Готовы ли церковные ученые говорить на одном языке со светской наукой

СНОБНаука

Артем Нарышкин: Божественные диссертации. Что происходит с наукой в РПЦ

b6af68c19a98edd635b0a6df8815c8a386b42c4c68992d83248bff09c05d7c6f.jpg
Фото: Андрей Никеричев/Агентство «Москва»

Пять лет назад в России появилась новая научная специальность — теология. Еще раньше открылись кафедры теологии в российских вузах, а с 2017 года можно защищать по этой дисциплине научные диссертации. Ведущую роль в продвижении теологии играет РПЦ; патриарх Кирилл уверяет, что Церковь открыта к научному знанию. Однако готовы ли церковные ученые говорить на одном языке со светской наукой?

Первая же диссертация по теологии, защищенная протоиереем Павлом Ходзинским, вызвала критику ученых. В ее автореферате в качестве метода исследования значился «личностный опыт веры и жизни теолога», что противоречит принципам научности. Наука предполагает рациональный метод познания, который приводит разных исследователей к одним результатам, независимо от их взглядов и озарений. Ученые опасаются, что РПЦ понимает науку своеобразно и использует теологию для продвижения религиозных взглядов.

Теология, согласно определению Минобразования, — это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни. То есть, с точки зрения государства, это все же наука, и к ней применимы те же критерии научности, что и к любой другой гуманитарной дисциплине. По словам архимандрита Кирилла (Говоруна), «теология занимается изучением текстов, идей, которые развивались на основе веры в Бога». Она использует результаты синтеза дисциплин: текстологии, библеистики, церковной истории, археологии и других, чтобы углубить понимание религиозного учения. Как писал митрополит Иларион (Алфеев), главное место в изучении религиозного наследия следует уделять контекстуальному методу: «Богословие каждого отца Церкви должно изучаться с максимально возможным приближением к той исторической, богословской, культурной и языковой обстановке, в которой он жил». Этот подход используется и в других гуманитарных науках и служит критерием для различения научного и ненаучного исследования. Таким образом, теология отличается от традиционного богословия тем, что использует критический научный метод.

До революции в Российской церкви была плеяда исследователей, которые создавали богословские работы высокого научного уровня. Их отличала открытость к новизне и способность преодолевать традиционные убеждения.

Например, яркой звездой в церковной науке был профессор Московской духовной академии Михаил Тареев. Он сомневался в божественном происхождении ветхозаветных книг, видел в них «выражение религиозного духа, качественно не отличавшегося от прочих верований Древнего мира». Другой известный богослов и церковный историк Антон Карташов считал, что нужно пересмотреть традиционный взгляд на вероучение с учетом достижений библейской науки, переформулировать роль Священного Писания в христианстве. Даже для современной Церкви это смелые идеи.

Почти в каждой церковной дисциплине были крупные ученые, которые и сейчас считаются классиками науки: епископ Филарет (Филаретов), В. Н. Мышцын, Г. П. Павский, А. В. Петровский, Д. И. Введенский, И. Г. Троицкий и многие другие. Они опирались на источники и применяли научные методы, что сближало их с теологией в современном смысле. Надо сказать, что это были воцерковленные люди, вышедшие из духовных семинарий и академий.

После революции развитие церковных наук прервалось, были утрачены научные школы, лучшие ученые или погибли, или эмигрировали. В 80–90 годах XX века, с возрождением массового интереса к религии, появились православные публицисты, которые популяризировали открытия западных теологов. Священник Александр Мень издавал религиоведческие научно-популярные труды, в которых знакомил с идеями зарубежных библеистов. В среде верующей интеллигенции возник мощный интерес к церковным наукам, но научную базу приходилось создавать практически с нуля.

Приход патриарха Кирилла, в прошлом ректора Ленинградской духовной академии, породил у церковной интеллигенции надежду на возрождение науки в РПЦ. В патриаршество Кирилла Церковь стала более активной в российском обществе, продвигала основы православной культуры в школах, настояла на создании кафедр теологии в светских вузах. Была создана Общецерковная аспирантура и докторантура (ОЦАД), где главный акцент должен был уделяться методологии научно-богословского исследования. Во главе ОЦАД стал митрополит Иларион (Алфеев), который в 2000-х годах выступал за творческое развитие богословия с учетом современной науки.

