Индия выйдет из программы создания истребителя пятого поколения

ЭкспертОбщество

Индия лишила себя пятого поколения

Алексей Хазбиев

Покинув проект FGFA, Индия упустила шанс создать первоклассную школу авиационных конструкторов и теперь обречена импортировать готовые истребители

Министр обороны Индии Нирмала Ситхараман официально заявила, что ее страна выйдет из программы создания истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). «Мы передали России, что Индия больше не является участником этого проекта. В то же время мы сказали русским, что они могут продолжать развивать его самостоятельно, а мы можем вновь присоединиться к ним на более позднем этапе», — сообщила министр.

Главной причиной такого шага названы «непреодолимые разногласия» по поводу как стоимости самой программы, так и технических решений, примененных в FGFA. «Изучив все аспекты этого проекта, мы пришли к выводу, что он не отвечает нашим требованиям, так как в рамках FGFA не удастся создать самолет, который сможет продемонстрировать характеристики, близкие к американским истребителям F-22 и F-35», — написали местные СМИ со ссылкой на спецдоклад ВВС Индии. Единственное преимущество FGFA — высокая маневренность, но в остальном российский самолет не может сравниться с американскими моделями, утверждают индийцы. По их мнению, новый истребитель не удовлетворяет требованиям скрытности, а его двигатели не соответствуют стандартам пятого поколения. Наконец, сама программа FGFA представляется индийцам «невообразимо дорогой», а потому «ВВС не стремятся ее продолжать».

Напомним, что программа FGFA стартовала еще в 2007 году. Тогда же Москва и Нью-Дели подписали межправительственное соглашение, которое выводило этот проект за рамки обычных закупочных процедур. Было решено, что базой для разработки нового самолета станет российский истребитель пятого поколения Су-57, который сейчас успешно проходит летные испытания. Но в отличие от этой машины в FGFA предполагалось внедрить целый ряд технических особенностей. Например, индийские военные пожелали установить на истребитель два дополнительных радара, чтобы обеспечить ему полный круговой обзор. И сам самолет, и большая часть его систем по условиям сделки должны были производиться совместно и в России, и в Индии. Это зафиксировано в контракте на разработку эскизно-технического проекта стоимостью 295 млн долларов, который был заключен в 2010 году. Через три года ОКБ Сухого и Hindustan Aeronautics Limited его выполнили, но к следующей стадии — опытно-конструкторским работам по проектированию истребителя — так и не приступили. Необходимо было подписать отдельный контракт, но индийцы под разными предлогами от этого уклонялись. И, в общем, понятно почему. Вся программа FGFA оценивалась тогда в 13 млрд долларов и должна была финансироваться на паритетных началах. Но требуемых 6,5 млрд долларов у ВВС Индии не было, поэтому местные летчики всеми способами попытались уменьшить свой вклад. Сначала Индия резко сократила планируемый объем закупки новых самолетов. Если на первых порах индийские ВВС обещали приобрести 250 истребителей, то уже в 2012 году сократили это количество до 214 самолетов. Правда, при этом они выдвинули неожиданное требование: сделать 48 машин в двухместном варианте. Это неминуемо привело бы к росту затрат как на разработку, так и на производство. Поэтому в конце концов от этой идеи решено было отказаться, как и вообще от каких-либо четких закупочных планов. Но наша страна делала все возможное, чтобы ситуацию спасти. Мы предложили Индии сократить общие затраты на разработку до семи миллиардов долларов. То есть каждой из сторон теперь требовалось внести всего по 3,5 млрд долларов. Но даже эту сумму индийцы заплатить не смогли.

И этому есть довольно простое объяснение — тотальная нехватка средств у местных ВВС. Их закупочный бюджет составляет около двух миллиардов долларов в год и практически не растет. В то же время ВВС Индии под давлением прозападного лобби заключили контракты на 20 млрд долларов на покупку различной авиатехники у Франции и США. То есть фактически истратили все деньги на много лет вперед, что повлекло за собой целый ряд скандалов. Самый громкий из них случился три года назад, когда правительство Индии вынуждено было отменить результаты тендера на закупку 126 истребителей за 22 млрд долларов, в котором победил французский истребитель Rafale. А все потому, что французы отказались передавать индийцам критически важные технологии и производить свои самолеты в этой стране. Но, чтобы избежать суда, индийцы нашли весьма своеобразный выход. Минобороны Индии просто закупило у Франции 36 истребителей Rafale почти за девять миллиардов в рамках прямого поставочного контракта. А чтобы оправдать такое решение перед правительством страны, руководство местных ВВС принялось отчаянно дискредитировать конкурирующую программу FGFA. И в начале такая критика действительно имела под собой определенные основания.

