Можно ли делать дороги из переработанных автомобильных покрышек

АвтоМирАвто

Крошка-дорожка

Одни делают из старых покрышек клумбы в огороде и строят заборы. Другие топят ими печь котельной или электростанции. Но самые продвинутые перерабатывают резину особым образом, чтобы делать из нее дороги

Текст Константин Корндорф

Использовать старые покрышки в дорожном строительстве придумали давно. Резина – ценное сырье, способное передать асфальту свои полезные свойства. Так зачем ежегодно сжигать миллионы покрышек на свалках? Эксперименты по использованию автомобильной (и не только) резины в качестве модифицирующего компонента для асфальтобетона начались более 50 лет назад в США. В Калифорнии, например, половина дорог нынче устроена из асфальта с резиновым компонентом. Старается не отставать и Европа, где к резино-асфальтовым технологиям подошли с другой стороны. Если в США отталкивались от идеи повышения долговечности дорожного покрытия, то Европа начала переработку шин, стараясь избыть собственные экологические комплексы. Ведь сжигать их ежегодно миллионами штук, а уж тем более закапывать, – действительно варварство по отношению к окружающей среде.

На самом же деле, даже не будь на свете использованных покрышек, резину стоило бы добавлять в асфальт. Это подтверждают проведенные во многих странах, в том числе и СССР, исследования. По резиновым добавкам защищен не один десяток диссертаций. Да и в России много работали над проблемой. Стоп! А почему проблемой? Ведь доказано: асфальт с добавлением резиновой крошки более эластичен, он более стойко переносит перепады температур, долго не трескаясь как в южном, так и северном климате, что увеличивает срок службы полотна на 5–10 лет. При этом расходы на ремонт сокращаются на порядок. Резиновая крошка улучшает дренажные свойства асфальта, что снижает износ полотна во время дождей. Кроме того, за счет увеличенного сопротивления скольжению вероятность заносов на таком покрытии снижается. Эксплуатация «прорезиненных» дорог доказывает, что количество несчастных случаев со смертельным исходом снижается здесь на 50 %. Еще один плюс для безопасности – светоотражающие свойства «резинового» асфальта существенно снижаются. И где тут проблемы? Не видите? Но они есть.

В естественных условиях шины разлагаются не менее 100 лет

Отходы или сырье?

Рассмотрим российские обстоятельства. Во-первых, старые покрышки нужно собрать. В России работает уже достаточно перерабатывающих предприятий, и дело идет, но с поставками сырья, несмотря на горы резинового утиля вдоль дорог и на свалках, пока проблема. Расстояния, знаете ли, да и менталитет, не позволяющий отвезти старую резину в приемный пункт. Дальше покрышку нужно разобрать – отделить резиновую фракцию от металлического и текстильного корда. Процесс технологичный и дорогой (существуют механические, химические и даже термические методы отделить «зерна от плевел»). Потом резину размельчают в крошку с размером частиц от 0,5 до 0,62 мм и от 1 до 2,5 мм, а затем отправляют ее изготовителю дорожного покрытия. Задача последнего – строго соблюсти технологию и дозировку. Иначе крошка может начать выкрашиваться из дороги с известными последствиями. Причем, разные технологии позволяют использовать крошку по-разному. По мокрому циклу, вводя ее в состав вяжущего связующего. Либо по сухому, добавляя нерасплавленный компонент в асфальтобетон. Больше того, резину полезно добавлять не только в верхний слой дорожного покрытия, но и в основание, что весьма способствует его долголетию и препятствует преждевременной естественной деформации дороги. А значит – опять экономия на ремонте.

Однако основной проблемой использования резиновых добавок в наших палестинах по-прежнему остается отсутствие гибкой, координированной и нацеленной на конкретный результат политики государства в этом вопросе. Ответственность за эксперименты по изготовлению и применению новых смесей всецело лежит на плечах конкретного подрядчика, которому есть повод задуматься, стоит ли двигать дорожную науку, рискуя своими деньгами. А ну как что-то пойдет не так? Словом, без гарантий государства ставить подобные «опыты» на реальных объектах решаются не все. Тем ценнее кажутся те сотни километров дорог, построенных в России с использованием резинового вторсырья. И этих километров, к нашей радости, с каждым годом становится все больше.

Кстати

Старые шины – ценное сырье. Тонна шин содержит около 700 кг резины и около 250 кг высококачественного металла, которые могут быть повторно использованы для производства топлива, резинотехнических изделий, материалов строительного назначения и для многих других целей. Резиновая крошка относится к группе нетоксичных материалов, не образует вредных соединений в воздушной среде и сточных водах. В присутствии других веществ – экологически безопасна.

Коротко

«ПЛАВАЮЩИЕ ЛЮКИ» появятся на тульских дорогах. Об этом в середине марта сообщили в городской администрации. Город-труженик взял на себя ответственность стать первым, где будет применена новая технология, позволяющая исключить провалы крышек люков и разрушение колодцев из-за транспортной нагрузки. «Верхняя часть «плавающего» люка опирается не на стенки колодца, а на конструкцию дорожного полотна. При изменении полотна, меняется и высота люка. В случае использования именно «плавающего» люка из высокопрочного чугуна исключается перекос люка по отношению к дорожному полотну», – пояснил начальник отдела дорожного хозяйства Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Дмитрий Борисов. На сегодня в Туле установлен уже десяток подобных конструкций. А к лету по улицам города «поплывет» добрая сотня колодцев.

