«Дорого-богато отошло на второй план»: интервью совладельцев крупнейшей клубной империи Москвы
В 2005 году Михаил Данилов (на тот момент владелец компании «Бизнес-табак», ежедневно продававшей сигареты на $1 млн) удачно вложил $6 млн в ночной клуб «Рай» на «Красном Октябре», ставший вскоре символом «путинского гламура». В 2010 году Данилов объединил силы с Антоном Пинским, за семь лет они построили холдинг Sagrado, в который сегодня входит более десяти ночных клубов и концертных площадок в Москве.
-Долгое время ваш бизнес ограничивался исключительно ночными клубами. Затем, в начале 2010-х годов начался активный рост, вы один за другим начали открывать для себя новые форматы, превратившись в крупнейший развлекательный холдинг. Как это произошло? В какой-то момент клубная жизнь стала для вас скучной?
Михаил Данилов: На самом деле, у нас еще в самом начале пути был концертный зал «Эллизиум», который работал на Болотной набережной вместе с «Раем». Уже тогда мы поняли, что концертная деятельность и проведение корпоративов – это одна из хороших составляющих прибыли в шоу-бизнесе. Открыв в 2010 году «Известия Hall» мы получили этому дополнительное практическое подтверждение, поняли, что это серьезный бизнес и им нужно заниматься — кроме того, эта ниша в Москве была не занята в этот момент.
-Какая ваша площадка на данный момент самая крупная?
М.Д.: Это Stadium Live, где проводятся в основном клубно-роковые мероприятия. Он вмещает до 7500 человек. Я думаю, эта площадка осенью будет номер один в Москве как по качеству исполнителей, которые там выступают, так и по количеству концертов — мы планируем не менее 20 мероприятий в месяц. А с середины декабря начнутся уже больше корпоративные, новогодние мероприятия.
-До Stadium Live самой крупной площадкой в вашей коллекции был Space Moscow, бренд с мировым именем. Почему вы его закрыли?
М.Д.: Там был ряд факторов. Основным, конечно, было закрытие клуба Space на Ибице, который был нашим франчайзером. 27 лет они работали на Ибице, а сейчас у них попросту закончился договор аренды, и они ищут какие-то новые варианты для развития. Во-вторых, когда мы начинали этот проект в 2013 году, очень надеялись на корпоративы, но в связи с кризисом надежды не оправдались. Наконец, была архитектурная проблема. Хозяин площадки, на которой мы открыли Space, компания «Базовый элемент», не захотела, чтобы мы убирали столб, который стоит в самом центре зала. Трудно было в таких условиях проводить концерты: представьте, приезжает Сергей Шнуров или Лепс, выходит на сцену и упирается в столб… Но в целом, мы не отказываемся от этого проекта и готовы к переговорам.
-В чем с точки зрения экономики разница между тем же Stadium Live и «Олимпийским»?
М.Д.: «Олимпийский» – это всё-таки 20 000-25 000 человек. Некоторые звёзды стоят не один и не два миллиона. И чтобы окупить это мероприятие, выйти в прибыль, нужно обязательно иметь определённое количество проданных билетов — по адекватной цене.
-Каков в таком случае потолок по гонорару, который вы можете предложить артисту?
Антон Пинский: Если говорить, про Stadium, то потолок — это $300 000-400 000.
М.Д.: Хотя у нас были мысли привезти туда Бритни Спирс, у которой гонорар выше.
А.П.: На нее купят много столов. Люди, которым она нравилась, сейчас активно занимаются бизнесом, могут себе позволить дорогие билеты.
-Как осуществляется подбор артистов? Насколько вы контролируете этот процесс?
М.Д.: График мероприятий, подбор артистов, затраты на них — все это согласовывается с нами. Например, с нами в «Бессоннице» работает Максим Лейкин (экс-директор группы «Браво» — Forbes), он супер-профессионал, но без моего одобрения он артистов не букирует.
А.П.: Есть и еще и такой вариант, когда организовать выступление артиста на нашей площадке может сторонняя команда. Например, у нас есть партнер, букинговая компания «Мельница». Они также работают и как большая промо-компания. Если мы по какому-то артисту не договариваемся, они у нас берут площадку в аренду. Обычно схема простая: они распространяют билеты, платят аренду, а бары, столы – это идёт в наше.
-Какой уровень аренды?
М.Д.: В среднем 1-1,5 млн рублей.
А.П.: Зависит от дней недели, от сезона, от артиста. На некоторых артистов придёт одна молодёжь, студенты, денег они не оставят — тогда аренда выше. А каких-то артистов мы и так знаем и можем без аренды дать.
-Вы лично знакомы со многими исполнителями?
М.Д: Мне очень нравится техно-музыка, я с большим удовольствием хожу на наши привозы в «Бессонницу», лично знаю много артистов, диджеев.