Почему сегодня необходимо и неизбежно новое прочтение Достоевского?

ПолкаКультура

Борис Юхананов: «Достоевский существует в культуре как мираж»

Юрий Сапрыкин

Премьера спектакля Бориса Юхананова «Бесы» по роману Достоевского в театре города Котбус (Германия). 2021 год. Фотограф: Андрей Безукладников

В мае 2021 года в Новом пространстве Театра наций в рамках фестиваля «Золотая маска» прошла конференция «Достоевский и театр», куратором которой выступила «Полка». В честь юбилея Достоевского мы публикуем разговор Юрия Сапрыкина с Борисом Юханановым: режиссёр рассказал о своём большом проекте по «Бесам», который был реализован в немецком Котбусе. В этом разговоре Юхананов рассказывает, почему сегодня необходимо и неизбежно новое прочтение Достоевского, как отделить его диалоги от его повествования, как смотреть на «Бесов» через призму объектно-ориентированной онтологии и зачем его проекту понадобилась нейросеть.

Борис Юхананов и Юрий Сапрыкин

Как вы пришли к «Бесам» — или как «Бесы» пришли к вам? Что стоит за этой историей? Это первое ваше обращение к Достоевскому?

Ну практически. Знаете, всякий проект всегда растёт из каких-то очень интимных глубин жизни. Во всяком случае, у меня. Когда немецкий театр предложил мне сделать проект по русской классике, я довольно быстро понял, что это будут «Бесы» Достоевского. Понял по звучанию. Я их не перечитывал каждую неделю.

Для меня решающим в этом выборе был накопленный контекст. Я понимал, что если европейская цивилизация и имела постоянно дело с каким-то романом — и в виде осуществлённых спектаклей, и в виде разного рода переделок, и в виде философских спекуляций, — то это были «Бесы». Но также этот роман глубоко затронул и время Серебряного века, и русскую философию. По-моему, высказались все основные фигуры. Вот почему я сразу, ещё до подлинного желания делать спектакль, назвал этот текст.

А дальше грянула пандемия. И я сидел у себя в доме под Москвой. И вдруг, в какой-то момент конкретный, это было после православной Пасхи или где-то рядом с ней, я стал получать… Вот то, что называют поэты, знаете, — «получать». Но получал я это как художник. Я вдруг стал получать графику. То есть я почувствовал, как моя душа отправилась в некое путешествие — причём путешествие, имеющее определённые черты. И я понял, что это такое. Это традиционное путешествие, связанное с греческим словом «катабасис», то есть спуск. В Аид или в ад. У этих двух понятий есть важные различия. Но не суть.

А у меня была китайская тушь, очень хорошая. И кисти. И бумага, которую я когда-то купил во Флоренции. Это миланская бумага. Причём это почтовая бумага, но тушь на неё ложится прекрасно. И вдруг я понял: чтобы каким-то образом выразить вот этот приход ко мне, я должен изобрести специальную технику. Она сама собой изобрелась. Я стал делать такие кляксы, которые потом превращал в фигуративные истории. Одновременно с этим я вспомнил — такова была суть этого «прихода» — понятие из моего детства: нити Богородицы. Так называют паутинку, которая оторвалась от паучка и по ветру летает. Я помню, как нежно они оседали у меня на лице. Я вдруг ощущал эту паутинку. Здесь ключевое ощущение внутреннее. Да, это важно: ключевой момент — паутина.

Графика Бориса Юхананова из серии «Бесы»

И вот я вместе с этой паутинкой как основным персонажем отправился в эту графику и сделал 86 картин в этой кляксоподобной графике — которая, конечно, потом превратилась в фигуративную. Я просто наблюдал за тем, что со мной происходит. Я видел, какие мутации переживала эта паутина. А одновременно с этим обострилось и присутствие паутины, которая накинута на нашу жизнь в виде интернета. Там, в моём путешествии, эта паутина мутировала до каких-то невероятных искажений. До чудовищ, до каких-то древесных сетей и так далее.

Вот таким образом я вошёл в этот проект «Бесы» — через катабасис. И послал моим коллегам, с которыми я осуществляю этот проект, свою графику. И сказал, что у меня будет два источника для моей постановки: вот эта графика и текст Достоевского.

Так этот проект родился. Но он взошёл уже в очень амбициозной форме. Потому что там участвовал оперный, драматический, пластический театр, плюс мы пригласили ещё студентов из разных немецких школ — от архитектурных до киношкол. Они все съехались осенью. И план мой заключался в том, чтобы одновременно со спектаклем сделать целую серию акций в связи с Фёдором Михайловичем, его текстом. Всё это должно быть связано в единую сеть. Но пандемия — она диктует обстоятельства, и на улице уже невозможно ничего делать.

