Нейрофизиолог — о том, как мозг стирает границу между нами и окружающим миром

ReminderНаука

Что общего между человеком с джойстиком и обезьяной с лопаткой?

Нейрофизиолог Крис Фрит — о том, как мозг стирает границу между нами и окружающим миром

Joy Ernst / Unsplash

Мозг часто сравнивают с компьютером, но, по мнению знаменитого британского нейрофизиолога Криса Фрита, он намного лучше. Этот удивительный орган не просто облегчает нам жизнь, а дает возможность целиком сосредоточиться на том, что для нас важно (отношениях, дружбе или интересном фильме), взваливая на себя все остальное: координацию, дыхание, управление нашим телом, принятие решений и даже поддержание иллюзии существования нашего «я». Как и зачем он это делает, ученый рассказывает в своей книге «Мозг и душа».

Представьте себе, как бы вы испугались, если бы ваша рука вдруг начала двигаться сама по себе. Такое иногда случается у людей с мозговыми травмами. Это расстройство называют синдромом чужой руки. «Чужая» рука, например, сама хватается за дверные ручки или берет карандаш и начинает выводить им какие-то каракули. У одной пациентки левая рука цепко хваталась за все подряд, тянула ее за одежду и даже пыталась душить во сне. Ложась спать, она привязывала непослушную руку к кровати, чтобы та не вытворяла по ночам ничего подобного.

Но ведь это люди с мозговыми травмами. У меня нет таких проблем со своим телом. Я непосредственно контролирую все, что делают мои конечности, и мне не нужно никаких умозаключений, чтобы понять, в каком состоянии они пребывают. К любой части своего тела у меня есть почти мгновенный доступ в любой момент времени. Или нет?

Где граница?

Моя первая ошибка — это мысль, что между моим телом и остальным материальным миром есть четкая граница. Вот небольшой фокус, изобретенный психиатром Мэтью Ботвиником и нейробиологом Джонатаном Коэном. Вы кладете левую руку на стол, и я закрываю ее ширмой. На тот же стол я кладу перед вами резиновую руку так, чтобы вы могли ее видеть. Затем я дотрагиваюсь одновременно до вашей руки и до резиновой руки двумя кисточками. Вы чувствуете, как дотрагиваются до вашей руки, и видите, как дотрагиваются до резиновой руки. Но через несколько минут вы уже не будете ощущать прикосновения кисточки там, где она касается вашей руки. Вы будете ощущать его там, где кисточка касается резиновой руки. Ощущение каким-то образом выйдет за пределы вашего тела и перейдет в отдельный от вас объект окружающего мира.

В теменных долях коры у некоторых обезьян (предположительно и у людей тоже) есть нейроны, которые активируются, когда обезьяна видит предмет, до которого может дотянуться лапой. Неважно, где ее кисть при этом находится. Нейроны автоматически активируются, когда что-то оказывается в пределах досягаемости. Но если дать обезьяне лопатку, с помощью которой она сможет достать предметы чуть дальше, то очень скоро те же самые нейроны начнут реагировать всякий раз, когда обезьяна увидит что-то в пределах досягаемости лопатки. Для мозга лопатка становится как бы продолжением лапы. Мы точно так же ощущаем орудия и инструменты, которыми пользуемся. Немного практики, и у нас возникает ощущение, что мы контролируем их как часть своего тела, будь то вилка или машина.

Обезьяна и лопатка: Обезьяна и лопатка Если обезьяна видит что-либо в пределах досягаемости, в теменной доле коры ее мозга увеличивается активность определенных нейронов. Исследователи научили обезьян пользоваться лопаткой, чтобы доставать еду, которая была вне досягаемости для их рук. Когда обезьяна пользуется такой лопаткой, нейроны теменной доли точно так же реагируют на объекты, расположенные в пределах досягаемости для руки, вооруженной лопаткой.
Обезьяна и лопатка. Если обезьяна видит предмет, до которого может дотянуться лапой, в теменной доле коры ее мозга увеличивается активность определенных нейронов. Исследователи научили обезьян пользоваться лопаткой, чтобы доставать еду, до которой они иначе не могли дотянуться. Когда обезьяна пользуется такой лопаткой, нейроны теменной доли реагируют на отдаленные предметы точно так же, как если бы они находились в пределах досягаемости без лопатки.

