Когда мы пойдем смотреть кино

ЭкспертБизнес

Кинотеатры: как выйти из «долины смерти»

Когда мы пойдем смотреть кино

Вячеслав Суриков

Открывающиеся 1 августа кинозалы должны быть заполнены не более чем наполовину. Фото: Wallace Woon/EPA

Этот долгожданный час настанет в Москве 1 августа. Мэр города Сергей Собянин дал отмашку сразу и кинотеатрам, и театрам, и концертным залам «с условием заполнения зала не более чем на 50 процентов». Но надо понимать, что 1 августа — это пока лишь точка отсчета для индустрии развлечений, начиная с которой она может хотя бы приблизительно просчитывать свое будущее. Большинство театров и концертных залов традиционно откроются в начале осени, для кинотеатров постпандемический сезон начнется в тот момент, когда состоятся отложенные в марте голливудские премьеры. В первую очередь это фильм Disney «Мулан», премьера которого переносилась уже не один раз. Выход фильма в прокат назначен на 21 августа, но на сто процентов в этой дате не уверен никто, в первую очередь кинотеатры, которым приходится следить за тем, как развивается ситуация в США и Китае: в обеих странах COVID-19 не позволяет полностью снять ограничения на работу индустрии развлечений.

Но разогревать мировую и отечественную публику будет не «Мулан», даже если он выйдет в назначенную прокатчиками дату, а фильм Кристофера Нолана «Довод», общемировая премьера которого назначена на 12 августа. На сегодняшний день это самый дорогой проект режиссера, сценарий которого он, по его собственным словам, прорабатывал самым тщательным образом. На кону стоит не только колоссальный даже по голливудским меркам бюджет (205 млн долларов), но и репутация режиссера-интеллектуала, которому удается конструировать многоуровневые сюжеты и упаковывать их в привлекательную для массовой аудитории форму. Если в фильмах «Интерстеллар» и «Дюнкерк» Нолан ставил перед собой задачу «перезагрузить» жанры фантастики и военного кино, то в этом проекте он вывел главным героем классического персонажа — шпиона. Шпионские мотивы Нолан уже использовал в одной из своих лент — в фильме «Начало». В этом году исполнилось десять лет со дня его премьеры. По первоначальному замыслу, именно эта дата должна была послужить для старта нового проекта. Но не сложилось.

Не все отечественные кинематографисты стали дожидаться открытия кинотеатров и решили использовать возможности, которые предоставляют им онлайн-кинотеатры. Такими картинами стали «Спутник» (кинокомпания «Водород») Егора Абраменко и «Фея» (киностудия КИТ) Анны Меликян. Обе вышли в онлайн-прокат в апреле. Судя по самим фильмам, и в том и в другом случае это, скорее всего, была вынужденная мера. Возможно, продюсеры решили, что затраты на продвижение фильмов могут себя просто не оправдать и лучше выпустить их на онлайн-платформах. Это версия может быть особенно близка к истине в случае работы Анны Меликян, фильмы которой, как правило, востребованы фестивалями, где оказываются в центре медийного внимания, которое затем конвертируется в дополнительную зрительскую аудиторию. В этом году даты работы главных отечественных фестивальных площадок — ММКФ и «Кинотавра» — перенесены на осень. Продюсеры «Феи» решили не дожидаться их и ограничиться онлайн-премьерой.

Создатели «Стрельцова» с Александром Петровым в главной роли онлайн-премьеру, по всей видимости, не рассматривали даже как один из вариантов и решили дожидаться открытия кинотеатров. Но даже предварительная дата начала проката этого фильма не заявлена. И означать это может только одно: продюсеры фильма рассчитывают, что их фильмам суждены полные залы, и показывать их в залах, заранее обреченных оставаться полупустыми, пустая трата усилий по продвижению — количество зрителей, которые смогут попасть на просмотры, их не оправдают. Эта большие проекты, и если «Стрельцов» просчитан так, что у него есть шансы оправдать ожидания аудитории в любом случае, вопрос лишь в том, насколько будут велики ее масштабы, то фантастический (в прямом и переносном смысле слова) долгострой Джаника Файзиева с бюджетом 15 млн долларов нуждается в максимально благоприятных обстоятельствах проката. Риски и так слишком велики.