Однако при патриархе Кирилле в РПЦ возобладал консервативный тренд, главной заботой Церкви стало охранительство традиций без попыток их переосмысления. РПЦ сделала ставку на традиционную религиозность, чуждую научному мышлению.

О том, что происходит в образовательной и научной системе Церкви, можно судить по цитатам ее видных представителей. Посмотрим, насколько церковные ученые способны быть непредвзятыми, взаимодействовать со светским знанием и учитывать научную картину мира.

Для многих православных исследователей важен вопрос историчности событий и чудес, описанных в Библии. Уже дореволюционные ученые были готовы понимать их символически, как словесные иконы. Но заведующий библейским кабинетом Московской духовной академии протоиерей Александр Тимофеев уверенно утверждает: Великий потоп — вполне реальное событие, а в Библии приводится его реалистическое описание. «Я уверен, что повествование о потопе вполне реалистично, но он… затронул только те территории, где жили люди». При этом он считает, что Австралия в то время была необитаемой, хотя по данным антропологов, человек пришел на этот континент не позже 40 тысяч лет назад. Никто не относит потоп к столь давнему времени. Протоиерей просто не знает, что Америка и Австралия были заселены еще в верхнем палеолите, а ведь это рушит всю его концепцию.

Александр Тимофеев приводит наукообразные объяснения потопа, считая библейский рассказ априорно достоверным и подгоняя под него доказательства: «Я думаю, что сначала было движение земной коры вниз, потом вверх, причем следы этого движения мы можем наблюдать. В регионах, которые были затоплены, наблюдается большое количество отложений, а также там существуют цепи озер-морей: Черное, Каспийское, Аральское». Это все не более чем домыслы, что признает и сам Александр Тимофеев, но это никак не колеблет его уверенность: «Практически у всех народов: у полинезийцев, у египтян, у греков, жителей Месопотамии, у американских индейцев и проч. — в эпосе есть упоминание о потопе. Но это означает не то, чтобы потоп был в Америке, а то, что все люди происходят из потомства Ноя».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Облегчить, нельзя вылечить Облегчить, нельзя вылечить

Рассказываем об эффективности (и бесполезности) плацебо

N+1
Русский грипп: самая странная пандемия современности Русский грипп: самая странная пандемия современности

Пандемия «красного» гриппа, охватившая мир в 1977-78 гг., остается загадкой

Популярная механика
25 убийственных цитат Джереми Кларксона о машинах, которые ему не понравились 25 убийственных цитат Джереми Кларксона о машинах, которые ему не понравились

Ни один автоконцерн не избег участи испытать унижение от Джереми Кларксона

Maxim
Чем прославился Анатолий Кашпировский Чем прославился Анатолий Кашпировский

Мы ударились в ностальгию и вспомнили подвиги главного волшебника позднего СССР

РБК
Карантинное чтение: научно-фантастический рассказ Карантинное чтение: научно-фантастический рассказ

Научно-фантастический рассказ, который поможет вам скрасить домашнюю изоляцию

Популярная механика
Как сервису по выгулу домашних животных «Собака-гуляка» пришлось менять бизнес-модель из-за карантина Как сервису по выгулу домашних животных «Собака-гуляка» пришлось менять бизнес-модель из-за карантина

Собаки в период карантина стали новым золотом — с ними официально можно гулять

Forbes
Любовь до гроба: последние возлюбленные жестоко убитых политиков – кто они Любовь до гроба: последние возлюбленные жестоко убитых политиков – кто они

После громких убийств политиков, удар на себя принимали их жены и подруги

Cosmopolitan
Пять поколений парфюмеров Пять поколений парфюмеров

Пьер-Франсуа-Паскаля Герлена успеха добился сам

Караван историй
7 смешных медицинских открытий: герои Шнобелевской премии 7 смешных медицинских открытий: герои Шнобелевской премии

Открытия, которые сначала заставляют засмеяться, а потом — задуматься

Популярная механика
Рианна, Опра Уинфри и еще 8 актрис — участниц конкурсов красоты Рианна, Опра Уинфри и еще 8 актрис — участниц конкурсов красоты