Таким образом, всякий раз, когда мы пользуемся какими-либо предметами материального мира как орудиями, наше тело получает продолжение за счет этих предметов. Но разве между частями тела и орудиями нет очевидной разницы? Орудия не имеют прямой связи с нашим мозгом. Я не могу напрямую почувствовать прикосновения предмета к лопатке, которую я держу в руке. Но я напрямую ощущаю положение моей руки, потому что в моих мышцах и суставах есть чувствительные нейроны. Однако, несмотря на то что в наших конечностях есть эти чувствительные нейроны, в некоторых ситуациях наша рука или наш палец может оказаться ничем не лучше какой-нибудь деревяшки, так мало мы будем знать о том, что с ними происходит.

Мы не ведаем, что творим

В ходе одного эксперимента французский психиатр Пьер Фурнере просил испытуемых проводить курсором на экране компьютера вертикальную линию, двигая кисть руки вперед. Но при этом испытуемый не видел своей руки, а видел только линию, проводимую им на экране. Необычное обстоятельство состояло в том, что компьютер мог вносить искажения в движение курсора. Иногда движение руки прямо вперед давало бы линию не вертикальную, а отклоненную в сторону. В таких ситуациях, чтобы линия на экране по-прежнему получалась вертикальной, испытуемый начинал отклонять руку в противоположную сторону. И если искажение было не слишком велико, испытуемый даже не осознавал, что его рука отклоняется.

Человек не сознает, что, когда курсор движется по экрану прямо, его рука на самом деле отклоняется влево, чтобы компенсировать искажение, которое вносит компьютер.
Человек не сознает, что, когда курсор движется по экрану прямо, его рука на самом деле отклоняется влево, чтобы компенсировать искажение, которое вносит компьютер.

Получается, что, несмотря на прямую связь рук с мозгом, мы не осознаем, что именно делает наша рука в тот или иной момент. Что говорит нам этот эксперимент о границе, где кончается наше тело и начинается окружающий мир? Согласно традиционным представлениям, тело кончается там, где рука соприкасается с джойстиком. Но применительно к нашим ощущениям граница кажется проходящей за пределами нашего тела, так что курсор, который мы перемещаем по экрану, тоже оказывается частью нашего тела. Джойстик, компьютер и курсор становятся для нас тем же, чем лопатка для обезьяны. Но уровне сознания нам кажется, что эта граница проходит внутри нашего тела.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глобальное потепление в режиме онлайн. Почему на Севере нет снега, а Австралию уничтожают пожары Глобальное потепление в режиме онлайн. Почему на Севере нет снега, а Австралию уничтожают пожары

Что думают метеорологи о погодных аномалиях

СНОБ
Дмитрий Астрахан: «Не иди на компромиссы, отстаивай свою точку зрения» Дмитрий Астрахан: «Не иди на компромиссы, отстаивай свою точку зрения»

Дмитрий Астрахан — о своей новой постановке и о вечных недоброжелателях

Эксперт
Доказано, что псилоцибин значительно ускоряет рост клеток мозга Доказано, что псилоцибин значительно ускоряет рост клеток мозга

Как псилоцибин влияет на нейронную пластичность в мозге млекопитающих

Популярная механика
Отстрел полосатых неясытей пошел на пользу пятнистым Отстрел полосатых неясытей пошел на пользу пятнистым

Орнитологи нашли способ замедлить падение численности пятнистых неясытей

N+1
5 мифов о женском оргазме 5 мифов о женском оргазме

Давайте разберемся, что правда, а что вымысел о женском оргазме

Psychologies
Пионеры поколения Z. Актеры сериала «Пищеблок» — о конфликте поколений, 80-х и сверстниках Пионеры поколения Z. Актеры сериала «Пищеблок» — о конфликте поколений, 80-х и сверстниках

Актеры «Пищеблока» — о времени, свободе, конфликте поколений и поиске себя

СНОБ
Убил, признался — свободен: мужчина насмерть забил свою девушку, и его отпустили Убил, признался — свободен: мужчина насмерть забил свою девушку, и его отпустили

Жестокое убийство, которое до сих пор не наказано

Cosmopolitan
Дрессировка кошек Шрёдингера в промышленных масштабах Дрессировка кошек Шрёдингера в промышленных масштабах

