Комсомольский авиазавод не спит, чтобы страна спала спокойно

ЭкспертБизнес

Форсаж над тайгой

Комсомольский авиазавод не спит, чтобы страна спала спокойно

Александр Ивантер

Марина Лысцева/ТАСС

Если вас, сморенных джетлагом, разбудил вой двигателей несущихся на низкой высоте истребителей, не пугайтесь: это не начало третьей мировой войны. Скорее всего, вы находитесь в Комсомольске-на-Амуре, где в таежной глуши в шести тысячах километрах от Москвы производят лучшие в мире боевые самолеты. Испытывают их здесь же — заводской аэродром Дзёмги находится в городской черте.

Нам показали — правда, по понятным причинам без особых подробностей, — как рождаются новейшие истребители Су-35 и Су-57 — нынешние флагманские изделия авиазавода № 126. Под таким номером предприятие было запущено в 1934 году, теперь это КнААЗ, один из крупнейших самолетостроительных заводов России, входящий в структуру ОАК. Побывали мы и в цехе финальной сборки «суперджетов», на которые приходится уже чуть больше половины всех региональных авиаперевозок в стране.

Один из этапов сборки Су-57 на КнААЗе. Пресс-служба КнААЗ

Господство в воздухе…

Су-35 — российский многоцелевой одноместный истребитель поколения 4++, оснащен бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой «Ирбис» (разработки НИИП имени В. В. Тихомирова с уникальными характеристиками дальности обнаружения целей) и двигателями с управляемым вектором тяги. Машину отличает улучшенная маневренность и дальность полета, многозадачность бортовых систем при ведении воздушного боя. Су-35С способен развивать максимальную скорость 1400 км/ч у земли и 2500 км/ч (2,25 Маха) на высоте 11 км, дальность его полета на малой высоте составляет 1580 км, а на большой высоте — 3600 км (с двумя подвесными топливными баками — до 4500 км). Практический потолок боевой работы истребителя Су-35С — 18 км, максимальный взлетный вес — 34,5 тонны, из них восемь тонн — боевая нагрузка: высокоточные бомбы и ракеты, включая крылатые ракеты X-35 для ударов по морским целям. Крупное надводное судно Су-35С «видит» за 350400 км, установки оперативно-тактических ракет, соединения бронетехники — за 6070 км.

Для противника этот «хищник» опасен большой загрузкой ракет «воздух — воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.

Су-35 совершил первый полет 19 февраля 2008 года, а в 2011-м на КнААЗе начался серийный выпуск Су-35С. Первая партия поставлена в ВВС РФ в феврале 2014 года. На сегодняшний день ВКС РФ эксплуатируют более сотни Су-35/Су-35С, в 2020 году парк этих новейших истребителей пополнился десятью машинами.

Освоение серийного производства Су-35С стало достойным ответом на расширение авиационного сегмента гособоронзаказа в 2010-х годах, что позволило довести долю современного вооружения ВКС к исходу минувшего десятилетия до 65%.

Начальник цеха окончательной сборки № 7 КнААЗа Денис Гарифуллин. Пресс-служба КнААЗ

В 2015 году Китай официально стал первым зарубежным заказчиком российских многофункциональных истребителей Су-35, которые до этого эксплуатировали только ВКС России. Экспортный вариант Су-35 для китайской армии отличается от истребителей, поставляемых на внутренний рынок. По требованию минобороны КНР кабину пилота наши специалисты оборудовали авионикой китайского производства. Китай купил у России 24 истребителя на общую сумму порядка двух с половиной миллиардов долларов, поставки завершены в прошлом году.

Однако спрос на Су-35 у зарубежных оборонщиков остается высоким. В СМИ проходила информация об интересе к приобретению партий этих самолетов со стороны Египта, Индонезии, Алжира, Турции и Саудовской Аравии.

Будет продолжена сборка Су-35С и для российских ВКС. В 20192020 годах восемь новых «тридцать пятых» поступило в распоряжение группы высшего пилотажа «Русские витязи».

