Можно ли делать дороги из переработанных автомобильных покрышек

АвтоМирАвто

Крошка-дорожка

Одни делают из старых покрышек клумбы в огороде и строят заборы. Другие топят ими печь котельной или электростанции. Но самые продвинутые перерабатывают резину особым образом, чтобы делать из нее дороги

Текст Константин Корндорф

Использовать старые покрышки в дорожном строительстве придумали давно. Резина – ценное сырье, способное передать асфальту свои полезные свойства. Так зачем ежегодно сжигать миллионы покрышек на свалках? Эксперименты по использованию автомобильной (и не только) резины в качестве модифицирующего компонента для асфальтобетона начались более 50 лет назад в США. В Калифорнии, например, половина дорог нынче устроена из асфальта с резиновым компонентом. Старается не отставать и Европа, где к резино-асфальтовым технологиям подошли с другой стороны. Если в США отталкивались от идеи повышения долговечности дорожного покрытия, то Европа начала переработку шин, стараясь избыть собственные экологические комплексы. Ведь сжигать их ежегодно миллионами штук, а уж тем более закапывать, – действительно варварство по отношению к окружающей среде.

На самом же деле, даже не будь на свете использованных покрышек, резину стоило бы добавлять в асфальт. Это подтверждают проведенные во многих странах, в том числе и СССР, исследования. По резиновым добавкам защищен не один десяток диссертаций. Да и в России много работали над проблемой. Стоп! А почему проблемой? Ведь доказано: асфальт с добавлением резиновой крошки более эластичен, он более стойко переносит перепады температур, долго не трескаясь как в южном, так и северном климате, что увеличивает срок службы полотна на 5–10 лет. При этом расходы на ремонт сокращаются на порядок. Резиновая крошка улучшает дренажные свойства асфальта, что снижает износ полотна во время дождей. Кроме того, за счет увеличенного сопротивления скольжению вероятность заносов на таком покрытии снижается. Эксплуатация «прорезиненных» дорог доказывает, что количество несчастных случаев со смертельным исходом снижается здесь на 50 %. Еще один плюс для безопасности – светоотражающие свойства «резинового» асфальта существенно снижаются. И где тут проблемы? Не видите? Но они есть.

В естественных условиях шины разлагаются не менее 100 лет

Отходы или сырье?

Рассмотрим российские обстоятельства. Во-первых, старые покрышки нужно собрать. В России работает уже достаточно перерабатывающих предприятий, и дело идет, но с поставками сырья, несмотря на горы резинового утиля вдоль дорог и на свалках, пока проблема. Расстояния, знаете ли, да и менталитет, не позволяющий отвезти старую резину в приемный пункт. Дальше покрышку нужно разобрать – отделить резиновую фракцию от металлического и текстильного корда. Процесс технологичный и дорогой (существуют механические, химические и даже термические методы отделить «зерна от плевел»). Потом резину размельчают в крошку с размером частиц от 0,5 до 0,62 мм и от 1 до 2,5 мм, а затем отправляют ее изготовителю дорожного покрытия. Задача последнего – строго соблюсти технологию и дозировку. Иначе крошка может начать выкрашиваться из дороги с известными последствиями. Причем, разные технологии позволяют использовать крошку по-разному. По мокрому циклу, вводя ее в состав вяжущего связующего. Либо по сухому, добавляя нерасплавленный компонент в асфальтобетон. Больше того, резину полезно добавлять не только в верхний слой дорожного покрытия, но и в основание, что весьма способствует его долголетию и препятствует преждевременной естественной деформации дороги. А значит – опять экономия на ремонте.

Однако основной проблемой использования резиновых добавок в наших палестинах по-прежнему остается отсутствие гибкой, координированной и нацеленной на конкретный результат политики государства в этом вопросе. Ответственность за эксперименты по изготовлению и применению новых смесей всецело лежит на плечах конкретного подрядчика, которому есть повод задуматься, стоит ли двигать дорожную науку, рискуя своими деньгами. А ну как что-то пойдет не так? Словом, без гарантий государства ставить подобные «опыты» на реальных объектах решаются не все. Тем ценнее кажутся те сотни километров дорог, построенных в России с использованием резинового вторсырья. И этих километров, к нашей радости, с каждым годом становится все больше.

Кстати

Старые шины – ценное сырье. Тонна шин содержит около 700 кг резины и около 250 кг высококачественного металла, которые могут быть повторно использованы для производства топлива, резинотехнических изделий, материалов строительного назначения и для многих других целей. Резиновая крошка относится к группе нетоксичных материалов, не образует вредных соединений в воздушной среде и сточных водах. В присутствии других веществ – экологически безопасна.

Коротко

«ПЛАВАЮЩИЕ ЛЮКИ» появятся на тульских дорогах. Об этом в середине марта сообщили в городской администрации. Город-труженик взял на себя ответственность стать первым, где будет применена новая технология, позволяющая исключить провалы крышек люков и разрушение колодцев из-за транспортной нагрузки. «Верхняя часть «плавающего» люка опирается не на стенки колодца, а на конструкцию дорожного полотна. При изменении полотна, меняется и высота люка. В случае использования именно «плавающего» люка из высокопрочного чугуна исключается перекос люка по отношению к дорожному полотну», – пояснил начальник отдела дорожного хозяйства Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Дмитрий Борисов. На сегодня в Туле установлен уже десяток подобных конструкций. А к лету по улицам города «поплывет» добрая сотня колодцев.

