Корреспондент «Вокруг света» спустился на самое дно французской столицы

Вокруг светаПутешествия

Глубина свободы

Подземные города — не миф. Под центром романтического Парижа скрывается темный параллельный мир, о существовании которого знают немногие. Корреспондент «Вокруг света» спустился на самое дно французской столицы

Текст: Наталья Майборода

Предупреждаю: запах будет резкий, — говорит Шон Сингери, гид из компании Discover Walks Paris. — Узнаешь, какая вонь стояла в Париже вплоть до XIX века, пока водостоки наконец не спрятали под землю. До этого все нечистоты сливали прямо на улицы. И в Сену.

Вход в подземный лабиринт расположен возле малоприметного белого ларька у моста Альма, кассы Парижского музея канализации. Музей — часть действующей канализационной системы, которая тянется под французской столицей на 2500 километров. Если соединить все тоннели в один, можно проложить путь от Парижа до Москвы.

Спустившись по узкой винтовой лестнице, мы с Шоном оказываемся в полутемной галерее со сводчатым потолком и кирпичными стенами, вдоль которых тянутся трубы.

— Вот по этой течет вода, которую подают в парижских кафе, — Шон указывает на самую толстую и ржавую трубу под потолком. Диаметром она примерно как два светофорных столба. — Не переживай, вода нормальная. Мы, парижане, пьем воду из-под крана. А по соседней трубе, что поменьше, течет вода для полива улиц и парков.

— А для чего нужна вот эта? — показываю на самую узкую трубу, похожую на газовую.

— Это пневматическая почта. Ее придумали в 1850-е годы. Работала она следующим образом: записку помещали в капсулу, а ее — в трубу, и под давлением сжатого воздуха сообщение «улетало» в нужное почтовое отделение города. Сегодня почти никто такой почтой уже не пользуется. Разве что Сенат и Национальная ассамблея. Когда нужно передать важное сообщение, нет ничего надежнее этой трубы — никакой хакер не взломает переписку.

Путем отходов

Под нашими ногами по желобу течет сточная вода вперемешку с отходами жизнедеятельности человека. Я внимательно смотрю, куда ступаю, чтобы случайно не соскользнуть в эту речку-вонючку. С разных сторон то и дело раздаются звуки льющейся воды: в домах наверху кто-то принимает душ, кто-то пользуется туалетом.

— Если повезет, можно увидеть крыс. Их тут около четырех миллионов. Почти по две на каждого парижанина. Но не пугайтесь, — «подбадривает» меня Шон, — крысы тут не самая большая опасность.

— А что же?

— Ядовитые газы. И дождь. Во время ливня вода в тоннелях может подняться на метр за считанные минуты. Поэтому бригаду коммунальщиков сверху обязательно кто-то подстраховывает и предупреждает о дожде. Работать здесь даже сегодня опасно.

До начала XIX века канализационные сооружения в городе не были связаны единой сетью. Никто толком не знал, какова их общая протяженность. Пока в 1805 году не учредили должность инспектора канализации, на которую назначили Пьера Брюнзо. Он первым составил карту подземных каналов. Брюнзо собрал команду из 20 человек, но треть отказалась продолжать работу после первого же спуска. Оставшихся награждали за опасную работу найденными под землей ценностями: ювелирными украшениями, драгоценными камнями и так далее.

— Брюнзо был знаком с Виктором Гюго, — продолжает Шон. — Именно от него писатель узнал о системе канализационных тоннелей, которые прозвал клоакой Парижа. Их Гюго описал в романе «Отверженные». Главный герой Жан Вальжан вместе с будущим зятем скрывался в канализации от полиции во время Июньского восстания 1832 года.

За несколько месяцев до исторического события в городе разразилась эпидемия холеры. Она унесла жизни около 18 тысяч парижан. Распространению болезни способствовала канализация. И тогда встал вопрос о том, чтобы модернизировать ее и полностью спрятать под землю. Это удалось префекту департамента Сена Жоржу Эжену Осману. Во второй половине XIX века он перестроил город, сделав его удобным для жизни. При нем появились широкие бульвары и улицы. Под ними проложили сеть подземных галерей, в которых скрыли водостоки и протянули трубы. Эта отлаженная канализационная система функционирует и по сей день.

Город мертвых

Сен-Мишель — типичный османовский бульвар. Прохожу по нему от острова Сите мимо Люксембургского сада, а затем оказываюсь на проспекте Данфер-Рошро. Здесь находится один из самых популярных музеев города — Парижские катакомбы. У его входа постоянно выстраиваются очереди.

