Дама из высшего общества: платья леди Фербэнк
В 1926 году одна из самых элегантных женщин Лондона леди Хизер Фербэнк запаковала свой парадный гардероб, в котором одних только платьев было больше четырех сотен, отправила на склад и больше никогда о нем не вспоминала. Ее семья разорилась, скандальный роман помешал ей выйти замуж, любимый брат, знаменитый авангардный драматург и денди Рональд Фербэнк, умер, и одна из главных it girls эдвардианской эпохи ушла в тень.
В 1954 году ее племянник продал несколько вечерних платьев с аукциона, а остальные наряды передал в дар лондонскому Музею Виктории и Альберта. Так гардероб леди Фербэнк стал основой знаменитой на весь мир модной коллекции музея и источником вдохновения для дизайнеров и художников по костюмам: от создателей фильма «Моя прекрасная леди» с Одри Хепберн до самого популярного костюмного сериала наших дней «Аббатство Даунтон». Платья Хизер Фербэнк неоднократно выставлялись в Музее Виктории и Альберта, а этим летом выходит книга «Мода высшего лондонского света: 1905–1925. Гардероб Хизер Фербэнк». Vogue публикует избранные отрывки.
ЛЕДИ ФЕРБЭНК В ОБЪЕКТИВЕ БАРОНА АДОЛЬФА ДЕ МЕЙЕРА, 1909
Светский дебют
По законам придворного этикета, упраздненным лишь в 1958 году, чтобы выходить в свет, девушка должна была быть представлена при дворе. Этот ритуал символизировал вступление во взрослую жизнь и открывал возможность посещать приемы, где она могла познакомиться с будущим мужем.
Представить королю или королеве дебютантку мог только член привилегированного сословия, который сам появлялся при дворе. Для Хизер это сделала ее мать, представительница старинного аристократического рода. По не установленным до конца причинам леди Фербэнк дебютировала в свете на два года позже положенного, в возрасте двадцати лет.
К дебюту готовились несколько месяцев. «Мы в панике репетировали реверанс, — вспоминала потом современница Хизер, дочь одиннадцатого графа Уэмисса, дебютантка Синтия Асквит. — А ведь нужно было еще успеть объехать все магазины!» Несколько недель перед церемонией Хизер с матерью с утра до вечера пропадали на примерках в лучших лондонских ателье. Дед леди Фербэнк был сыном шахтера, но сколотил состояние на строительстве железных дорог, а ее отец стал членом парламента, был произведен в рыцари Британской империи и женился на аристократке. Капитал и статус при дворе делали Хизер завидной невестой, и Фербэнкам было крайне важно, чтобы их единственная дочь произвела правильное впечатление на церемонии, и в том, что касалось наряда, они не готовы были идти даже на малейшие уступки. Платье для дебюта шилось на заказ в соответствии с требованиями лорда-камергера. Каждый год он регламентировал длину, материал и цвет (всегда белый или кремовый), а также головной убор и длину крепившегося к плечам шелкового шлейфа, часто украшенного вышивкой или набивным рисунком. В эдвардианскую эпоху шлейфы поражали своей пышностью: так, в 1908 году нормой был шлейф два метра семьдесят сантиметров в ширину и три метра шестьдесят сантиметров в длину.
В назначенный день Хизер отстояла длинную очередь из таких же, как и она, юных девушек, но сама церемония длилась всего несколько минут. Хизер подошла к сидящему королю и сделала реверанс. Через несколько дней в популярном журнале «Наблюдатель» в разделе светской хроники была напечатана фотография молодой девушки в светлом платье и головном уборе с жемчугом. В подписи говорилось: «Юная мисс Фербэнк в приталенном крепдешиновом платье, украшенном жемчугом и горным хрусталем, с шелковым шлейфом с легкими оборками из тюля и россыпью белого вереска — ее любимого цветка — выглядела просто великолепно».
ОБЛОЖКИ VOGUE US
Создание образа
Еще в юности Хизер полюбила моду, поняла, чего хочет от жизни, и стала работать над своим удивительным гардеробом. Большинство лондонских богачек решали эту задачу с помощью знаменитых парижских кутюрье. Им приходилось по несколько недель каждый год проводить в Париже, выбирая фасоны платьев, ткани и отделку, посещая примерки.
Хизер не заказывала наряды в Париже. Обычно знатные англичанки попадали в высшее парижское общество и к его модельерам благодаря мужьям, которых они сопровождали в поездках. Но Хизер не была замужем и, соответственно, не могла с такой же легкостью проникнуть в этот мир. Можно было бы, конечно, отправиться в Париж в сопровождении брата или матери, но девушка предпочитала вместе с еще несколькими светскими дамами одеваться в лучших лондонских ателье.