Не секрет, что на первых опытных образцах Су-57 были установлены так называемые двигатели первого этапа — АЛ-41Ф1С, которые не могут обеспечить самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость (на что акцентировало внимание руководство ВВС). Но уже в конце прошлого года Россия подняла в воздух последний предсерийный образец Су-57 с силовой установкой под кодовым обозначением «изделие 30», который полностью отвечает всем стандартам пятого поколения. В этом двигателе с тягой около 18 тонн внедрен целый ряд инновационных решений, не имеющих мировых аналогов. Прежде всего это композитные металлокерамические лопатки турбины из особо жаропрочных сплавов — они имеют крайне сложную конструкцию. Секрет здесь не только в составе этих материалов, но и в технологии их изготовления. Еще одно новшество — плазменная форсажная камера, обеспечивающая бескислородный запуск двигателя на больших высотах, что повышает выживаемость истребителя в ближнем бою. Для этого же сопла двигателей могут отклоняться сразу в двух плоскостях — вверх–вниз и влево–вправо, а не только в одной, как, например, у американского F-35. Кстати, этот самолет из-за особенностей своей конструкции может пролететь на сверхзвуке без включения форсажной камеры всего около 150 км, или менее десяти минут. И это еще не все. Су-57 получил новую РЛС «Белка» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которая по своим характеристикам, скорее всего, превосходит радар F-35. А все потому, что «Белка» состоит сразу из пяти антенн с АФАР, три из которых работают в Х-диапазоне, а еще две — в L-диапазоне. Все они вместе со средствами радиоэлектронной борьбы рассредоточены по поверхности истребителя и составляют так называемую умную обшивку Су-57. Именно она обеспечивает летчику полный круговой обзор и позволяет на большом расстоянии обнаруживать малозаметные цели и выдавать команду на их уничтожение. В целом же Су-57 имеет большую тяговооруженность, чем F-35, однако и большую заметность. Но это компенсируется более высокой скоростью и лучшей маневренностью. Наш самолет практически наверняка выиграет воздушный бой с F-35 на ближней и средней дистанциях и с высокой вероятностью эффективно уклонится от американских ракет на дальней. Только Индия на все эти достижения теперь будет взирать лишь как заинтересованный наблюдатель.

Решение о выходе из проекта FGFA, по сути, ставит крест на давней мечте индийской авиапромышленности создать в своей стране полноценную конструкторскую школу. Ни США, ни Франция на это никогда не пойдут. Американцы лишь предложили индийцам в случае закупки их F-35 организовать отверточную сборку на местных предприятиях устаревших истребителей F-16. А французы после скандала с истребителями Rafale и вовсе перестали рассматривать индийскую промышленность как серьезного индустриального партнера.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эпоха транспортных мегапроектов в столице подходит к концу Эпоха транспортных мегапроектов в столице подходит к концу

Фаза интенсивного развития транспортной сети Москвы заканчивается

Эксперт
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями

Как различные страны мира разрабатывают системы противодействия киберугрозам

Обозрение армии и флота
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Белых пятен больше нет Белых пятен больше нет

Десять удивительных географических объектов, открытых в XX и XXI веке

Вокруг света
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Как успокоить любимую женщину? Как успокоить любимую женщину?

Как оставаться целым, когда эмоции партнера зашкаливают?

Maxim
«Нельзя узнать Францию,.. «Нельзя узнать Францию,..

Почему все любят французскую кухню? Что сделало ее самой изысканной?

Зеркало Мира
Теперь можно! Теперь можно!

Устаревшие правила дизайна интерьера, которые давно пора нарушить

Лиза
«Бренд делают люди» «Бренд делают люди»

Надежда Хафизова из тех, для кого «это сделать нереально» — призыв к действию

OK!
Послеродовая депрессия: что нужно знать близким Послеродовая депрессия: что нужно знать близким

Послеродовая депрессия это не усталость, не «минутная слабость» и не каприз

Psychologies
Чем полезна пшенная каша для организма: 4 свойства Чем полезна пшенная каша для организма: 4 свойства

Пшенная каша знакома всем, но не все знают, насколько она полезна для здоровья

РБК
Этруски – кто они?.. Этруски – кто они?..

Этруски — один из самых древних и загадочных народов Европы

Зеркало Мира
Без компромиссов Без компромиссов

Tank 500 Urban. После бездорожья покоряем город

Автопилот
Шампанского! Шампанского!

Как легкий игристый алкогольный напиток завоевал сердца по всему миру

Зеркало Мира
Как техногики выручили 1,6 млрд рублей на шутере в виртуальной реальности Как техногики выручили 1,6 млрд рублей на шутере в виртуальной реальности

Как построить бизнес на шутере с VR-шлемом

Forbes
Александр Соколов: «Мы — регион белой нефти» Александр Соколов: «Мы — регион белой нефти»

Какие меры принимаются в Кировской области для улучшения качества

ФедералПресс
Все мы задумывались об этом: почему буквы на клавиатуре расположены не в алфавитном порядке Все мы задумывались об этом: почему буквы на клавиатуре расположены не в алфавитном порядке

Раскладка QWERTY: весьма продуманный и грамотный ход инженеров

ТехИнсайдер
Дом с подвохом Дом с подвохом

Девять признаков опасной квартиры на вторичном рынке

Лиза
Открыть в приложении