После трех часов ожидания наконец спускаюсь в холодное и полутемное подземелье. На глубине 20 метров царит тишина, которую боятся нарушить даже туристы. Лишь единицы решаются снимать кости и черепа, аккуратно сложенные у стен. В этих галереях покоится прах около шести миллионов человек. Это в три раза больше нынешнего населения Парижа. Останки годами свозили с городских кладбищ в заброшенные древнеримские каменоломни.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

8000 лет назад… 8000 лет назад…

Когда в Америке начали выращивать табак, а в Европе — производить сыр

Вокруг света
Сможет ли человечество пережить расширение Вселенной: мнение ученых Сможет ли человечество пережить расширение Вселенной: мнение ученых

Как избежать вымирания в беззвездной пустоте космической бездны

Популярная механика
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Бермудский флот Бермудский флот

Forbes составил первый рейтинг яхт российских миллиардеров

Forbes
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Россия попала в список самых работающих стран! Снова! Но не спеши ликовать. И вот почему Россия попала в список самых работающих стран! Снова! Но не спеши ликовать. И вот почему

Занимательный доклад Организации экономического сотрудничества и развития

Maxim
Дмитрий Нагиев Дмитрий Нагиев

Дмитрий Нагиев о том, как не растерять талант драматический и человеческий

Psychologies
Светлана Миронюк: Твит на вылет. Выгонят ли Илона Маска из собственной компании за несдержанность в соцсетях Светлана Миронюк: Твит на вылет. Выгонят ли Илона Маска из собственной компании за несдержанность в соцсетях

Илон Маск, обвинивший дайвера в педофилии, был раздавлен в соцсетях

СНОБ
Распределение ролей Распределение ролей

Что дает ребенку на разных этапах развития и взросления каждый член семьи

Psychologies
Летим домой: зачем миллиардер Усманов переводит бизнес в Россию Летим домой: зачем миллиардер Усманов переводит бизнес в Россию

Крупнейшие активы бизнесмена переводятся с Кипра на российскую компанию

Forbes
Плата за геополитику. Почему «Газпром» начал занимать деньги в рублях Плата за геополитику. Почему «Газпром» начал занимать деньги в рублях

«Газпром» намерен занять на рынке рублевого долга сумму в 40 млрд рублей

Forbes
Неизвестные грузовики из Канады: арктический бренд Foremost Неизвестные грузовики из Канады: арктический бренд Foremost

Слышали ли вы о таком автомобильном бренде, как Foremost?

Популярная механика
Не умею отдыхать! Не умею отдыхать!

Что мешает восстановить силы и использовать отпуск по назначению?

Домашний Очаг
После развода: как строить личную жизнь, если у вас есть дети? После развода: как строить личную жизнь, если у вас есть дети?

Если мы используем чрезмерную заботу о детях, это не поможет никому

Psychologies
Стивен Сигал: Меня трудно с кем-либо перепутать Стивен Сигал: Меня трудно с кем-либо перепутать

У актера теперь официальная работа в России

Лиза
Бекхэм на Дамбо и пьяный енот: 22 пруфа, что взрослым весело в Диснейленде Бекхэм на Дамбо и пьяный енот: 22 пруфа, что взрослым весело в Диснейленде

Бекхэм на Дамбо и пьяный енот: 22 пруфа, что взрослым весело в Диснейленде

Playboy
Удар с небес Удар с небес

Javelin считают наиболее совершенным легким средством против бронетехники

Популярная механика
Найлл Слоан о своей первой коллекции для Escada Найлл Слоан о своей первой коллекции для Escada

Гимн классике модного Дома и сильным женщинам XXI века

Vogue
На природе На природе

Интерьер дома в Одинцовском районе Подмосковья

SALON-Interior
Мечты о Царьграде Мечты о Царьграде

Мечты о возрождении Византии исчезли вместе с монархией

Дилетант
Кровное дело. Как «Инвитро» становится сетью лечебных клиник Кровное дело. Как «Инвитро» становится сетью лечебных клиник

Масштабно мыслить в «Инвитро» начали уже давно

Forbes
«Выскажу мнение»: Лучшие шутки о Гречке, Монеточке и Земфире, которая их раскритиковала! «Выскажу мнение»: Лучшие шутки о Гречке, Монеточке и Земфире, которая их раскритиковала!

В Интернете разразился грандиозный девчачий скандал

Maxim
В кино на этой неделе: басня о Человеке-муравье, кровавая сказка и новелла Мураками В кино на этой неделе: басня о Человеке-муравье, кровавая сказка и новелла Мураками

В прокате “Человек-муравей и Оса”, а также “Пылающий” и “Зверь”.

Esquire
«Пьяная любовь» русско-американской Контессы «Пьяная любовь» русско-американской Контессы

Она настаивает именно на таком написании ее имени – Polina

StarHit
Стабильное состояние: что делает врач скорой за часовую зарплату Смолова, Кокорина и Дзюбы Стабильное состояние: что делает врач скорой за часовую зарплату Смолова, Кокорина и Дзюбы

Что успевает сделать врач за часовую зарплату футболиста

Forbes
Как распознать ПТСР в обычной жизни Как распознать ПТСР в обычной жизни

ПТСР возникает не только у участников военных действий

Psychologies
3 идеи, как носить микро-сумки 3 идеи, как носить микро-сумки

И не стесняться того, что этот тренд пришел к нам из женской моды

GQ
История Грузинских 90-х на показе Vetements История Грузинских 90-х на показе Vetements

Не самая сенсационная, зато точно самая личная коллекция дизайнера

Esquire
Много личного: как мужчины выбирают будущую жену Много личного: как мужчины выбирают будущую жену

От чего зависит выбор партнера и на что обращают внимание женщины и мужчины

Forbes
Как носить футбольную форму в обычной жизни Как носить футбольную форму в обычной жизни

Шорты на резинке и джерси — в повседневный гардероб

Esquire
Открыть в приложении