1
Всемирный фарватер Всемирный фарватер

Как люди путешествовали, когда не было авиасообщения

Вокруг света
Новая Москва Новая Москва

Мы давно хотели поговорить с главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым

ТехИнсайдер
Школьный вальс Школьный вальс

Звезды вспоминают свой выпускной бал

Лиза
Плати смартфоном легко! Плати смартфоном легко!

Как работает система быстрых платежей?

VOICE
Зоологи не нашли различий в средней скорости старения холоднокровных и теплокровных тетрапод Зоологи не нашли различий в средней скорости старения холоднокровных и теплокровных тетрапод

Одни виды амфибий и рептилий стареют медленнее, чем птицы и млекопитающие

N+1
«Живописец душ» Фальконеса: гимн Барселоне XX века и летопись человеческих страстей «Живописец душ» Фальконеса: гимн Барселоне XX века и летопись человеческих страстей

Отрывок из романа Ильдефонсо Фальконеса «Живописец душ»

Forbes
Расправить крылья Расправить крылья

Учителя — о том, как вырастить «своих» в маленьком городе

Seasons of life
Жигулевские выходные Жигулевские выходные

Что предложить своим гостям Самарская область?

РБК
Трюковые самокаты: как выбрать подходящую модель Трюковые самокаты: как выбрать подходящую модель

Трюковой самокат — это особый вид, сделанный специально для выполнения трюков

ТехИнсайдер
Антимиры Антимиры

Теоретически могут существовать целые антигалактики, заполненные антизвездами

ТехИнсайдер
5 научных опытов, результаты которых увидят лишь наши потомки 5 научных опытов, результаты которых увидят лишь наши потомки

История науки, которая пишется прямо сейчас

Вокруг света
Иностранные языки и мастерство коммуникации: как и чему училась Клеопатра Иностранные языки и мастерство коммуникации: как и чему училась Клеопатра

Отрывок из книги «Клеопатра: Жизнь. Больше чем биография»

Forbes
От длинных ногтей до «кислой мины»: 10 вещей, которые больше всего бесят в нас мужчин От длинных ногтей до «кислой мины»: 10 вещей, которые больше всего бесят в нас мужчин

10 женских манер, которые больше всего выводят мужчин из себя

VOICE
5 полезных девайсов для тех, кто планирует автопутешествие 5 полезных девайсов для тех, кто планирует автопутешествие

Какие еще гаджеты будут полезны для самостоятельных автомобильных поездок?

CHIP
«Я слишком добрый»: где взять озверин и как отрастить клыки «Я слишком добрый»: где взять озверин и как отрастить клыки

Можно ли натренировать способность быть агрессивным, а главное — нужно ли?

Psychologies
Крепкая связь с семьей позволила подросткам преуспеть в личностном развитии Крепкая связь с семьей позволила подросткам преуспеть в личностном развитии

Сильная связь с семьей позволяет подросткам быть независимыми

N+1
5 мест в Солнечной системе, в которых вам точно стоит побывать. Или хотя бы посмотреть на них 5 мест в Солнечной системе, в которых вам точно стоит побывать. Или хотя бы посмотреть на них

Куда лучше всего отправиться в Солнечной системе?

ТехИнсайдер
Как побороть сильную тягу к сладкому? Как побороть сильную тягу к сладкому?

Мы знаем, как вреден сахар, но справиться с собой не получается

Psychologies
Технологический стартап из будущего Технологический стартап из будущего

Как в Москве делают «всепогодные» солнечные батареи

СНОБ
Уголовная ревизия: почему пора изменить отношение власти к бизнесу Уголовная ревизия: почему пора изменить отношение власти к бизнесу

Нельзя заниматься импортозамещением, когда предпринимательство затухает

Forbes
400 лет спустя: управляемое ИИ судно повторило маршрут корабля пилигримов Mayflower 400 лет спустя: управляемое ИИ судно повторило маршрут корабля пилигримов Mayflower

Механическое судно повторяет путь корабля Mayflower

Вокруг света
Съедобное из несъедобного: готовим вкусные блюда из сорняков Съедобное из несъедобного: готовим вкусные блюда из сорняков

Легким движением букет из полевых цветов превращается... в кулинарные изыски!

ТехИнсайдер
Открыть в приложении