Глубина свободы
Подземные города — не миф. Под центром романтического Парижа скрывается темный параллельный мир, о существовании которого знают немногие. Корреспондент «Вокруг света» спустился на самое дно французской столицы
Предупреждаю: запах будет резкий, — говорит Шон Сингери, гид из компании Discover Walks Paris. — Узнаешь, какая вонь стояла в Париже вплоть до XIX века, пока водостоки наконец не спрятали под землю. До этого все нечистоты сливали прямо на улицы. И в Сену.
Вход в подземный лабиринт расположен возле малоприметного белого ларька у моста Альма, кассы Парижского музея канализации. Музей — часть действующей канализационной системы, которая тянется под французской столицей на 2500 километров. Если соединить все тоннели в один, можно проложить путь от Парижа до Москвы.
Спустившись по узкой винтовой лестнице, мы с Шоном оказываемся в полутемной галерее со сводчатым потолком и кирпичными стенами, вдоль которых тянутся трубы.
— Вот по этой течет вода, которую подают в парижских кафе, — Шон указывает на самую толстую и ржавую трубу под потолком. Диаметром она примерно как два светофорных столба. — Не переживай, вода нормальная. Мы, парижане, пьем воду из-под крана. А по соседней трубе, что поменьше, течет вода для полива улиц и парков.
— А для чего нужна вот эта? — показываю на самую узкую трубу, похожую на газовую.
— Это пневматическая почта. Ее придумали в 1850-е годы. Работала она следующим образом: записку помещали в капсулу, а ее — в трубу, и под давлением сжатого воздуха сообщение «улетало» в нужное почтовое отделение города. Сегодня почти никто такой почтой уже не пользуется. Разве что Сенат и Национальная ассамблея. Когда нужно передать важное сообщение, нет ничего надежнее этой трубы — никакой хакер не взломает переписку.
Путем отходов
Под нашими ногами по желобу течет сточная вода вперемешку с отходами жизнедеятельности человека. Я внимательно смотрю, куда ступаю, чтобы случайно не соскользнуть в эту речку-вонючку. С разных сторон то и дело раздаются звуки льющейся воды: в домах наверху кто-то принимает душ, кто-то пользуется туалетом.
— Если повезет, можно увидеть крыс. Их тут около четырех миллионов. Почти по две на каждого парижанина. Но не пугайтесь, — «подбадривает» меня Шон, — крысы тут не самая большая опасность.
— А что же?
— Ядовитые газы. И дождь. Во время ливня вода в тоннелях может подняться на метр за считанные минуты. Поэтому бригаду коммунальщиков сверху обязательно кто-то подстраховывает и предупреждает о дожде. Работать здесь даже сегодня опасно.
До начала XIX века канализационные сооружения в городе не были связаны единой сетью. Никто толком не знал, какова их общая протяженность. Пока в 1805 году не учредили должность инспектора канализации, на которую назначили Пьера Брюнзо. Он первым составил карту подземных каналов. Брюнзо собрал команду из 20 человек, но треть отказалась продолжать работу после первого же спуска. Оставшихся награждали за опасную работу найденными под землей ценностями: ювелирными украшениями, драгоценными камнями и так далее.
— Брюнзо был знаком с Виктором Гюго, — продолжает Шон. — Именно от него писатель узнал о системе канализационных тоннелей, которые прозвал клоакой Парижа. Их Гюго описал в романе «Отверженные». Главный герой Жан Вальжан вместе с будущим зятем скрывался в канализации от полиции во время Июньского восстания 1832 года.
За несколько месяцев до исторического события в городе разразилась эпидемия холеры. Она унесла жизни около 18 тысяч парижан. Распространению болезни способствовала канализация. И тогда встал вопрос о том, чтобы модернизировать ее и полностью спрятать под землю. Это удалось префекту департамента Сена Жоржу Эжену Осману. Во второй половине XIX века он перестроил город, сделав его удобным для жизни. При нем появились широкие бульвары и улицы. Под ними проложили сеть подземных галерей, в которых скрыли водостоки и протянули трубы. Эта отлаженная канализационная система функционирует и по сей день.
Город мертвых
Сен-Мишель — типичный османовский бульвар. Прохожу по нему от острова Сите мимо Люксембургского сада, а затем оказываюсь на проспекте Данфер-Рошро. Здесь находится один из самых популярных музеев города — Парижские катакомбы. У его входа постоянно выстраиваются очереди.
После трех часов ожидания наконец спускаюсь в холодное и полутемное подземелье. На глубине 20 метров царит тишина, которую боятся нарушить даже туристы. Лишь единицы решаются снимать кости и черепа, аккуратно сложенные у стен. В этих галереях покоится прах около шести миллионов человек. Это в три раза больше нынешнего населения Парижа. Останки годами свозили с городских кладбищ в заброшенные древнеримские каменоломни.