Использование гор мусора в качестве топлива может быть экономически выгодно

ЭкспертHi-Tech

Цемент из мусора

Использование растущих гор мусора в качестве топлива для промышленности может быть экономически выгодно при налаженном процессе сортировки бытовых отходов. Об этом говорит опыт франко-швейцарской компании LafargeHolcim, которая в Калужской области успешно использует мусор для производства цемента

Алексей Грамматчиков

ТАСС

Чьи-то изорванные штаны, отжившие свой век ботинки, коробка из-под телевизора, пластиковые пакеты и прочий бытовой мусор медленно движутся в печь. Здесь они вспыхивают, сгорают практически дотла, а получаемое от сгорания тепло используется для производства строительной продукции. Так выглядит пока единственный в России цех по использованию мусора в качестве промышленного топлива для выпуска цемента. Его построила на своем заводе в Калужской области компания LafargeHolcim, в основном из соображений социальной ответственности и участия в решении экологических проблем региона. Однако в перспективе, по мере того как российский мусорный рынок будет обретать цивилизованные черты, компания рассчитывает и на экономический эффект от замещения обычного топлива мусором.

Инновация под Калугой

Франко-швейцарская компания LafargeHolcim — мировой лидер в производстве цемента, ее предприятия работают в 50 странах мира. В России у компании четыре цементных завода: один в Саратовской области (город Вольск), два в Московской (Воскресенск и Коломна) и один в Калужской (поселок Ферзиково).

Завод в Ферзиково был построен LafargeHolcim в 2015 году с нуля, общие инвестиции в создание предприятия составили 500 млн евро, и объем выпускаемой на нем продукции динамично растет. По словам директора завода Андрея Полежаева, в 2015 году здесь было произведено миллион тонн клинкера (базового материала для цемента), в 2016-м — 1,2 млн тонн, а по итогам 2018-го уже 1,5 млн тонн.

Цех альтернативного топлива на цементном заводе в Ферзиково был открыт почти сразу же с запуском предприятия, в том же 2015 году, и недавно сюда пригласили группу журналистов для ознакомления с результатами работы этой уникальной для России технологии. Ее принцип заключается в том, что твердые бытовые отходы (ТБО) используются как часть топлива для производства цемента, что приводит к экономии расходов на традиционные ископаемые виды топлива.

Как известно, производство цемента очень энергозатратно: используемые в производстве глину и известняк нужно обжечь в специальной печи при очень высокой температуре — свыше 2000 °С. В качестве топлива на цементных заводах в России обычно используют газ или уголь, и затраты на такое топливо составляют порядка 30% себестоимости производства.

Расходы на топливо для выпуска цемента можно существенно сократить, считают инженеры LafargeHolcim, которые еще с 1970-х начали использовать бытовой мусор в качестве топлива на своих заводах, и сейчас такие технологии применяются на 75% предприятий LafargeHolcim в мире. В прошлом году предприятия LafargeHolcim в общей сложности таким образом использовали свыше 10 млн тонн мусора, из них 30 тыс. тонн пришлось на цементный завод в российском Ферзиково.

Экономично и экологично

В целом цех рассчитан на прием 450 тыс. тонн мусора в год. Но использовать здесь можно только строго отобранные отходы: это может быть бумага, древесина, картон, резина, старые шины, шламы муниципальных сточных вод, биомасса, жир, растворители, отработанные масла, нефтяные отходы, пластики. Все эти отходы должны отвечать определенным параметрам — например, уровню влажности, а также экологичности: в качестве топлива строго запрещено использовать отходы с вредным содержанием радиоактивных или биологически опасных веществ, хлора формальдегидных смол или если отходы имеют какой-нибудь неизвестный состав с риском получения вредных выбросов при сгорании. нельзя использовать отходы из стекла, керамики, камней и металлов, так как это может повредить работу цементной печи.