Известные актрисы, которые побеждали на конкурсах красоты до начала карьеры

РБК
Клинт Иствуд знает, как одеваться на карантине Клинт Иствуд знает, как одеваться на карантине

Несколько образов из архивов Клинта Иствуда

GQ
«Список Мидаса»: кто из венчурных инвесторов получил в прошлом году 1900-кратную доходность «Список Мидаса»: кто из венчурных инвесторов получил в прошлом году 1900-кратную доходность

Эти инвесторы построили головокружительную карьеры

Forbes
Американцы перепроектировали сверхзвуковой бизнес-джет Американцы перепроектировали сверхзвуковой бизнес-джет

Обновленный самолет получит треугольное крыло и укороченное хвостовое оперение

N+1
От малой до Великой От малой до Великой

Эль Фэннинг. Актриса, начинающий фильммейкер и новая Екатерина II

Glamour
Святое воинство. Про Путина, которого мы не знали Святое воинство. Про Путина, которого мы не знали

Путин против того, чтобы его изображение украшало главный храм Вооруженных сил

СНОБ
Что на самом деле случилось 18 апреля 1930 года Что на самом деле случилось 18 апреля 1930 года

Новости «дня без новостей»

Weekend
Кочевник последней надежды. Почему президент вспомнил о печенегах Кочевник последней надежды. Почему президент вспомнил о печенегах

Кажется, наш президент не понимает, о чем ему говорить

СНОБ
Круговая осада. Четыре экстренные задачи правительства Мишустина Круговая осада. Четыре экстренные задачи правительства Мишустина

Последствиями пандемии могут стать безработица, банкротства и экономический спад

Forbes
Последствия войны Последствия войны

Ответы на вопросы о последствиях Второй мировой войны

Дилетант
Онлайн-кинопремьеры: фантастический триллер «Спутник» и драма «Фея» с Константином Хабенским Онлайн-кинопремьеры: фантастический триллер «Спутник» и драма «Фея» с Константином Хабенским

О фантастическом триллере «Спутник» и лирической драме «Фея»

Forbes
Все, что вам нужно знать о часовой студии MAD Paris Все, что вам нужно знать о часовой студии MAD Paris

Парижане создают безумно красивые и дорогие кастомные версии люксовых часов

GQ
Охота и сельское хозяйство спровоцировали передачу звериных вирусов человеку Охота и сельское хозяйство спровоцировали передачу звериных вирусов человеку

Вирусы млекопитающих регулярно поражают человека

N+1
«Мы ждем угонов». Где лучше не парковаться на самоизоляции «Мы ждем угонов». Где лучше не парковаться на самоизоляции

Рост курса доллара, безработица и самоизоляция — как это влияет на угоны

РБК
«Изрядно пощипанные, но не побежденные»: как крупные автодилеры выживают в условиях кризиса «Изрядно пощипанные, но не побежденные»: как крупные автодилеры выживают в условиях кризиса

Как долго автодилеры продержатся в замороженном состоянии

Forbes
Экосистема трупа: как живет тело сразу после смерти Экосистема трупа: как живет тело сразу после смерти

Как бы жутко это не прозвучало, но после смерти тело продолжает жить

Популярная механика
Уличный стиль без улиц: что станет со стритстайлом после пандемии Уличный стиль без улиц: что станет со стритстайлом после пандемии

Уйдет ли в прошлое стритстайл или трансформируется во что-то новое

Esquire
Дрон над сайгаками. Как в России пытаются подсчитать степных антилоп беспилотниками Дрон над сайгаками. Как в России пытаются подсчитать степных антилоп беспилотниками

Экологи пытаются решить старые задачи с помощью беспилотных аппаратов

СНОБ
Читмил – главное зло изоляции Читмил – главное зло изоляции

Как прекратить заедать стресс в это непростое время? Объясняют фитнес-эксперты

GQ
Сериал «Заговор против Америки» – пугающая история о том, как в Штатах воцарился фашизм Сериал «Заговор против Америки» – пугающая история о том, как в Штатах воцарился фашизм

Как риторика политиков способна разжечь ненависть и массовую истерию

GQ
Старое по-новому Старое по-новому

Как адаптироваться на работе после декрета и быстрее войти в новый ритм

Лиза
Открыть в приложении