«Совершенно не хочу, чтоб меня повсюду узнавали, это будет мне страшно мешать»
- ФИО: Дарья Жовнер
- Профессия: Актриса
- Работы: «Теснота» (2017), «Шторм» (2019), «Доктор Лиза» (2020)
После громкого дебюта в фильме «Теснота» Дарья Жовнер обнаружила, что театральные институты, хоть и выдают диплом актера театра и кино, не учат тому, как правильно распорядиться успехом, если он вдруг на тебя обрушился. «Теснота» привлекла к Даше так много внимания, что она растерялась и сознательно ушла в тень — слишком придирчиво выбирала роли, боясь попасть в рабство амплуа «сильной кавказской женщины», почти не давала интервью и избегала светских тусовок. Спустя три года Даша скорректировала свою тактику и поняла, что кино — это не всегда романтическое горение и роли на разрыв, а профессиональный труд в индустрии, где действуют жесткие законы. В интервью Esquire Даша рассказала, как с этим справляется и почему актер — самая зависимая профессия.
Твои последние интервью вышли в 2018 году. Как получилось, что ты на три года пропала из медийного поля?
Это я специально, цель была такая. У меня в голове постоянно рождаются разные теории — про жизнь, про искусство, и я стараюсь проверять их на себе. После «Тесноты» я почувствовала какое-то чересчур большое внимание к себе, и меня это не обрадовало. Наоборот, даже стыдно стало: всего-то одна роль, а внимания столько, будто «Оскар» получила. Я не знала, как с этим справиться, и решила спрятаться, уйти в тень. Начала от всего отказываться — и от интервью про одно и то же, и от предложений опять сыграть «сильную девушку с Кавказа», а только такие и поступали. Все с чего-то решили, что я родилась в Нальчике, некоторые до сих пор так считают, а я была там раза два. Там моя героиня живет, не я. Я ее сыграла, это просто роль. В общем, меня как будто загоняли в рамки амплуа — даже если девушка в сценарии была не кавказская, то все равно сильная, одна против всего мира. Мне в эти рамки втискиваться не хотелось, вот я и отказывалась.
После «Тесноты» я почувствовала какое-то чересчур большое внимание к себе, и меня это не обрадовало. Наоборот, даже стыдно стало: всего-то одна роль, а внимания столько, будто «Оскар» получила.
Так ты заработала репутацию актрисы, которая отказывается от ролей легко и часто.
Я же говорю, это была теория, которую я на себе проверяла: вдруг если не будешь соглашаться на все подряд, то тебе станут предлагать что-то получше. Начинающим актерам отказываться особенно страшно, они думают: скажешь нет один раз, другой — и тебя навсегда забудут. Поэтому нужно браться за все, быть везде, во всем участвовать. Я была такой же начинающей актрисой, но мне казалось, что это не мой вариант, со мной он не сработает. Медийную суету я вообще считала чем-то лишним, ненужным, не имеющим отношения к профессии. Мне, наоборот, хотелось, чтоб шумиха поскорей улеглась и меня приглашали в проекты не потому, что я сейчас на слуху, а потому, что я хорошая актриса.
Ты проверила свою теорию. Какой результат?
Отказалась от нее, раз с вами сейчас общаюсь. За три года в тени я убедилась, что жить так, конечно, можно, но это жизнь в стороне от остального мира, который устроен наоборот: в нем если ты о себе не заявляешь, не напоминаешь, не раскручиваешь себя в сетях, то тебя как бы нет. Тебе не присылают сценарии, не зовут на пробы. Про тебя забывают.
Ну да, чем чаще ты появляешься на обложках, тем сильнее тебя хотят заполучить на роль.
Да, но тут есть другая сторона: вот появилось новое лицо, его тут же начинают растаскивать по всем обложкам, и это лицо моментально теряет свежесть. Тогда начинают водить хороводы вокруг следующего нового лица, а тебя добавляют в общую коллекцию, находят место на полочке. Ты остаешься на виду, получаешь приглашения в новые проекты, их у тебя может быть даже много, но все они будут строго соответствовать выбранному для тебя месту. Этого я и боялась больше всего — оказаться на такой полочке. Когда все про тебя поняли, знают от и до и ничего другого уже не ждут. Слава богу, в кино мне эту историю удалось побороть, увернуться от «кавказского» амплуа, а с журналистами все по-прежнему: в интервью меня постоянно пытаются отбросить на три-четыре года назад, к «Тесноте». Мне скоро тридцать, я взрослая баба — что-то читаю, смотрю, о чем-то думаю. Я меняюсь, я уже другая, а они