Bыйти из клaссa
Технологии дистанционного онлайн-обучения обещают избавить образование от устаревшей классно-урочной системы. Возможно, для этого придется вернуться к еще более древним методам наставничества, но теперь в роли учителя выступят нейросети
Карантин давно прошел, учащиеся вернулись за парты, однако популярность обучения через интернет и не думает спадать. Трудно найти человека, который хотя бы раз не пробовал пройти такие курсы. Но все это мелочи в сравнении с глобальной проблемой, которую должно решить онлайн-образование. Об этом «Цифровому океану» рассказал Антон Сажин, основатель платформы для онлайн-курсов CoreApp, один из разработчиков госпроектов «Национальная платформа открытого образования» и «Современная цифровая образовательная среда».
Как пандемия изменила сферу онлайн-образования?
Главный вывод, который сделали специалисты по итогам многомесячного карантина, состоит в том, что дистанционное образование менее эффективно, чем очное обучение в классе. За время пандемии возникла целая когорта «недоученных» детей. Их подготовка заметно отстает от предыдущих поколений учащихся, что обязательно скажется на их перспективах получения высшего образования и на будущем уровне заработка. На индивидуальном уровне этот эффект может быть и незаметен, однако для общества в целом он весьма существен. Недаром его исследованием занимаются на уровне ООН и Всемирного банка.
Вторым уроком пандемии стала важность «цифровой дидактики», методов и навыков преподавателя вести обучение через интернет. Обнаружилось, что эти знания резко влияют на качество онлайн-образования. Элементарные уроки, во время которых учитель просто собирает весь класс в Zoom-конференции, могут дать эффективность на уровне всего лишь 20 % от очного обучения. Но если педагог хорошо «прокачан» в пользовании профессиональными интернет-сервисами и активно применяет их в работе, эта цифра может достигать 80 %, приближаясь к школьной норме.
Антон Сажин, основатель образовательной платформы CoreApp: «Сегодня существуют даже не десятки, а сотни специализированных платформ для обучения тем или иным предметам и даже разным аспектам этих предметов. Есть сервисы под английский язык и русский, инструменты для создания игр, историй и викторин, виртуальных лабораторий, экспериментов. Но обучает не технология, а преподаватель, который способен ею пользоваться. Там, где инвестировали время и ресурсы в такие квалификации, падение успеваемости в ковид оказалось заметно ниже. Надо отдать должное, Россия инвестировала достаточно, особенно Москва».
Если онлайн-обучение оказалось менее эффективным, то в чем его смысл?
Дело в том, что почти все системы образования в любой стране мира до сих пор выстроены вокруг классно-урочной системы, которая была изобретена польским педагогом Яном Коменским еще около 500 лет назад. Для этого набирают группу людей, соответствующих определенному критерию (для школы это возраст), которых обучает один преподаватель, обычно около 30 человек одновременно. В свое время такая система оказалась революционной, она позволила на порядок увеличить число учеников на одного преподавателя и сделала образование адекватным новой эпохе промышленной революции.