Между тем владельцы кинотеатров чуть ли не умоляют студии выпустить эти проекты в августе или сентябре, понимая, что надежды на заявленные даты выхода «Довода» и «Мулана» очень и очень призрачны. Они пытаются соблазнить создателей «Стрельцова» и «Вратаря галактики» (предварительно выход назначен на 27 августа), а вместе с ними заинтересованных в успехе этих фильмов Министерство культуры и Фонд кино, тем, что они могут получить поле, расчищенное от конкурентов, и выйти на аудиторию, изголодавшуюся по кино. Но опыт других стран показывает, что аудитория не рвется в кинотеатры, открывающиеся после пандемии. Чтобы ее туда завлечь, нужно нейтрализовать страх перед возможностью заразиться, и напомнить ей, что именно там ее ждет развлечение, которого она не сможет получить больше нигде. Для этого нужны колоссальные бюджеты, которые есть только у голливудских студий: нельзя выпустить отечественный фильм в прокат и ждать, что зрители побегут в кинотеатры вприпрыжку.

Зрителям, пришедшим на кинопросмотры в первых числах августа, придется, скорее всего, смотреть фильмы в масках — одно из требований Роспотребнадзора. Но хотя бы так. Если бы кинотеатры в России открылись на две недели раньше, с 15 июля, то и в этом случае их потери по итогам 2020 года, согласно подсчетам генерального директора кинокомпании «Невафильм» Олега Березина, составили бы 49 млрд рублей. В эту сумму входят не только деньги, которые кинотеатры получают с продажи билетов, но и доходы с продажи сопутствующих товаров: газировки и попкорна. Кинотеатры еще в июне вступили в период «долины смерти», где каждый новый день без зрителей уменьшает их шансы на выживание. Несмотря на то что именно 15 июля было рекомендованной правительством РФ датой открытия кинотеатров по всей стране, очень немногие регионы, в том числе такие, как Чукотка, Магаданская и Амурская области, по данным «Невафильм Research», воспользовались этой рекомендацией. Пока страх увеличить риски распространения пандемии превалирует над переживаниями за местных жителей, оставшихся на несколько месяцев без одного из самых востребованных развлечений.

Ситуация обостряется разбирательствами между студиями и кинотеатральными сетями. Самой острой фазы — подачи иска — достигли взаимоотношения компании «Централ партнершип» (прокатчика самого успешного релиза в истории отечественного кинематографа — комедии Клима Шипенко «Холоп») и принадлежащей Александру Мамуту киносети «Синема Парк». Сумма иска, по данным «СПАРК-Интерфакс», — 194,1 млн рублей. Объединенная киносеть «Синема Парка» и «Формулы кино» сразу объявила, что будет платить дистрибуторам по остаточному принципу, назначив своим приоритетом зарплату и налоги. Другие сети не стали делать по этому поводу специальных заявлений, но в основном были вынуждены по умолчанию действовать в соответствии с этим же алгоритмом. Последствия пока трудно предугадать: кинотеатральные сети выжили по большей части за счет дистрибуторов, подложив самим себе мину замедленного действия, которая может сработать в какой-то другой неблагоприятной ситуации.

Несмотря на решение об открытии московских кинотеатров, публика которых составляет самую значимую часть бокс-офиса, ситуация остается слишком неопределенной. Региональные власти не спешат заявлять, что они готовы следовать примеру властей столичных, а кинотеатральные сети не могут быть до конца уверенными, что они смогут заполучить значимые фильмы, ради которых зритель в буквальном смысле слова будет готов рискнуть здоровьем в надежде, что защитные меры, рекомендованные Роспотребнадзором, сработают. У мер этих есть обратная сторона: они не только защищают здоровье зрителей, но и разрушают культуру посещения кинотеатров, которая предполагает поход в кино в том числе дружескими компаниями. Эти компании, конечно, смогут прийти, но, скорее всего, им придется сидеть в зале по меньшей мере через одно кресло, а может быть, и через два.

