Слушать кино
От Саймона и Гарфанкела до Эминема: культовые саундтреки в голливудском кино
В рамках совместного со Spotify проекта «Слушать кино» Esquire расспросил современных кинодеятелей о том, как они выбирают и воспринимают музыку. В плей-листе звезды “Перевала Дятлова” — старина Рик Росс, выступивший в неожиданном контексте, неоклассик Ян Тьерсен и треки из любимых мультфильмов.
Не секрет, что музыкальное сопровождение в кино — это отнюдь не блажь новейшего времени, а один из первоэлементов важнейшего из искусств. В эпоху немого кино именно усилия тапера сообщали происходящему на экране дополнительное напряжение и эмоциональные оттенки. Музыка помогала услышать то, чего не могла передать пленка, и дань тем первым саундтрекам маститые музыканты отдают до сих пор — достаточно вспомнить живой саундтрек «Броненосца «Потемкина» от Pet Shop Boys. Проще говоря, история киномузыки — материал для монографии, а то и для энциклопедии. Тем не менее мы решили взять на себя смелость наметить основные линии, по которым создавались музыкальные решения фильмов за последние полвека с небольшим. Для того чтобы движение развития было нагляднее, речь в этот раз пойдет преимущественно об американском кино.
«Выпускник» (1967)
Классический фильм Майка Николса на момент создания был рискованным предприятием, но в итоге прославил его автора, а также исполнителя главной роли Дастина Хоффмана и прекрасно смотрится и сегодня — в эпоху хипстерских ромкомов, которые во многом предвосхитил. Музыка к «Выпускнику» была издана отдельным альбомом, авторами которого значился дуэт Пола Саймона и Арта Гарфанкела. Именно здесь впервые прозвучала, например, каноническая песня Mrs. Robinson (названная по имени соблазняющей героя женщины). Ну а использование великой Sound of Silence стало самостоятельным шедевром, на который в кино ссылаются до сих пор — вспомним, например, «Хранителей» Зака Снайдера.
«Космическая одиссея 2001 года» (1968) // «Сияние» (1980)
Стэнли Кубрик по сей день остается одним из самых смелых и загадочных режиссеров в истории. В его фильмах музыка не просто играет важнейшую роль, но становится как бы еще одним персонажем, причиняющим зрителю дискомфорт и провоцирующим на неудобные мысли. На протяжении своей карьеры Кубрик неизменно скрупулезно подбирал саундтреки, порой отказываясь от заказанной музыки. Так случилось и с «Космической одиссеей»: специально написанную музыку Алекса Норта Кубрик в итоге заменил Штраусом, Хачатуряном и Лигетти. Музыка последнего звучит и в другом шедевре Кубрика — «Сиянии», где произведения венгерского авангардиста соседствуют с записями Кшиштофа Пендерецкого. Именно контраст между фантастическими и мистическими событиями и строгим симфоническим саундтреком создает напряжение и ощущение загадки, заставляющие зрителей по сей день настороженно всматриваться в происходящее на экране.
«Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969)
Вестерн о дружбе двух легендарных бандитов впервые предъявил миру дуэт Роберта Редфорда и Пола Ньюмана, а также — уже позднее — подарил название основанному Редфордом независимому кинофестивалю «Сандэнс». Кроме того, фильм Джорджа Роя Хилла — ярчайшее доказательство того, как музыка способна в корне менять настроение картины. Саундтреком «Бутч Кэссиди» обязан без скидок великому эстрадному композитору Берту Бакараку, который начинал карьеру в качестве аккомпаниатора Марлен Дитрих. Для фильма Хилла он сочинил прежде всего терпкую балладу Raindrops Keep Falling on My Head, лучезарный тон которой сопровождает сцену гибели главных героев, одновременно превращая ее в их финальный поклон. Повторить этот прием в полной мере удалось разве что Джеймсу Кэмерону и Селин Дион в «Титанике».
«Крестный отец» (1972) // «Амаркорд» (1973)
Великий Нино Рота подарил свою музыку большей части фильмов Федерико Феллини, и эти произведения — золотой фонд киномузыки, безусловный ее канон. Соленое море в ней смешивается с горькими слезами, в потоках которых играет вечное итальянское солнце. И нет ничего удивительного в том, что Фрэнсис Форд Коппола позвал именно Рота для оформления «Крестного отца» — главного на тот момент фильма об итальянцах в Америке. Именно музыка сообщает происходящему на экране подлинный итальянский колорит и темперамент.