В связи с этим завод выставляет строгие требования к поставщикам мусора, и после его поступления на предприятие он подвергается дополнительной инспекции. Если мусор соответствует требованиям, он используется далее по следующей схеме: отходы разгружаются в специальный бункер, далее его с помощью двух кранов (кстати, изготовленных на Троицком крановом заводе) перемещают на измельчение — на шредер (он изготовлен в Германии фирмой Weima). После измельчения отходный материал попадает на конвейер, и, проходя попутно магнитный сепаратор (на нем отделяются возможные мелкие металлические части) и размерную решетку (здесь крупные частицы возвращаются для повторного измельчения), поступает в печь для сжигания. «Технология применения мусора в качестве топлива имеет много тонкостей, — отмечает Андрей Полежаев. — Здесь нужно уметь отслеживать нужное качество отходов, чтобы они правильно поступали в печь, не приводили к скачкам температуры, правильно сжигались. Сейчас мы можем утверждать, что полностью владеем технологией использования отходов в производстве, это не снижает качество конечной продукции и безопасно для окружающей среды».

По словам представителей LafargeHolcim, отсутствие вредных выбросов в окружающую среду от сжигания мусора на цементном заводе прежде всего обусловлено очень высокой температурой сгорания — как уже было сказано выше, в цементных печах она достигает 2000 °С. Например, на мусоросжигательных заводах температура сжигания в два раза меньше — 1000 °С. К тому же для сжигания в цементной печи используются только отобранные, безвредные при сгорании отходы, в результате чего вредные выбросы, те же диоксины, отсутствуют. Но даже если небольшое количество вредных веществ, например формальдегидных смол, случайно и попадет в предназначенный для сжигания мусор, то они при столь высокой температуре полностью сгорят.

Что же касается экономической составляющей проекта, то представители LafargeHolcim говорят, что на постройку цеха альтернативного топлива в Ферзиково компания потратила 250 млн рублей. Сейчас этот цех позволяет экономить 8% топлива на заводе. Срок окупаемости инвестиций — от трех до семи лет, в зависимости от того, какая доля традиционного топлива будет заменяться отходами. «Теоретически доля топлива из мусора на заводе может в ближайшее время достигнуть 30–40 процентов и более. В некоторых странах на заводах доля мусора в топливе достигает 75–80 процентов. В случае столь высокой доли использования отходов инвестиции в альтернативный цех могут окупиться очень быстро, учитывая, что мы не только не тратим средства за закупку топлива из вторсырья, но даже получаем выплаты за его утилизацию», — говорит Константин Божинов, директор по развитию альтернативного топлива LafargeHolcim.

По его словам, цементный завод в Ферзиково готов использовать еще больше мусора, но такого количества отсортированного, годного для сжигания мусора в Калужской области предприятию пока предоставить не могут. «При том что Московская и Калужская области производят огромные объемы мусора, сортировочные предприятия бытовых отходов пока не в состоянии в полной мере обеспечить нас подходящим сырьем. Кроме того, не очень ясна позиция государственного регулятора в отношении выплат и возможных льгот для предприятий, которые участвуют в утилизации мусора, — разводит руками Андрей Полежаев. — Но мы надеемся, что по мере роста проблем с отходами эта ситуация изменится. Ну а пока использование отходов в производстве для нас, скорее, не бизнес-проект, а проявление социальной ответственности нашего бизнеса, наш вклад в решение экологических проблем региона».

Топливо из отходов

В мире технологии использования отходов в качестве альтернативного топлива (так называемое Refuse Derived Fuel, RDF) активно развиваются. В частности, мощности по производству и использованию RDF в последние годы строятся в Израиле, Швеции, Великобритании. Например, в цементной промышленности Германии RDF в 1987 году заменяло менее 5% традиционного топлива, а по итогам прошлого года уже почти 70%.

В России развитие RDF имеет огромный потенциал: по оценкам, в стране ежегодно появляется порядка 70 млн тонн так называемых твердых коммунальных отходов — по размеру это соответствует семи тысячам Эйфелевых башен. При этом, по официальной статистике, на вторичную переработку попадает 7–8% всего бытового мусора (по подсчетам представителей экологических движений, на самом деле этот показатель вдвое меньше). Согласно оценкам некоммерческого партнерства «Национальное бюро по переработке отходов» (НБПО), порядка 25% состава твердых коммунальных отходов — это энергетические компоненты, которые можно сжигать в промышленных целях.

Лучше всего такие отходы сжигать в цементной промышленности (из-за высокой температуры в печах), но RDF можно применять и на ТЭЦ, в котельных, на металлургических предприятиях. Однако в России сейчас все упирается в нехватку пригодного для безопасного сжигания мусора: нет четких механизмов поставок таких отходов предприятиям в качестве топлива, а также инструментов налогового и прочего стимулирования компаний использовать мусор в качестве топлива.

