Вся Лариса Рейснер о том, как героиня убивает создателя

Дилетант18+

Лариса Рейснер

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Революция — это когда прозу перестают писать авторы и начинают писать герои. Так её, собственно, и можно узнать, эта примета верней, чем переустройство государства (никогда так и не наступающее) или смена собственника средств производства. Иногда и производства никакого нет, и собственников не видно, а из книг уже вышли персонажи и начали решать судьбу авторов. Лариса Рейснер — тот самый случай. Мы помним её не за очерковую прозу (впрочем, отличную местами), не за стихи, не за наброски неосуществлённого романа «Рудин», а за несравненное обаяние её личности, отмеченное Пастернаком, за сочетание демонизма и динамизма, за типичность, характерность и наглядность; за то, что её судьба, отражённая в текстах и письмах, даёт нам лучшее представление об эпохе, чем самая качественная литература её великих современников.

Главный процесс в истории — по крайней мере русской, литературоцентричной — выглядит так. Блистательное поколение писателей воспитывает читателей, которым тоже так хочется. В процессе литературной борьбы дети набрасываются на отцов и вытесняют их — хорошо ещё, если из литературного процесса, а то ведь из жизни. Герои атакуют авторов и берут власть. А потом гибнут, потому что герою так положено: зачем им жизнь в опустевшем мире, без авторов? Так было с поколением двадцатых годов ХХ века, словно шагнувшим в мир со страниц прозы века Серебряного. Серебряный век фантазировал. Он выдумал романтическую революционерку, книжную девушку, решившую осуществить вековые мечты интеллигентов. Девушка Серебряного века стала комиссаршей и принялась сводить счёты со своими былыми любовниками, со своими создателями, грубо говоря. Но жить в мире, где этих творцов больше не было, ей тоже не хотелось.

Вся Рейснер на деле — не об Афганистане, не о комиссарстве на флоте, не о путешествиях по России, едва выползшей из революционного вихря, а вот именно о том, как героиня убивает создателя; как Галатея отправляет под трибунал Пигмалиона. А и правда, зачем он создал её такой — жить и мучиться? Он же не сделал её равной, да и не мог. А раз так, пусть не обижается.

2.

Про Рейснер общеизвестны пять вещей — и всё это правда, хотя далеко не исчерпывает её часто опошляемую биографию. Прототип женщины-комиссара из «Оптимистической трагедии»; богемная девушка из «Бродячей собаки», адресат писем и лирики Гумилёва; жена Фёдора Раскольникова и любовница Карла Радека; стояла у истоков советской очеркистики; умерла в тридцать лет от тифа — усугублённого тяжёлой депрессией на почве личных разочарований. Смерть от тифа для людей её поколения, начисто выкошенного сначала Гражданской войной, а потом репрессиями, — может ещё считаться относительной удачей, потому что в конце тридцатых спасти Рейснер могло только чудо. Все главные мужчины русской революции, с которыми её связывала либо любовь, либо дружба, — как писали в старину, «не были столько счастливы».

В стихах, которые Лариса Рейснер печатала в самодеятельном журнале «Рудин» (он издавался на отцовские деньги), нет решительно ничего особенного — да и трудно было выделяться на фоне короткого и бурного русского модерна: чтобы пишущей женщине обратить на себя общее внимание, надо было обладать либо ахматовским бесстыдством и точностью, либо цветаевским темпераментом и разнообразием, либо уж псевдонимом Черубина де Габриак и легендой о страстной католичке-затворнице. Лариса хоть и печаталась под псевдонимами, но под самыми прозаическими: Смирнов, Храповицкий... С прозой всё несколько интересней, и если бы она закончила автобиографический роман — кокетливый, конечно, и дурновкусный, но исповедальный, — это мог быть чрезвычайно увлекательный автофикшен. У людей модерна ведь обычно нет другогоматериала, кроме самих себя, и они никого вокруг не видят. И Ларисе Рейснер, классической девушке петербургского модерна, не о чем было бы писать, кроме себя, и она пересказывала в романе собственную историю с Гумилёвым. У Гумилёва таких историй было много, о чём она не знала, а у неё — одна и главная, потому что романы её с большевистскими вождями были довольно однотипны и души её не затрагивали. Ей приписывали роман с Троцким (в абсолютно и сознательно пародийномсериале еёиграет Анастасия Меськова — страшно подумать, я помню её девочкой, играющей главную роль в фильме «Балерина», на артековском кинофестивале; поистине у наших девочек девяностых годов тоже бурные судьбы!). В сериале у них с Троцким несколько страстных сцен в пресловутом бронепоезде, в котором он носился по фронтам. Было у них что-то или не было — история умалчивает, бесспорно одно: все романы Рейснер были попыткой повторить отношения с Гумилёвым, но гениев на свете не так много.

Тема романа, судя по наброскам, — отношения капризного мэтра с девочкой, определяющей себя как спартанский мальчик (тоже, конечно, не без влияния Цветаевой — «Зачем тебе моя душа спартанского ребёнка?» — из стихов к Парнок). Самым любопытным тут могло оказаться «и роковое их слиянье, и поединок роковой» — в том смысле, что использовали друг друга оба. Гумилёв, конечно, отвёз её в меблированные комнаты, а потом — на вопрос, женится ли он, — ответил «На профурсетках не женятся»; но любой другой сценарий позволил бы ей немедленно восторжествовать, и тогда, подозреваю, она бросила бы его ещё безжалостней. Из её отношений с большим поэтом получилось несколько его первоклассных сочинений (прежде всего, конечно, драма для театра марионеток «Дитя Аллаха»), а у неё — наброски прозы и десяток стихотворений, но главное — удивительная жизнь. Ведь вся эта короткая и бурная биография была гиперкомпенсацией за их разрыв, всё комиссарство — местью ему, все отношения с красными воинами — попыткой затмить одного офицера. После него кем может стать женщина, трагически влюблённая и жаждущая мести? — только комиссаром Волжской флотилии.