Дай триллиончик

Чиновники не оставляют идею осчастливить южан новой объездной дорогой вдоль Черного моря

Первый «заброс невода», по Пушкину, «пришел с одною тиной». Как вы помните, летом прошлого года Минтранс отклонил идею «Росавтодора» о строительстве 119-километровой дороги «Джубга – Сочи» за 1,6 трлн рублей, разумно посчитав ее не только вызывающе дорогой, но и технически сложной даже в условиях, когда существующая трасса А-147 «Джубга – Сочи», имея на многих участках лишь 2-полосный серпантин, явно перегружена. Многие тогда посчитали идею потратить невероятную сумму неудачной шуткой, а напрасно. Уже осенью проскочило сообщение, что специалисты готовят менее дорогую альтернативу проекту на Кубани. Больше того, министр транспорта Евгений Дитрих не исключал, что приемлемый вариант могут включить в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны.

И вот недавно, уже в этом году, в Министерство транспорта поступило еще одно предложение от «Росавтодора» – новая концепция трассы. Если верить прозвучавшей в финансовых СМИ информации, проект скоростной дороги уже за 1 трлн рублей может получить доступ к бюджетному финансированию. В «Росавтодоре» слегка умерили аппетиты, сократив протяженность дороги до 80,5 км. Иначе говоря, строить дорогу теперь намерены не от Джубги до Сочи, а лишь от Туапсе. И что вы думаете? Говорят, что проект «За триллион» начали всерьез обсуждать. Ну, в самом же деле, нужно же куда-то направить энергию и мощности компании «Мостотрест» после победоносного, тут мы даже не сомневаемся, окончания строительства Крымского моста.

Словом, нынче проект активно обсуждается. А начать госкомпания предлагает со строительства 14,5-километрового обхода Сочи, состоящего практически лишь из одних мостов и тоннелей «Росавтодор». Четырехполоска в горах может потребовать ориентировочно 150–180 млрд рублей со сроком окончания работ до 2026 года. В Минтрансе якобы обещали принять окончательное решение к лету, когда будет обновлен План развития магистральной инфраструктуры. Если же не выгорит с Планом, идею в очередной раз отправят в отставку, что кажется более разумным, поскольку окупаемость такого проекта находится, мягко говоря, под большим вопросом.

Фото: depositphotos.com/Fotodom.ru; Николай Никитин/ТАСС; Budimir Jevtic/Fotolia.com; Администрация города Тулы; Виталий Тимкив/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пена уже осела Пена уже осела

Инновации в производстве сэндвич-панелей

Эксперт
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр «Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр

Какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр

Forbes
Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества

Как вышло, что экранизации игр вдруг скакнули со дна в элиту кинопроизводства?

Правила жизни
Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков

Простые лайфхаки, как сделать так, чтобы в туалете не пахло

VOICE
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
История одной песни: первый хит СССР про освоение космоса, 1960 История одной песни: первый хит СССР про освоение космоса, 1960

Как Владимир Трошин написал свою культовую песню про космос?

Maxim
Как связаны цвет и вкус вина: на примере белых, красных, розовых и оранжевых Как связаны цвет и вкус вина: на примере белых, красных, розовых и оранжевых

Как по цвету вина определить его вкус и аромат

СНОБ
Семейный бюджет: с чего начать, чтобы всегда на все хватало Семейный бюджет: с чего начать, чтобы всегда на все хватало

Основные принципы построения семейного бюджета

Наука и Техника
К середине века волны жары в сочетании с прибрежными наводнениями будут длиться в пять раз дольше К середине века волны жары в сочетании с прибрежными наводнениями будут длиться в пять раз дольше

Волны жары и подъем уровня моря будут длиться в пять раз дольше, чем раньше

N+1
Как 20 минут ежедневной ходьбы изменят вашу жизнь: 9 результатов Как 20 минут ежедневной ходьбы изменят вашу жизнь: 9 результатов

Как начать больше двигаться, не меняя кардинально свой образ жизни?

Psychologies
Сигма я или тварь дрожащая: что означает новое слово из молодежного сленга Сигма я или тварь дрожащая: что означает новое слово из молодежного сленга

Что представляют собой «сигмы»? Можно ли кого-то этим оскорбить?

Psychologies
Рождаемость в упадке: причины демографической ямы в Оренбуржье Рождаемость в упадке: причины демографической ямы в Оренбуржье

В чем кроются причины демографической ямы в Оренбуржье и как из нее выйти

ФедералПресс
Расовая теория: из огня да в полымя Расовая теория: из огня да в полымя

Почему теория Дарвина так вдохновила сторонников неравенства рас?

Знание – сила
Эксперт фен-шуй раскрыла секрет гармоничного пространства даже в небольшой студии Эксперт фен-шуй раскрыла секрет гармоничного пространства даже в небольшой студии

Что поможет восстановить гармонию энергий и баланс в квартире-студии

VOICE
Не пропускаете ни одного футбольного матча? Ученые говорят, что смотреть спортивные трансляции полезно для здоровья Не пропускаете ни одного футбольного матча? Ученые говорят, что смотреть спортивные трансляции полезно для здоровья

Ученые изучили влияние регулярного просмотра спортивных событий по телевизору

ТехИнсайдер
Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей

Следы сожжения останков правителей археологи нашли в одной из пирамид

N+1
Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться

Как разорвать этот порочный круг и победить чувство лени

ТехИнсайдер
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
Как убрать живот без спортзала Как убрать живот без спортзала

Как убрать живот без диет и изнурительных тренировок

Psychologies
Открыть в приложении