Героями первого выпуска подкаста стали Марина Полеухина и Александр Чернышков

СНОБРепортаж

Русская музыка: подкаст о главных именах современной академической сцены

715ddc4b09879bdf228f1a04f9d7be9c26cc999bbb0abdbc2fbc5555d9991a9b.jpg
Иллюстрация: Мария Аносова

«Сноб» запускает подкаст-реалити «Русская музыка» — о главных фигурах современной академической сцены. Пять выпусков будут посвящены российским композиторам и музыкантам. Вектор развития современной академической музыки журналистка Полина Милушкова и музыкант Дмитрий Шугайкин обсудили с финалистами второго сезона проекта Aksenov Family Foundation, созданного с целью поддержки отечественных музыкантов. Героями первого выпуска стали молодые российские композиторы-импровизаторы Марина Полеухина и Александр Чернышков. Публикуем текстовую версию беседы.

Полина Милушкова: Привет! Меня зовут Полина Милушкова, я журналистка, ведущая и совсем не музыкант. Правда, иногда пою в хоре.

Дмитрий Шугайкин: А меня — Дима Шугайкин. Я совсем не журналист и не ведущий, занимаюсь музыкой и даже пишу ее. Может быть, вы знаете группу OQJAV.

Милушкова: К музыке, о которой мы будем говорить в пяти сериях этого подкаста, мы оба не имеем вообще никакого отношения — тем интереснее.

Шугайкин: Мы начинаем проект «Русская музыка», где не будет ни Моргенштерна, ни Чайковского — потому что поговорить мы решили о новой академической музыке и о тех, кто ее делает.

Современная классическая музыка — явление, которое сложно с ходу понять или объяснить. Мы, слушатели, привыкли думать, что это что-то очень гармоничное, красивое, возвышающее дух. Еще мы вроде бы знаем, что классическая опера длится долгие часы, что можно приходить туда только в смокингах, а для того, чтобы музыку создавать или исполнять, человеку нужно учиться лет 15–20.

Сегодня же повсюду идет речь о так называемой новой музыке — о музыке, современной нам. Но это не композиции, из которых складываются чарты и которые мы обсуждаем в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Мы говорим о современной академической музыке, и она тоже может быть невероятно разной, вызывать эмоции и ассоциации, поднимать сложные проблемы современного человека и современного ему общества. И порой она делает это с помощью совсем иных инструментов и жанров, чем мы привыкли. Вот были опера, балет, симфония, мир гармонии, тональности, нотной записи, классических приемов звукоизвлечения. В какой-то момент в начале XX века все изменилось. Все это куда-то испарилось, произведения стали напоминать стук по батареям, рев машин, непознаваемое сочетание звуков вне тональности и гармонии. Искусство стремительно побежало вперед, ему требовались все новые и новые средства выразительности. Их поиском занялись композиторы, писатели и художники.

К сегодняшнему дню музыкальная индустрия усложнилась настолько, что часто даже сами музыканты не знают всех существующих стилей. Теперь композитор — это и продюсер, и режиссер, и репетитор. Он может становиться перформером и лектором, чтецом и саунд-дизайнером, он взаимодействует не только с музыкальными инструментами и разными странными штуками, но иногда даже с телами самых музыкантов. В общем, композитор тоже неуловим, как и его музыка.

Кажется, что слушать и воспринимать ее бывает сложновато, но ведь мы никогда не успеваем за искусством. Современники тоже не до конца понимали полифонию Баха или балеты Стравинского. Так происходит и сейчас, но мы находимся в очень выигрышной ситуации, мы можем с композиторами поговорить. Вот так взять и спросить их, а что же они имели в виду, написав музыку, в которой, например, не будет ни единой ноты. Академические композиторы — удивительным образом подключенные к космосу люди, они создают новые миры, но ходят с нами в одни и те же кофейни. Их музыку интересно слушать не только по причине ее актуальности и силы, но еще потому, что она про нас и про наш мир.

Милушкова: Академическая музыка — это скучно, непонятно, сложно? На самом деле, нет. Ее сочиняют модные ребята, которые умудряются писать для огромных симфонических оркестров.