Все это, увы, пока делает невыгодным развития подобных экологических технологий в России. «В 2015 году мы производили для одного цементного завода в Челябинской области расчеты по замене 15 процентов газа, который использовался на заводе в качестве топлива, на твердые бытовые отходы, — рассказывает Ольга Зацепина, руководитель департамента экологического проектирования компании EcoStandard Group. — Завод инициировал эти расчеты вовсе не с целью решить проблему отходов, а чтобы понять, сколько удастся сэкономить на такой замене, — сжигание отходов ради их утилизации, то есть ради решения экологической проблемы, бизнесу неинтересно. Вкладывать деньги в замену технологического оборудования ради спасения природы, к сожалению, никто не будет — производство нужно заинтересовать, показать выгоду. И эта инициатива должна исходить от властей. Если “сверху” спустят поручение максимально использовать ТБО в качестве топлива и за это пообещают налоговые льготы, дешевый кредит или экономию на экологическом сборе или на топливе — тогда, в комплексе с другими способами борьбы с отходами, это может сработать».

Впрочем, некоторая часть экологического сообщества скептически относится к перспективе использования отходов в качестве топлива. С одной стороны, по мнению отдельных экологов, будет трудно проследить, чтобы в промышленных печах сжигались действительно безопасные при горении отходы, и нарушение сортировки может привести к выбросу в атмосферу, например, вредных диоксинов. С другой стороны, ценные составляющие мусора все же более рационально не сжигать, а перерабатывать. «Сжигание RDF противоречит приоритету максимального использования вторсырья, — говорит Татьяна Честина, руководитель движения ЭКА. — В состав RDF входят высококалорийные фракции (бумага, пластик, резина), которые могут быть многократно переработаны в новый продукт и возвращены во вторичный оборот, однако вместо этого они будут один раз сожжены в составе твердого топлива».

Ферзиково — Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Не будет такого понятия, как чартерный туризм» «Не будет такого понятия, как чартерный туризм»

Туристы требуют возврата денег за туры, туроператоры предлагают отложить поездки

Эксперт
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться Растяжки на коже у женщин: почему они появляются и как от них избавиться

Почему на коже женщин появляются растяжки и как их профилактировать?

Psychologies
Встречаем Пасху Встречаем Пасху

Лови идеи, как необычно покрасить яйца натуральными красителями

Лиза
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
Электрокарский cловарь. Мужская версия Электрокарский cловарь. Мужская версия

Толковый словарь электромобилиста

Автопилот
Электронный кошелек Электронный кошелек

Когда электронный кошелек — это удобно, а когда нужно быть особенно осторожной

Лиза
Свободные веса: какие бьюти-процедуры помогают оставаться в форме Свободные веса: какие бьюти-процедуры помогают оставаться в форме

Какие бьюти-процедуры помогают уследить за фигурой

Forbes
5 армянских блюд с лавашем, о которых вы могли не знать 5 армянских блюд с лавашем, о которых вы могли не знать

5 традиционных армянских блюдах, в состав которых входит лаваш

СНОБ
«Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу «Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу

Отрывок из романа Мейв Бинчи «Зажги свечу»

Forbes
10 отличных сериалов на любой вкус, которые вы могли пропустить 10 отличных сериалов на любой вкус, которые вы могли пропустить

Какие из недавно вышедших сериалов точно стоит оценить?

Правила жизни
Мечта Чехословакии: история забытого смелого проекта Škoda Мечта Чехословакии: история забытого смелого проекта Škoda

Как Škoda пыталась стать законодателем автомобильной моды в XX веке?

ТехИнсайдер
Как кататься на электросамокате в городе и нужны ли водительские права Как кататься на электросамокате в городе и нужны ли водительские права

Ключевые нюансы эксплуатации электросамокатов в городе

РБК
Просто принцесса Просто принцесса

Как прокачать в себе женственность: лайфхаки от психолога

Лиза
В предчувствии конца. Алексей Поляринов: «Кадавры» В предчувствии конца. Алексей Поляринов: «Кадавры»

Отрывок из романа «Кадавры» о мучительном предчувствии конца света

СНОБ
Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства

В чем преимущества партнерских бизнес-отношений?

Forbes
Высокая материя Высокая материя

Chanel переосмысливает культовый твид — в платине и драгоценных камнях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении