ДТП с участием машин-беспилотников подняли тему ответственности за последствия

АвтоМирАвто

Игры разума

Произошедшие в последнее время несколько «громких» ДТП с участием машин-беспилотников подняли тему ответственности за последствия ошибок, совершаемых компьютером. Разбираемся, каков статус «автоботов» в российском правовом поле

Алексей Лучников

Считается, что беспилотные технологии – ключ к безопасности на дорогах. Современные автомобили умеют самостоятельно парковаться, поддерживать скорость и дистанцию, следовать строго по полосе, читать дорожные знаки и выполнять их требования, останавливаться перед пешеходами и другими препятствиями. Более продвинутые модели сами движутся по магистрали, перестраиваются и даже обгоняют попутчиков. Количество частично автоматизированных автомобилей год от года будет расти. А вот в какой степени можно им довериться – вопрос открытый.

Если водитель выполнил все строго по инструкции, а ошибку совершил электронный мозг, то почему же виноватым в случае ДТП признают шофера, а не автопроизводителя? Ответ на это вопрос однозначен: по российскому законодательству весь груз юридической ответственности ложится на водителя. Если же речь идет о гражданской ответственности, то водитель обязан возместить причиненный в результате ДТП по его вине материальный ущерб. Иными словами, за ошибки электроники или брак производителя все равно приходится отвечать водителю.

Если вы думаете, что только в нашей стране «крайним» оказывается водитель, то ошибаетесь. Везде, где активно тестируются беспилотные технологии, национальные власти ссылаются на международное право, закрепляющее ответственность водителя. Несмотря на то, что попытки урегулировать правовой статус беспилотников на уровне Конвенции о дорожном движении предпринимаются уже несколько лет, прогресса достичь пока не удалось. Международные эксперты ограничились лишь перечнем рекомендаций для правительств государств, тестирующих беспилотные технологии.

А есть ли перспективы, что ситуация изменится и однажды отвечать за возможные сбои будет не потребитель, а производитель? Откровенно говоря, пока их немного. Хотя не все так беспросветно. Так, российским правительством утвержден специальный план, предполагающий снятие правовых барьеров для эксплуатации высоко- и полностью автоматизированных автомобилей. Правда, касается он в большей степени технологических процессов, но вселяет надежду, что после того, как автомобили с высокой степенью автоматизации поедут по нашим дорогам и разработчики получат новые возможности для совершенствования алгоритмов управления, дойдет очередь и до водителей.

Водитель должен быть готов в любой момент вмешаться в процесс автопилотирования

Восстание машин?

По рейтингу, сформулированному Европейской комиссией в специальной директиве Евросоюза, современная автомобильная промышленность сейчас находится на третьем уровне автоматизации процесса управления. Электроника берет на себя выполнение лишь части функций водителя, но при этом решающее слово все равно остается за тем, кто находится за рулем. Четвертый уровень не за горами. Он предполагает условно беспилотное движение, когда из пункта «А» в пункт «Б» машина едет сама, а функция водителя сводится к контролю и вмешательству, если что-то пойдет не так. Первые прототипы уже появились на дорогах Европы и Америки – инциденты именно с ними вызывают наибольший резонанс, попадая в новостные ленты. Последний случай с такси в США, когда из-за ошибки системы и невнимательности водителя погибла пожилая женщина, переходившая дорогу, весьма показателен. Что касается пятого – последнего уровня автоматизации, то он предполагает полностью беспилотное движение. Но даже сами автопроизводители признают, что он пока не появился даже на горизонте.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 км без парашюта: что делать, если вы выпали из самолёта 10 км без парашюта: что делать, если вы выпали из самолёта

Руководство по выживанию при падении с десятикилометровой высоты

Популярная механика
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать

Все об автомобильных огнетушителях: выбор, требования ГИБДД, сравнение

РБК
По капле крови По капле крови

Донорство крови: главные факты, которые важно знать

Лиза
Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть

Как потребности более высокого уровня влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Восточная Сибирь: С северной теплотой Восточная Сибирь: С северной теплотой

Сибирь сурова, сдержанна и холодна. Это правда. Но не вся

Цифровой океан
«Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков «Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков

Как научиться быть счастливой, несмотря на негатив, исходящий от близких?

Psychologies
Екатерина Великая в Москве Екатерина Великая в Москве

Екатерина Великая не любила Москву, но так ли всё однозначно?

Знание – сила
Орангутан полечил свою рану листьями лианы Орангутан полечил свою рану листьями лианы

Биологи заметили, как орангутан обрабатывает свою рану с помощью растения

N+1
«Ведая пространство земель нашей империи…» «Ведая пространство земель нашей империи…»

Как Екатерина Великая решала проблемы демографии и освоения пустынных территорий

Знание – сила
Любовные страсти Древнем Новгороде Любовные страсти Древнем Новгороде

О чем писали в берестяных грамотах древние новгородцы?

Знание – сила
Бессмертие «цзы» Бессмертие «цзы»

Иероглифы в Поднебесной всегда воспринимались как нечто священное

Знание – сила
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
Открыть в приложении