Шугайкин: Мир знает десяток великих композиторов из России, тот же Чайковский неизменно занимает топовые места в стримингах по всему миру, но кто они — современные российские композиторы, которые создают музыку для настоящих симфонических оркестров?

Марина Полеухина последние годы живет в Австрии, в России бывает не часто. Она успела отучиться аж в трех консерваториях: в родном Петербурге, в Москве и в австрийском Граце, после чего и задержалась в Европе. Марина не работает с привычными инструментами, а создает музыку из всего, что звучит. Ее творчество — это, скорее, театральные перфомансы, удивительные эксперименты на стыке жанров и форм.

Милушкова: Муж Марины, Александр Чернышков — тоже молодой российский композитор, более известный в Европе. Александр с детства жил и учился в Италии и Австрии, сейчас его дом в Вене. Впрочем, в России Чернышкова тоже исполняют, и немало. Пару лет назад хитом в академическом мире стала российская премьера оперы «Транскрипция ошибки», которую композитор изначально писал для Венецианской бьеннале. Вместе с Мариной Полеухиной он участвовал в ключевых российских проектах в области современной музыки — от фестиваля «Платформа» до «Электротеатра».

Александр, как вы думаете, важен ли вообще аспект популярности для композитора? И сравниваете ли вы свою популярность в Европе и в России?

Александр Чернышков: По-любому да. Наверное, раньше бы я по-другому ответил. Под популярностью, скорее, ведь карьера подразумевается? Но важно ощущать внутренний баланс. Все-таки ты не пишешь какую-то пьесу только потому, что знаешь, что это хорошо получится. Если параллельно с этим процессом создания музыки, карьера идет в гору, если что-то получается — это в какой-то степени фидбэк. Значит, все идет правильно.

Частый вопрос: «Почему ты сочиняешь музыку?» Я в какой-то момент вдруг понял, почему это происходит. Потому что я хожу и слышу, на улице или где-то еще, определенные звуковые сочетания, или они сами в голове как-то начинают происходить. Я осознаю, что я их еще нигде не слышал, таких акустических ситуаций еще не происходило. Поэтому единственный способ их услышать — записать. Как бы из такой необходимости работаешь. А популярность приходит, как говорится, дополнительно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрогинная ведьма, звезда декаданса, пугало. Как одевалась поэтесса Зинаида Гиппиус Андрогинная ведьма, звезда декаданса, пугало. Как одевалась поэтесса Зинаида Гиппиус

Мужские костюмы, прозрачное платье, ожерелье из колец — стиль Зинаиды Гиппиус

СНОБ
Стратостат услышал инфразвук от подземного взрыва Стратостат услышал инфразвук от подземного взрыва

Инфразвук проще засечь из стратосферы, чем с поверхности Земли

N+1
Все по-взрослому: 10 знаменитых актеров и актрис, работавших в порно до (и во время!) карьеры в кино Все по-взрослому: 10 знаменитых актеров и актрис, работавших в порно до (и во время!) карьеры в кино

Как съемки во «взрослом видео» не стали клеймом на карьере актеров

Правила жизни
Зачем Украине нужен свой «Азовский поход» Зачем Украине нужен свой «Азовский поход»

Человеческая природа очень предсказуема

СНОБ
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Грязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство Грязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство

Как грязные автомобили могут пробуждать желание творить

Playboy
Цветы, призрак и яйцо Фаберже: 7 необычных бутылок алкоголя, которые украсят коллекцию Цветы, призрак и яйцо Фаберже: 7 необычных бутылок алкоголя, которые украсят коллекцию

Алкоголь может быть не только напитком, но и предметом искусства

Playboy
Миллионеры из коробки: как россияне зарабатывают на перепродаже игровых предметов Миллионеры из коробки: как россияне зарабатывают на перепродаже игровых предметов

Что не так с рынком перепродажи игровых предметов?

Forbes
Павел Прилучный, Агата Муцениеце и другие звезды Павел Прилучный, Агата Муцениеце и другие звезды

Как изменились актеры мистического триллера «Закрытая школа»?

