Вес имеет значение
Почему броневые машины семейства «Курганец-25» тяжелее своих предшественников.
9 мая 2015 года по Красной площади прошли броневые машины – «Курганец-25». Их появление – сначала в парадных расчетах, опытно-войсковой эксплуатации, а в ближайшее время и для масштабной замены бронетехники, ныне стоящей на вооружении российской армии – означает принципиально новый этап векового развития отечественных боевых машин.
Выделим главную характеристику – машины семейства «Курганец-25» заметно тяжелее своих предшественников. БМП-1, в 1965 году положившая начало новому классу – боевых машин пехоты, весила 13 т. Ее преемница БМП-2 к 1980 году прибавила в весе до 14 т. А базовая масса машин класса «Курганец-25» укладывается в 25 т, как понятно из названия. Поищем в истории отечественной оборонной техники массу, близкую к «Курганцу-25». Вот она, 25 600 кг. Мы находим ее в документе под названием «Альбом фотографий и характеристика танка Т-34». ХПЗ, 1940 год. Случайное совпадение? Вряд ли… Природа имеет вполне определенные законы, и техника, в том числе военная, создается на их основе. Какую задачу решали конструкторы танка Т-34? Создать машину, неуязвимую для огня стрелкового оружия, осколков и массовых противотанковых орудий. Стрелковое оружие – это, скажем, пулеметы калибра 12,7 мм, например американский Browning M2. Противотанковые пушки в 1940 году – это германские 37-мм Pak 35/36 и 50-мм Pak 38, 25-мм французские пушки фирмы Hotchkiss, 37-мм польские орудия, производимые по лицензии фирмы «Бофорс». Все они оказались малоэффективными против брони Т-34. Посмотрим на пушечное вооружение возможных противников «Курганца-25»: американская БМП M2 Bradley с 25-мм пушкой M242 Bushmaster; германская БМП Marder с 20-мм с Rheinmetall Rh 202, перспективная германская БМП Puma с 30-мм Rheinmetall MK-30.
Огневой вал
Давайте опять обратимся к военной истории, на этот раз – к истории артиллерии. Возьмем мемуары маршала артиллерии Константина Петровича Казакова – «Огневой вал наступления». Огневой вал – фирменный прием из спецтактики отечественной артиллерии. Суть его в создании перед фронтом наступающих подразделений и частей сплошной огневой завесы из разрывов артиллерийских снарядов, перемещаемой по мере продвижения наших войск. Для успеха пехота должна идти как можно ближе к огневому валу. Так, чтобы успеть занять позиции противника, пока он еще оглушен и испуган, пока прячется в блиндажах от осколков и взрывной волны. Идти, прижимаясь к танкам. Только вот какая беда – снаряд в полете подвержен различным физическим факторам, которые, собравшись числом более семи, образуют статистический нормальный закон распределения. При огневом вале стреляют сотни орудий – снаряды пойдут во взболтанной атмосфере, по которой гуляют сверхзвуковые скачки уплотнения. Так что характеризующий точность стрельбы параметр КВО, круговая величина отклонения, определяет лишь статистику, размер круга, в который – при соблюдении требований математического закона больших чисел – ляжет половина снарядов. А другая половина ляжет вне его.
Поэтому масса новых бронемашин семейства «Курганец-25» – это самый важный параметр: именно он определяет возможность наделения их броней, обеспечивающей противоосколочную защиту. А современные снаряды, снаряженные предварительно сформированными поражающими элементами, всякими там стрелками (как в нашем 3Ш2 или американском XM580E1), дают осколки совсем не такие, как артиллерийские гранаты 1940-го. В результате мотострелки обретают защиту от неприцельного огня на уровне экипажей танков, что дает возможность в полной мере воспользоваться преимуществами огневого вала.
Там, где комбайн не пройдет
Но почему так не делали раньше? Обычно это объясняют необходимостью аэротранспортабельности. Мол, машину тяжелее 20 т невозможно перебросить по воздуху. На самом деле причина в оперативно-тактической подвижности. Представим себе, что мотострелковое подразделение должно своим ходом выйти в какой-либо район. Знаете, даже если машины умеют плавать и двигаться по грунту, лучше все же идти к месту по дорогам, а реки преодолевать по мостам. Но мало было у нас в сельской местности в 1960-е мостов, способных выдержать вес тяжелых боевых машин. Энергонасыщенной сельхозтехники большой массы не было, не было и тяжелых автопоездов. Так что, подняв тогда вес БМП или БТР до современных величин, конструкторы резко ограничили бы тактическую подвижность – машинам пришлось бы идти по немногочисленным мостам большой грузоподъемности или ждать, пока саперы наведут переправу… Сейчас же ситуация иная – комбайн с жаткой весит тонн двадцать; машины, перевозящие намолоченное им зерно, – тонн 45. Так что вес «Курганца-25» вполне соответствует современной отечественной инфраструктуре, даже внутрихозяйственным дорогам приличных аграриев.