Премьера спектакля Бориса Юхананова «Бесы» по роману Достоевского в театре города Котбус (Германия). 2021 год. Фотограф: Андрей Безукладников

У «Бесов» есть сотни интерпретаций, множество людей думало и писало о том, что означает заголовок этого романа. Это искушение, толкающее к тому, чтобы перевернуть все социальные иерархии? Это повреждение души? Это инфернальное кружение, которое затягивает героев в свой водоворот? Ваши «Бесы», представленные в графическом виде, — это такие чёрные протуберанцы. Как вы расшифровываете это для себя?

Я в первую очередь думаю о самом тексте как об объекте. Это очень плотный объект, который оттуда, где я нахожусь, слышится как единое целое. И у меня вследствие работы с этим текстом возникает целый ряд внутренних табу. Первое из них — это психологическое, психическое, душевное восприятие этого текста. Там этого нет. Во всяком случае, в моём слышании этого текста. Там, где этот текст актуализирован историей, этот тип актуализации исчерпан. Всё, о чём пророчествовал Фёдор Михайлович при помощи этой истории, — всё это свершилось.

Пророчество сбылось, реализовалось и на этом закончилось.

Ну оно как бы окуклилось, оно завершилось. И в этом смысле текст стал объектом. А дальше — я могу сказать, что он поразительно устроен. Сам Достоевский максимально отчуждён, и его голос, собственно, там отсутствует. Тем самым, обретая те или другие личины — то есть типы дистанций, определённым образом оформленных, он создаёт этот романный поток, очень подробный. Сама структура этого объекта, его слоистость — она, конечно, замечательна, скажем так мягко. Но при этом когда ты смотришь с точки зрения театра — там есть диалоги. И есть невероятные описания, подробности материальных реалий и тому подобные вещи. И понятно, что одно и другое — притом что всё это потрясающе подогнано и выглядит как целое — на самом деле очень сильно разнится.

Не знаю, пробовал ли кто-нибудь выделить оттуда весь эпический слой — в смысле эпической перспективы рассказа, повествования. Понятно, что, отрываясь от диалогов и от всей кантилены вот этих тонких связей, он превращается во что-то совершенно другое. Но точно так же живут диалоги. Скажем, для меня стало очень быстро понятно, что ни в коем случае нельзя отправляться в сторону монтажа. То есть в сторону инсценировки. Если ты отправляешься в сторону инсценировки, ты становишься драматургом — и в эту же самую секунду ты лишаешься контакта со сложно устроенной, по сути паутинной, сетевой тканью этого романа.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поток Поток

Психология оптимального переживания

kiozk originals
Человечество на диете: почему наши попытки сбросить вес терпят поражение Человечество на диете: почему наши попытки сбросить вес терпят поражение

Отрывок из книги Германа Понцера «Sapiens на диете»

Forbes
«Повелитель мух» в реальности: как 6 подростков выживали на острове «Повелитель мух» в реальности: как 6 подростков выживали на острове

Шестеро сбежавших из школы учеников провели год на клочке земли посреди океана

Cosmopolitan
Как убрать бока: эффективные упражнения и советы эксперта Как убрать бока: эффективные упражнения и советы эксперта

Как уменьшить объемы в районе талии с помощью питания и тренировок

РБК
10 самых крутых экспонатов автомобильного музея Лейна 10 самых крутых экспонатов автомобильного музея Лейна

Джефф Лейн и его один из самых крутых автомобильных музеев в Теннесси

Популярная механика
Русская музыка: подкаст о главных именах современной академической сцены Русская музыка: подкаст о главных именах современной академической сцены

Героями первого выпуска подкаста стали Марина Полеухина и Александр Чернышков

СНОБ
Как не потратить все деньги на импульсивные покупки Как не потратить все деньги на импульсивные покупки

Черная пятница – это замечательно, но не когда вы потратили все до копейки

GQ
«Прошлой ночью в Сохо»: коктейль из «Полночи в Париже» и «Неонового демона» «Прошлой ночью в Сохо»: коктейль из «Полночи в Париже» и «Неонового демона»

Стоит ли смотреть ностальгический джалло-хоррор от Эдгара Райта

Cosmopolitan
Ассирийцы построили осадную насыпь для взятия Лахиша из 19 тысяч тонн камня Ассирийцы построили осадную насыпь для взятия Лахиша из 19 тысяч тонн камня

На строительство 80-метрового сооружения у ассирийцев ушло меньше месяца

N+1
Кто придумал идеальный город Кто придумал идеальный город

Григорий Ревзин о «Трактате об архитектуре» Антонио Филарете и городе Сфорцинда

Weekend
Память vs внимание: как понять, с чем именно у вас проблемы? Память vs внимание: как понять, с чем именно у вас проблемы?