Cosmopolitan
Алена Шишкова: «У нас совсем нет поводов конфликтовать с Анастасией Решетовой» Алена Шишкова: «У нас совсем нет поводов конфликтовать с Анастасией Решетовой»

Модель Алена Шишкова дала эксклюзивное интервью

Cosmopolitan
15-минутный город будущего или как будут жить наши потомки 15-минутный город будущего или как будут жить наши потомки

По мнению ученых и экоактивистов, будущее за компактными локациями

Playboy
Новые сани для Санты Новые сани для Санты

Если бы у Санта-Клауса был Porsche Taycan Cross Turismo – он успел бы ко всем

GQ
Эпидемия незавершенных дел: как научиться доводить начатое до конца Эпидемия незавершенных дел: как научиться доводить начатое до конца

О том, как научиться доводить начатое до конца

Inc.
2001 год: как это было 2001 год: как это было

Конец независимого телевидения, гремит «Тату», космическая эра идет на дно

GQ
Как два друга бросили работу в офисе и создали приложение для барбершопов за $750 млн Как два друга бросили работу в офисе и создали приложение для барбершопов за $750 млн

Как Сонж ЛаРон и Дэйв Салвант создали самый перспективный стартап

Forbes
Женщина умерла от сепсиса, потому что врачи отказались прерывать беременность Женщина умерла от сепсиса, потому что врачи отказались прерывать беременность

Инцидент получил огласку и сразу же вызвал жесточайший общественный резонанс

Cosmopolitan
Алкоголь назвали проводником в загробный мир майя Алкоголь назвали проводником в загробный мир майя

Керамика из погребений майя в Копане содержала следы атоле или чичи

N+1
Женщина года: бремя первых Женщина года: бремя первых

Что будет, если в одной комнате окажутся сразу две женщины года?

Glamour
5 главных вопросов о DDR5: стоит ли переходить на эту память уже сейчас? 5 главных вопросов о DDR5: стоит ли переходить на эту память уже сейчас?

Отвечаем на основные вопросы о новом стандарте оперативной памяти DDR5

CHIP
Новый ASUS ZenBook Pro Duo: зачем ноутбуку два экрана Новый ASUS ZenBook Pro Duo: зачем ноутбуку два экрана

Сегодня от ноутбука требуется быть мастером на все клавиши

РБК
«Глядя в бездну. Заметки нейропсихиатра о душевных расстройствах» «Глядя в бездну. Заметки нейропсихиатра о душевных расстройствах»

Отрывок из книги нейропсихиатра о душевных расстройствах

N+1
Сколько приносит майнинг-ферма в месяц? Окупаемость и доходность Сколько приносит майнинг-ферма в месяц? Окупаемость и доходность

Обустройство фермы для майнинга Ethereum

CHIP
Обязательно ли завтракать? Вот что говорят исследования Обязательно ли завтракать? Вот что говорят исследования

Вокруг питания и завтрака, в частности, существует множество предубеждений

РБК
Как остаться друзьями после расставания: 3 правила Как остаться друзьями после расставания: 3 правила

Как избежать вражды и отрицательных эмоций при расставании?

Psychologies
Сколько свободного времени нам нужно для счастья Сколько свободного времени нам нужно для счастья

Какое оптимальное количество свободного времени в сутках?

Psychologies
Волшебный топ: 7 отличных фильмов про магию и колдовство Волшебный топ: 7 отличных фильмов про магию и колдовство

Многим хочется верить в сказки, поэтому мы собрали для вас 7 колдовских фильмов

Cosmopolitan
Они тебя обманывают: 8 «диетических» продуктов, от которых толстеют Они тебя обманывают: 8 «диетических» продуктов, от которых толстеют

Некоторые продукты только кажутся полезными и диетическими

Cosmopolitan
Экстремальная гелиевая звезда оказалась необычной богатой гелием звездой Экстремальная гелиевая звезда оказалась необычной богатой гелием звездой

Астрономы переопределили свойства звезды HD 144941

N+1
Бой с тенью Бой с тенью

Фоторепортаж с соревнования хакеров

Цифровой океан
Эксперт института дизайна Стэнфорда назвал три упражнения, чтобы повысить свою креативность Эксперт института дизайна Стэнфорда назвал три упражнения, чтобы повысить свою креативность

Креативность как мускул — чем больше его напрягать, тем больше он укрепляется

Inc.
Открыть в приложении