Связующее звено экономики
Как Россия стала флагманом мировой платформизации
В 2024 году отечественные платформы, по оценке НИУ ВШЭ, сгенерировали 5,5% ВВП России. Это сопоставимо с некоторыми отраслями российской промышленности. Платформы смогли за короткий срок — меньше чем за пять лет активного развития — стать не просто технологическим феноменом, а импульсом, который задает движение экономике.
Интернет как среда потребления
За шесть лет, с 2018 по 2024 год, число пользователей интернета в мире увеличилось с 3,8 млрд до 5,52 млрд человек при среднем ежегодном темпе роста порядка 6,35%. Сегодня глобальный уровень проникновения сети достигает 67,1%, а среднее время пользователя в цифровом пространстве — 6 часов 30 минут в сутки. Интернет перестал быть прежде всего формой досуга. Теперь это важнейшая составляющая экономической деятельности, в том числе повседневной, бытовой. Иными словами, интернет стал одним из ключевых каналов потребления.
Согласно экспертным прогнозам, к концу 2025 года объем розничных продаж в электронной коммерции превысит $4,3 трлн, что более чем вдвое превышает показатель 2020 года в $1,9 трлн, при этом устойчивый рост ожидается как минимум до 2030 года.
В России проявляются те же тенденции. По оценкам НИУ ВШЭ, обороты товаров и услуг четырех крупнейших российских цифровых платформ в 2024 году составили 5,5% ВВП.
Это говорит о значительном расширении экономической роли этих площадок — как для потребителей, так и для продавцов. Но не будем забегать вперед и обсудим, что собой представляют платформы как экономический феномен.
Их определение можно сформулировать так. Платформы — это комплексные онлайн-механизмы, основанные на алгоритмических структурах, которые формируют и упорядочивают социальные и экономические взаимодействия и транзакции. Звучит несколько академично, поэтому приведем понятный пример. Проще всего будет обратиться к родственным экономическим феноменам. Ближайший из них — это биржа. Она также выполняет посреднические функции, облегчает поиск партнеров, предложений, позволяет наблюдать состояние рынка в целом.
Отличие платформ в том, что они создают бесплатную полезность для покупателей, продавцов, аналитиков и так далее. То есть помогают отслеживать ситуацию на рынке в целом и, таким образом, предлагают ценовые бенчмарки для товаров. Это свойство, кстати, позволяет платформам быть не только местом встречи продавца и покупателя, но также и площадкой для «торгов» среди крупных игроков. В биржевых терминах — для институционалов.