Еще более грозная боевая машина, уже пятого поколения, истребитель Су-57 (конструкторское обозначение Т-50), вышел в стадию серийного производства на КнААЗе. Имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета (с двигателем второго этапа), внутрифюзеляжное вооружение (вместо привычного расположения ракетного вооружения на подвесках крыльев), радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования; предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей.

Су-57 начал разрабатываться в 2003 году, первый полет состоялся в январе 2010-го. В 20112017 годах на КнААЗе было построено девять опытных летных образцов самолета для прохождения испытаний. Согласно регламенту, машину испытывают последовательно три летчика-испытателя — сначала представитель ОКБ разработчика, затем заводской и, наконец, представитель военного заказчика. Испытывался Су-57 и в ходе реальной боевой работы в Сирии.

В 2018 году на форуме «Армия» по распоряжению президента Владимира Путина был подписан контракт на установочную партию Су-57 из двух машин. Планировалось, что самолеты поступят в Воздушно-космические силы России в 2019 и 2020 годах. Однако в декабре 2019-го первый построенный по этому контракту Су-57 потерпел крушение во время испытательного полета (летчик катапультировался и остался жив). Первый серийный истребитель Су-57 был передан ВКС в конце 2020 года.

На «Армии-2019» Минобороны законтрактовало поставку 76 Су-57, этого будет достаточно для перевооружения трех авиаполков. Машины должны быть получены ВКС РФ до 2028 года. К концу 2024-го, согласно графику, будет изготовлено 22 истребителя, из них четыре — уже в этом году.

Пока что «пятьдесят седьмые» выпускаются с двигателями предыдущего поколения от Су-35 — АЛ-41Ф1 (изделие 117). Поэтому, строго говоря, эти машины недотягивают до заданных характеристик авиационной боевой платформы пятого поколения. Двигатель «второго этапа» (изделие 30 производства ОДК) приступил к летным испытаниям в декабре 2017-го. Ожидается, что с 2023 года начнутся серийные поставки самолетов уже с новыми двигателями, имеющими повышенную топливную эффективность и меньшую стоимость жизненного цикла. Кроме того, именно двигатель второго этапа обеспечит машине сверхзвуковую крейсерскую скорость полета.

В августе 2019 года Су-57 получил экспортную документацию. Вскоре после этого Су-57Э был впервые представлен на статической экспозиции авиасалона МАКС. По итогам выставки «Рособоронэкспорт» заявил о резком росте интереса к Су-57 со стороны иностранных заказчиков.

А как обстоят дела у конкурентов? На вооружении ВВС США стоят два типа истребителей пятого поколения — F-22 (в 19972011 годах выпущено 195 машин) и F-35 (первый полет в 2006 году, на сегодняшний день выпущено более 670 единиц этого самолета различных модификаций). К 2023 году корпорация Lockheed Martin планирует выпускать в год до 160 самолетов семейства F-35. Пекин в 2019 году заявил, что китайские вооруженные силы укомплектовали как минимум одну эскадрилью истребителями пятого поколения Chengdu J-20 и эти машины уже приступили к боевому дежурству. По мнению военных экспертов, тактико-технические характеристики и боевые возможности Су-57 как минимум не хуже, чем у F-35 и китайской машины.

Обрабатывающие центры Стерлитамакского машзавода в цехе мехобработки КнААЗа. Пресс-служба КнААЗ

…куется на земле

Фактически под каждую новую машину завод проводит комплексную модернизацию. «По программе перевооружения под самолет пятого поколения все запланированные объекты должны быть введены в строй к 2024 году», — заявил директор КнААЗа Александр Пекарш. По его словам, на заводе планомерно идет оснащение агрегатно-сборочных цехов дополнительными стендами и оснасткой для сборки, в том числе уникальными поворотными стапелями, разработанными специально для строительства Су-57.

Кроме того, завод приобрел новую печь для вакуумной термообработки деталей из титановых сплавов. Автоматизированный комплекс имеет функцию охлаждения заготовки после обработки при помощи аргона, что сокращает время работы над ней.

Остаются в силе и технологии, проверенные временем, такие, например, как упрочнение дробью. «Крупные силовые детали, в частности панели крыла обстреливаются дробью из специальной пушки, — рассказал нам Николай Воронин, сотрудник Экспоцентра КнААза, сорок лет проработавший на заводе. — В результате в поверхностном слое металла на глубину 0,30,5 миллиметра создается напряжение сжатия, что препятствует образованию микротрещин при знакопеременных нагрузках и увеличивает эксплуатационный ресурс».

В ходе краткой экскурсии по заводу бросилось в глаза первоклассное оснащение цеха мехабоработки — обрабатывающие центры немецкого производства были поставлены еще в досанкционные годы. Впрочем, есть и вкрапления от российских станкопроизводителей. Так, мы заметили несколько работающих обрабатывающих центров Стерлитамакского машзавода.

Цех окончательной сборки № 7 работает по принципу «одна платформа — одна команда», изделие перемещается по цеху по мере комплектации, а люди остаются на привычном месте, последовательно выполняя необходимые операции по монтажу частей и блоков самолета. «До модернизации производственной системы завода все было наоборот: самолеты в разной степени готовности стационарно стояли по всему цеху, между ними перемещались люди, — пояснил журналистам начальник цеха Денис Гарифуллин. — Теперь сборочный цех работает как конвейер: каждая специализированная рабочая команда трудится на своем месте, самолеты по мере выполнения нового цикла работ перекатываются на следующий сборочный пост. Это значительно повысило эффективность процесса сборки машин: выстраивание поточной линии позволило вдвое увеличить пропускную способность цеха».

В цехе семь рабочих мест (платформ) по сборке Су-35, по истечении девяти рабочих дней при трехсменном графике работы каждый самолет перебазируется на следующее сборочное место.

Поточная линия по сборке Су-57 имеет всего четыре рабочих места, пояснил Гарифуллин. При этом предусмотрена лишь одна пауза. На месяц с небольшим самолет «вырывается» из цикла сборки, и переходит в специальный цех для нанесения радиопоглощающих покрытий. Каждый слой покрытия имеет особое функциональное назначение и уникальную толщину, которая зависит от зоны нанесения. Компаунды — композиции на основе различных полимеров — в итоге образуют своего рода слоеный пирог, свойства которого дают возможность Су-57 значительно снизить радиолокационную заметность в воздухе.

Цех окончательной сборки SSJ-100 в филиале ПАО «Корпорация “Иркут”» — «Региональные самолеты». Фото: Александр Ивантер

Еще одним важным этапом изготовления каждой машины является дождевание — машина «залючивается» и два часа плотно со всех сторон обливается водой, так проверяется герметичность сборки. Наконец, после прохождения последней сборочной платформы самолет готов и передается на ЛИС — летно-испытательную станцию.

КнААЗ по старой советской традиции представляет собой машиностроительное производство полного цикла — включая заготовительный и литейный цеха. Крупные поковки из титана завод получает от «ВСМПО-Ависма» из Верхней Салды. Общая территория завода — 360 га, трудятся на КнААЗе сегодня 9,3 тысячи человек (советский максимум — 28 тысяч).

Цеха завода лежат по обе стороны взлетно-посадочной полосы аэродрома, где проходят испытания военные и пассажирские машины. Полосу использует и базирующийся здесь же Таллинский истребительный авиаполк, надежно прикрывающий с воздуха не только завод и город, но и все Приморье, Сахалин и Курилы (время подлета до Итурупа — 20 минут).

«Суперджет» обновляется

Неподалеку от КнААЗа, на соседней производственной площадке, собираются пассажирские «суперджеты». Это уже другое юрлицо — филиал ПАО «Корпорация “Иркут”» — «Региональные самолеты» (до февраля 2020 года — «Гражданские самолеты Сухого»).

В цех окончательной сборки «Региональных самолетов», представляющем собой просторный высоченный ангар, умещаются одновременно шесть «суперджетов» в разной стадии готовности. На шестом идет уже установка двигателей. Пока что на SSJ-100 устанавливается двигатель SaM-146 российско-французского производства. В ходе разработки «импортозамещенной» версии самолета (проект SSJ-New) поставлена задача комплектовать лайнер новым российским двигателем ПД-8. По графику первый опытный образец нашего движка придет из Перми в Комсомольск-на-Амуре в 2022 году.

Сегодня соотношение иностранных и российских комплектующих в SSJ-100 составляет 70 на 30, в обновленной версии пропорция будет обратной. Помимо новых двигателей машина получит отечественные инерциальную навигационную систему БИНС-2015, разработанную Московским институтом электромеханики и автоматики (входит в АО КРЭТ ГК «Ростех»), установку охлаждения воздуха производства нижегородского АО ПКО «Теплообменник», всю систему электроснабжения (ее разрабатывает Уфимское агрегатное производственное объединение, входит в холдинг «Технодинамика» ГК «Ростех») — всего более тридцати важнейших агрегатов и систем. Завершить опытно-конструкторские работы по созданию SSJ-New планируется в 2023 году. Затем лайнеру предстоит пройти сертификацию как отдельных систем, так и всей машины в целом.

Фактически речь идет о глубокой модернизации самолета, о его пересоздании. Что, возможно, стало одной из причин значительного спада производства. Так, если в 2017 году ГСС произвели 34 SSJ-100, то в 2018-м — уже 24 самолета, в 2019-м — 18, а в прошлом году и вовсе 11. Однако уже в нынешнем году планируется произвести 23 самолета, а поставка SSJ-100 авиакомпаниям достигнет 30 единиц, что доведет количество эксплуатируемых «суперджетов» до 180.

«Дом со шпилем» (проспект Ленина, 21) — образец послевоенной застройки центра Комсомольска-на-Амуре, визитная карточка города. Фото: Александр Ивантер

Показатель исправности самолета вырос на 10%, а средний налет на машину сейчас составляет порядка семи-восьми часов, сообщил недавно глава ОАК Юрий Слюсарь. Ранее директор по маркетингу и продажам гражданской авиатехники корпорации «Иркут» Кирилл Будаев оценил месячный налет у лучших самолетов SSJ-100 в 300 часов — порядка 10 часов в сутки, тогда как еще в 2017 году он оценивался на уровне 3,3 часа в сутки. Прогресс достигнут за счет отладки и развития системы послепродажного обслуживания самолета, недостатки которой вызывали основные нарекания у эксплуатантов лайнера. В частности, создан пул подменных двигателей, а также мощности по техобслуживанию двигателей SaM-146 во Франции и в Рыбинске на предприятии «ОДК-Сатурн». В Москве был создан операционно-ситуационный центр, работающий в режиме 24/7 и помогающий решать проблемы у авиакомпаний, возникающие при эксплуатации машин. В Шереметьево открыт гигантский логистический центр более чем на миллион единиц запчастей.

Комсомольск-на-Амуре — Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Любимка публики Любимка публики

Как танцор из Екатеринбурга заработал $3 млн и дважды попал в рейтинги Forbes

Forbes
Найдены связанные с возрастом наступления менопаузы генетические варианты Найдены связанные с возрастом наступления менопаузы генетические варианты

Ученые обнаружили 290 мутаций, связанных со временем наступления менопаузы

N+1
«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
«И тут я подумал: а что если в этой давке включить бензопилу?» «И тут я подумал: а что если в этой давке включить бензопилу?»

Случаи, книги, картины и разговоры, из которых получились сюжеты великих фильмов

Weekend
Вызов российским корабелам Вызов российским корабелам

Госконтракты на строительство судов систематически уходят на иностранные верфи

Эксперт
Метаболизм замедляется с возрастом, но не тогда, когда все думают Метаболизм замедляется с возрастом, но не тогда, когда все думают

Ученые теперь ставят под сомнение правила диет, тренировок и всего остального

Cosmopolitan
«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
Бедные англичане остановятся на «Светофоре» Бедные англичане остановятся на «Светофоре»

Российская сеть магазинов низких цен вышла на рынок Великобритании

Эксперт
Достучаться до небес Достучаться до небес

Заключенный концлагеря угоняет с их секретной военной базы бомбардировщик

Вокруг света

Асимметричный ледокол оказался в чем-то лучше традиционных «крушителей льда».