Самым дальновидным прокатчиком оказалась Universal Pictures, которая первой заявила о переносе премьеры нового фильма про Джеймса Бонда сразу на ноябрь. Возможно, к тому времени пандемия наконец отступит, прокат стабилизируется и у студий будет возможность провести полноценную премьеру с набитыми до отказа зрительными залами. Тем более что число залов, по всей вероятности, все же сократится: слишком долгим было их путешествие через «долину смерти». И для очень многих из них конца этому путешествию пока не видно. Лишь бы не пришла вторая волна коронавируса.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шалите, бегайте, играйте Шалите, бегайте, играйте

Иван Сорокин меняет российскую систему образования и воспитания детей

Эксперт
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Хабаровчане приготовились долго разочаровываться Хабаровчане приготовились долго разочаровываться

В чем проявился хабаровский менталитет после ареста Сергея Фургала

Эксперт
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла» Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла»

Книги, которые делают умных умнее

Эксперт
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Суперприложения уже здесь Суперприложения уже здесь

Суперприложения — тренд из Азии на экосистему из множества приложений

Эксперт
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Операция «Поимка» Операция «Поимка»

Пётр I хотел во что бы то ни стало вернуть сбежавшего из России сына

Дилетант
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Горячий песок Западной Сахары Горячий песок Западной Сахары

Чем грозит мирной Европе просыпающийся конфликт на северо-западе Африки

Эксперт
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Дачный марафон Дачный марафон

Как не превратить дачный отдых в изнуряющий труд?

Лиза
«Ведая пространство земель нашей империи…» «Ведая пространство земель нашей империи…»

Как Екатерина Великая решала проблемы демографии и освоения пустынных территорий

Знание – сила
Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны

Как Фарман Салманов изменил Сургут?

Forbes
Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать

Все об автомобильных огнетушителях: выбор, требования ГИБДД, сравнение

РБК
Стена недоверия: почему интернет скоро перестанет быть глобальным Стена недоверия: почему интернет скоро перестанет быть глобальным

Почему всемирная сеть начала трансформироваться в геополитические кластеры

Forbes
Больше молока от фермы до прилавка Больше молока от фермы до прилавка

Производство сырья и готовой продукции в молочном секторе будет увеличиваться

Агроинвестор
Восточная Сибирь: С северной теплотой Восточная Сибирь: С северной теплотой

Сибирь сурова, сдержанна и холодна. Это правда. Но не вся

Цифровой океан
6 книг, которые помогут «прокачать» мозг 6 книг, которые помогут «прокачать» мозг

Книги, которые помогут расширить представление о природе сознания

Psychologies
«Реальная история Уиннер»: фильм о девушке, выступившей против государственной машины «Реальная история Уиннер»: фильм о девушке, выступившей против государственной машины

Как разговорное кино, в котором нет действия, оказывается напряженной драмой

Forbes
«От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России» «От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России»

Как появилось высшее женское медицинское образование

N+1
«Все, что было его, – нынче ваше» «Все, что было его, – нынче ваше»

Место творчества Булата Окуджавы в современной литературе и литературоведении

Знание – сила
Орангутан полечил свою рану листьями лианы Орангутан полечил свою рану листьями лианы

Биологи заметили, как орангутан обрабатывает свою рану с помощью растения

N+1
Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога

Когда все идет не так, самое главное — сконцентрироваться на себе

Psychologies
Пэтфуд как бизнес Пэтфуд как бизнес

Как идет импортозамещение на рынке кормов для непродуктивных домашних животных

Агроинвестор
Маржа на горошинах Маржа на горошинах

Аграрии переводят посевы нерентабельных зерновых на альтернативные культуры

Агроинвестор
Темная лошадка Темная лошадка

Нейросеть — это программа, поведение которой определяется коэффициентами

Цифровой океан
Открыть в приложении