2020 останется в истории как сорокалетний юбилей Второй квантовой революции

Наука и жизнь
Заскучал? 9 способов провести время увлекательно и с пользой Заскучал? 9 способов провести время увлекательно и с пользой

Хватит лежать и плевать в потолок

Playboy
Берлин соединяет эмигрантов. А. Нуне: «Кем считать плывущих» Берлин соединяет эмигрантов. А. Нуне: «Кем считать плывущих»

Отрывок из книги А. Нуне о жизни эмигрантов

СНОБ
5 книг о великих музыкантах 5 книг о великих музыкантах

Подборка книг о великих музыкантах: от Боуи до Владислава Шпильмана

Популярная механика
Электротакси — будущее крупных городов в России и в мире Электротакси — будущее крупных городов в России и в мире

Сервисы по заказу поездок должны встать во главе «зеленой революции» транспорта

Популярная механика
Котлеты по-киевски из рыбы Котлеты по-киевски из рыбы

Еда с Еленой Чекаловой

Weekend
Как быстро похудеть мужчине: исчерпывающий список советов Как быстро похудеть мужчине: исчерпывающий список советов

Подборка эффективных и безопасных способов похудения в домашних условиях

Playboy
Топ-10 неожиданных фактов о младенцах Топ-10 неожиданных фактов о младенцах

Самых необычных физических особенностях младенцев

Популярная механика
Растаявший ледник в Монголии обнажил останки архаров и древнее оружие Растаявший ледник в Монголии обнажил останки архаров и древнее оружие

Археологи обследовали участки, высвободившиеся из-под ледника в Монголии

N+1
«Не будьте слишком самоуверенными»: советы для тех, кто поступает в вуз «Не будьте слишком самоуверенными»: советы для тех, кто поступает в вуз

Советы работников приемных комиссий для абитуриентов, а также истории студентов

Psychologies
Как соблазнить мужчину с помощью голоса Как соблазнить мужчину с помощью голоса

О женской энергетике и умении общаться рассуждает речевой тренер

Psychologies
Невероятные секс-традиции древних славян Невероятные секс-традиции древних славян

Куда там Камасутре! Древние славяне ничуть не хуже знали толк в любовных играх

Maxim
7 способов зарядиться энергией перед трудным днем 7 способов зарядиться энергией перед трудным днем

Как получить энергию перед сложным днем, чтобы не проиграть стрессу

Psychologies
Шестое чувство времени Шестое чувство времени

О фильме «Время» М. Найта Шьямалана

Weekend
Поправились и рады: звезды, которые забыли о диетах и весах Поправились и рады: звезды, которые забыли о диетах и весах

Знаменитости, которых не волнует вес

Cosmopolitan
Рид Хоффман: «Я фанат игр. И это не шахматы» Рид Хоффман: «Я фанат игр. И это не шахматы»

Венчурный инвестор рассказал, какие игры помогли ему добиться успеха в бизнесе

VC.RU
Обида — «лучший» способ разрушить себя и отношения Обида — «лучший» способ разрушить себя и отношения

Обида — этот привычный сценарий может угрожать вашим отношениям

Psychologies
5 книг о создании имиджа от классиков психологии, фольклористики и пиара 5 книг о создании имиджа от классиков психологии, фольклористики и пиара

На что опираются маркетологи при формировании имиджа — расскажут эти книги

Популярная механика
Даже и не пробуй: как таблетки для похудения разрушают здоровье Даже и не пробуй: как таблетки для похудения разрушают здоровье

Способов похудеть великое множество: диеты, спорт, может быть, лекарства?

Cosmopolitan
Стройные красотки! Секреты Судзиловской, Климовой и других российских актрис 40+ Стройные красотки! Секреты Судзиловской, Климовой и других российских актрис 40+

Звезды раскрыли секреты стройной фигуры

Cosmopolitan
Лодка — это тоже дом Лодка — это тоже дом

Яхтенный капитан основал верфь и строит поморские суда в Архангельске

Seasons of life
А в ресторане А в ресторане

Лев Рубинштейн — о магии приема пищи в общественных местах

GQ
Исчезнувшие: самые громкие пропажи миллионеров Исчезнувшие: самые громкие пропажи миллионеров

Почему и куда исчезают миллионеры — в нашей подборке

Forbes
Открыть в приложении