Мчитесь домой перепроверять, выключили ли утюг? Не спешите винить память

Psychologies
Как съесть радугу и похудеть: что нужно знать о диете по цвету продуктов Как съесть радугу и похудеть: что нужно знать о диете по цвету продуктов

Каноны разноцветной диеты, которая обеспечит тебе цветущий вид

Cosmopolitan
10 знаменитых изобретений, пришедших из неожиданных мест 10 знаменитых изобретений, пришедших из неожиданных мест

В какой точке земного шара был открыт кинематограф, «флешки» и туалетная бумага?

Популярная механика
10 способов сделать базовую вещь ультрамодной 10 способов сделать базовую вещь ультрамодной

С чем носить белую рубашку, чтобы быть самой стильной

Лиза
Стратостат услышал инфразвук от подземного взрыва Стратостат услышал инфразвук от подземного взрыва

Инфразвук проще засечь из стратосферы, чем с поверхности Земли

N+1
«Российская миссия. Забытая история о том, как Америка спасла Советский Союз от гибели» «Российская миссия. Забытая история о том, как Америка спасла Советский Союз от гибели»

Чем еще кроме продовольственной помощи APA занималась в России?

N+1
Измена: взгляд с двух сторон. Если неверный партнер — вы Измена: взгляд с двух сторон. Если неверный партнер — вы

Какие чувства испытывает тот, кто изменил своему партнеру?

Psychologies
«Я не знаю, кто такой Юра Борисов, — в этом весь прикол» «Я не знаю, кто такой Юра Борисов, — в этом весь прикол»

Юра Борисов о фильмах «Бык», «Брат» и «Купе номер 6»

Weekend
Что случилось на МКС и сбивала ли Россия спутник? Что случилось на МКС и сбивала ли Россия спутник?

Почему США обвинили Россию в испытаниях противоспутникового оружия

Maxim
Культ личности: почему сейчас в России так много разводов Культ личности: почему сейчас в России так много разводов

Почему люди так часто предпочитают «одиночное плавание»

Cosmopolitan
Эти страшные фемки. Почему феминисток в России травят за внешность Эти страшные фемки. Почему феминисток в России травят за внешность

Откуда растут ноги стереотипизации о том, что феминистки страшные?

СНОБ
Важная книга: «Контур» Рейчел Каск Важная книга: «Контур» Рейчел Каск

«Контур» Рейчел Каск — экспериментальный автофикшн, где героя не существует

Полка
Физики измерили волновые функции свободных дырок Физики измерили волновые функции свободных дырок

Физики исследовали поляризационные свойства компонент высшего порядка

N+1
Травоядные луговые собачки оказались свирепыми хищниками Травоядные луговые собачки оказались свирепыми хищниками

Ученые обнаружили у луговых собачек необычную модель поведения

Популярная механика
Пограничное состояние Пограничное состояние

Александр Добровинский с нежностью вспоминает месть любимой женщины

Tatler
40 тонн пива и 20 тонн лимонада в месяц: основатель пивоварни из Челябинска рассказывает о своём производстве 40 тонн пива и 20 тонн лимонада в месяц: основатель пивоварни из Челябинска рассказывает о своём производстве

Антон Балыклов открыл пивоварню в 2014 году, сейчас у него два бренда напитков

VC.RU
Марина Жигалова: «Сплоченность команды Independent Media — наша сила» Марина Жигалова: «Сплоченность команды Independent Media — наша сила»

Интервью с предпринимательницей Мариной Жигаловой о современных СМИ

Cosmopolitan
«Корпоративный экзорцизм»: кто подставил основателя Papa John's по его мнению и как он провёл три года после скандала «Корпоративный экзорцизм»: кто подставил основателя Papa John's по его мнению и как он провёл три года после скандала

Почему основатель Papa John's уверен в заговоре?

VC.RU
А ты умеешь? Как правильно ходить – объясняет эксперт А ты умеешь? Как правильно ходить – объясняет эксперт

Оказывается, ходить нужно не только много и часто, но и правильно

VOICE
Ольга Кабо: «Я могла стать первой актрисой в космосе» Ольга Кабо: «Я могла стать первой актрисой в космосе»

Ольга Кабо о школе, детских мечтах и неизменной любви к кино

Лиза
Открыть в приложении