Популярная механика
Машина номер два Машина номер два

В Елабуге официально открылось серийное производство автомобилей Aurus

Эксперт
Герпетологи не смогли найти фотографии 781 вида змей Герпетологи не смогли найти фотографии 781 вида змей

Около двадцати процентов всех видов змей не запечатлены ни на одной фотографии

N+1
«Золотой» автобан «Золотой» автобан

Дорожное строительство в стране оказалось фактически парализовано

Эксперт
Жена и любовница: подробности конфликта Агаты Муцениеце с Мирославой Карпович Жена и любовница: подробности конфликта Агаты Муцениеце с Мирославой Карпович

Подробности конфликта двух любимых женщин «мажора» Павла Прилучного

Cosmopolitan
Провалы Tesla: от переносов Cybertruck до нелепых ошибок электроники Провалы Tesla: от переносов Cybertruck до нелепых ошибок электроники

Проблемы Tesla, которые Илону Маску лучше решить в ближайшее время

РБК
Сновидения: что нам известно о самом таинственном явлении в жизни человека Сновидения: что нам известно о самом таинственном явлении в жизни человека

Сновидения – это то, что увлекает и будоражит, ведь каждый с ними сталкивался

Playboy
Как российские промышленники учатся использовать возобновляемые источники энергии Как российские промышленники учатся использовать возобновляемые источники энергии

Российские металлурги активно включились в мировую повестку

Forbes
Девушка стала «твердой как дерево» от холода, но смогла выжить: чудо или простая анатомия? Девушка стала «твердой как дерево» от холода, но смогла выжить: чудо или простая анатомия?

Ранним утром в канун Нового года мужчина наткнулся на тело своей подруги

Популярная механика
Внешний жесткий диск не распознается - что делать? Внешний жесткий диск не распознается - что делать?

Как поступить, если Windows больше не распознает ваш внешний жесткий диск

CHIP
«Пить или не пить? Новая наука об алкоголе и вашем здоровье» «Пить или не пить? Новая наука об алкоголе и вашем здоровье»

Как алкоголь влияет на ваше психологическое здоровье

N+1
6 типов друзей, которые нужны каждому 6 типов друзей, которые нужны каждому

Как бы вы описали своих друзей?

Psychologies
Церингенский лев Церингенский лев

Что помогает раскрыть тайну таких «фрачных» портретов

Дилетант
«Жизнь такая сложная!»: как сделать ее проще «Жизнь такая сложная!»: как сделать ее проще

Когда «все сложно», надо упрощать

Psychologies
Неизбежное зло: могут ли быть научные опыты без привлечения животных Неизбежное зло: могут ли быть научные опыты без привлечения животных

Отрывок из книги Ингрид Ньюкирк «В мире с животными»

Forbes
Интерьер на счастье Интерьер на счастье

Яркая, насыщенная цветом квартира для молодой семьи

SALON-Interior
Рефид & читмил Рефид & читмил

Как углеводная загрузка помогает ускорить потерю веса

Худеем правильно
20 фильмов о любви для неисправимых романтиков 20 фильмов о любви для неисправимых романтиков

Список из 20 фильмов о любви для самых отчаянных романтиков

Cosmopolitan
Здоров ли ваш мозг? Ученые выяснили, что первые признаки заболеваний центральной нервной системы можно определить с помощью простого физического теста Здоров ли ваш мозг? Ученые выяснили, что первые признаки заболеваний центральной нервной системы можно определить с помощью простого физического теста

Работа вашего мозга напрямую связана с силой хвата

Inc.
Как убрать спам из календаря iPhone Как убрать спам из календаря iPhone

Как убрать спам из календаря iPhone, запретить его отправлять и получать

CHIP
На своем магнитном поле На своем магнитном поле

Компания Philips локализовала в России производство высокопольных томографов

Эксперт
Открыть в приложении