Дай триллиончик

Чиновники не оставляют идею осчастливить южан новой объездной дорогой вдоль Черного моря

Первый «заброс невода», по Пушкину, «пришел с одною тиной». Как вы помните, летом прошлого года Минтранс отклонил идею «Росавтодора» о строительстве 119-километровой дороги «Джубга – Сочи» за 1,6 трлн рублей, разумно посчитав ее не только вызывающе дорогой, но и технически сложной даже в условиях, когда существующая трасса А-147 «Джубга – Сочи», имея на многих участках лишь 2-полосный серпантин, явно перегружена. Многие тогда посчитали идею потратить невероятную сумму неудачной шуткой, а напрасно. Уже осенью проскочило сообщение, что специалисты готовят менее дорогую альтернативу проекту на Кубани. Больше того, министр транспорта Евгений Дитрих не исключал, что приемлемый вариант могут включить в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны.

И вот недавно, уже в этом году, в Министерство транспорта поступило еще одно предложение от «Росавтодора» – новая концепция трассы. Если верить прозвучавшей в финансовых СМИ информации, проект скоростной дороги уже за 1 трлн рублей может получить доступ к бюджетному финансированию. В «Росавтодоре» слегка умерили аппетиты, сократив протяженность дороги до 80,5 км. Иначе говоря, строить дорогу теперь намерены не от Джубги до Сочи, а лишь от Туапсе. И что вы думаете? Говорят, что проект «За триллион» начали всерьез обсуждать. Ну, в самом же деле, нужно же куда-то направить энергию и мощности компании «Мостотрест» после победоносного, тут мы даже не сомневаемся, окончания строительства Крымского моста.

Словом, нынче проект активно обсуждается. А начать госкомпания предлагает со строительства 14,5-километрового обхода Сочи, состоящего практически лишь из одних мостов и тоннелей «Росавтодор». Четырехполоска в горах может потребовать ориентировочно 150–180 млрд рублей со сроком окончания работ до 2026 года. В Минтрансе якобы обещали принять окончательное решение к лету, когда будет обновлен План развития магистральной инфраструктуры. Если же не выгорит с Планом, идею в очередной раз отправят в отставку, что кажется более разумным, поскольку окупаемость такого проекта находится, мягко говоря, под большим вопросом.

Фото: depositphotos.com/Fotodom.ru; Николай Никитин/ТАСС; Budimir Jevtic/Fotolia.com; Администрация города Тулы; Виталий Тимкив/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Электрические бритвы для мужчин: рейтинг 2019 Электрические бритвы для мужчин: рейтинг 2019

Электробритва – отличный подарок для большинства мужчин

CHIP
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Иван Янковский: Для меня путь важнее, чем точка назначения Иван Янковский: Для меня путь важнее, чем точка назначения

Иван Янковский — про испытание популярностью и работу с Юрой Борисовым

Ведомости
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Удобрения на высоте Удобрения на высоте

Что негативно влияет на финансовые результаты компаний рынка удобрений

Ведомости
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
Чувствительность к горькой пище связана с заболеваниями почек и биполярным расстройством Чувствительность к горькой пище связана с заболеваниями почек и биполярным расстройством

Как отвращение к горькому вкусу брокколи связано с вашим здоровьем?

ТехИнсайдер
Окислительное присоединение на палладии прошло по радикальному механизму Окислительное присоединение на палладии прошло по радикальному механизму

Представление о реакции окислительного присоединения на палладии было неполным

N+1
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Мороженое Мороженое

Мороженое – лакомство, история которого насчитывает сотни лет

Здоровье
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Ольга Таратынова Ольга Таратынова

Как Ольга Таратынова возвращает памятники архитектуры из послевоенных руин

Собака.ru
Беспокойное хозяйство Беспокойное хозяйство

От чего стоит застраховать загородный дом

Деньги
Тихон Жизневский Тихон Жизневский

Ну, он! Главный российский супергерой (и гринфлаг!) — Тихон Жизневский

Собака.ru
Софья Митрофанова: «Когда не было интернета, люди писали красивые письма» Софья Митрофанова: «Когда не было интернета, люди писали красивые письма»

Какой жанр Софья Митрофанова считает «идеальным побегом от реальности»

Ведомости
В Питере пили В Питере пили

Где кутили Петр I, Пушкин, Довлатов и Смоктуновский

Weekend
«Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами «Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами

Отрывок из «Дневника невидимки» — романа о том, как оставаться собой

Forbes
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
«Том и Джерри» vs Ленинград «Том и Джерри» vs Ленинград

Ференц Лист однажды резко поднял мои ставки в знатном московском доме...

СНОБ
Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году» Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году»

Я страшно страдала, что никудышная мать, всем порчу жизнь, часто плакала

Караван историй
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Открыть в приложении