И мне важно показать, что Рейснер была не одна такая. Это распространённый, характерный для эпохи тип. Вот Ольга Ревзина — она же Елена Феррари (1899–1938); принимала участие в покушении на Колчака, работала в военной разведке — под разными крышами шпионила во Франции, в Австрии, в Штатах — расстреляна, как и всё руководство советской военной разведки. Интересно, что опубликовать её биографию в серии ЖЗЛ призывал Олег Демидов — будущий ярый зет-критик и публицист; и пожалуйста — вышла такая биография в 2021 году! Поэтом Елена Феррари была просто никаким (в жэзээловской книжке воспроизведён её единственный поэтический сборник «Эрифилли», вышедший в Берлине в 1923 году), но Горького очаровала (явно не поэзией, которую он ругал за небрежность рифмовки). Внешне она была не менее эффектна, чем Рейснер. Академическую статью о ней опубликовал Лазарь Флейшман, авторитетный историк литературы, который не стал бы тратить время на графоманку, каких в двадцатые много; примечательна жажда малоодарённых поэтов компенсировать литературные неудачи политической активностью, и прежде всего шпионажем. Это и романтично, и авантюрно, и требует литературных способностей, и даёт выход темпераменту, а главное — позволяет пользоваться таким серьёзным инструментом, как женское очарование. Правда, в ХХ веке это почти никогда не кончается хорошо, вспомним хоть Мату Хари.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дело «баронессы де Сталь» Дело «баронессы де Сталь»

Лидия де Шталь — советская шпионка и «бацилла большевизма»

Дилетант
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
Девочки из хороших семей Девочки из хороших семей

Комиссарши — сотрудницы советских органов безопасности, лишенные жалости

Дилетант
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Военная галерея Военная галерея

Перед главным залом Зимнего дворца несут вечную службу герои войны 1812 года

Дилетант
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Берлин, 22 июня… Берлин, 22 июня…

В тот день футбол интересовал немцев больше, чем сообщения о военных действиях

Дилетант
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Партнёры-соперники Партнёры-соперники

Как ни готовься к войне, она практически всегда наступает внезапно

Дилетант
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Мир IT. Честные и зубастые Мир IT. Честные и зубастые

Сегодня IT — это “новая нефть”

Men Today
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу» Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу»

Для меня все проекты являются самыми психологически и физически затратными

Коллекция. Караван историй
Закон цифровых джунглей Закон цифровых джунглей

В России появится цифровой кодекс — об этом сказано в стратегии развития

Цифровой океан
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Ментальное здоровье домашних животных: как справиться с расстройством пищевого поведения Ментальное здоровье домашних животных: как справиться с расстройством пищевого поведения

Как бороться с извращенным аппетитом у питомцев?

Psychologies
Женщина за рулём Женщина за рулём

Именно женщина первая села за руль первого автомобиля

Новый очаг
Самая большая черная дыра и конец бэби-бума на Земле: новости науки Самая большая черная дыра и конец бэби-бума на Земле: новости науки

Кто из животных обладает сознанием и в чем ошибались демографы?

Forbes
Екатерина Великая в Москве Екатерина Великая в Москве

Екатерина Великая не любила Москву, но так ли всё однозначно?

Знание – сила
Что такое «голое увольнение»: почему зумеры бурно празднуют уход с работы Что такое «голое увольнение»: почему зумеры бурно празднуют уход с работы

Почему зумеры воспринимают увольнение как событие, которое приносит радость?

Psychologies
«Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью «Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью

Как перестать угождать всем?

Psychologies
Окинавский пастушок Окинавский пастушок

Единственная нелетающая птица Японии — ямбару-куина, или окинавский пастушок

Наука и жизнь
Лодка для моряков Лодка для моряков

Откуда такой большой интерес к траулерной яхте Grand Banks 54?

Y Magazine
Таинственный кот Палласа – манул Таинственный кот Палласа – манул

Если спросить любого, – кто таков Палласов кот, вряд ли кто ответит правильно

Знание – сила
Муж-садист: какими были отношения Салтанат Нукеновой с Куандыком Бишимбаевым Муж-садист: какими были отношения Салтанат Нукеновой с Куандыком Бишимбаевым

Дело Салтанат: почему жертва домашнего насилия так и не ушла от мужа?

Psychologies
Умение держать себя в руках Умение держать себя в руках

Как научить ребенка контролировать свои хотелки и эмоции?

Здоровье
Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино Семейное дело: как дети режиссеров идут по стопам родителей и строят карьеру в кино

Профессию в киноиндустрии «наследуют» не только актеры, но и режиссеры

Forbes
Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом

Что сейчас на переднем крае «битвы копирайтов»?

Forbes
Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо

Когда большие языковые модели займут уверенную позицию и достигнут пика?

Forbes
Открыть в приложении