Техпарад
MatrЁshka
В конце октября посетители форума «Открытые инновации» в Сколково могли видеть первый российский беспилотный автобус «MatrЁshka», который разработали и построили в компании «Бакулин Моторс Групп», производящей автобусы под маркой Volgabus. Эта компания – пионер в области создания новых современных моделей. 70% новинок за последние 15 лет вышли именно из цехов «Волгабаса».
Самое интересное в «MatrЁshkе» то, что ее создатель, компания «Бакулин Моторс Групп», на полном серьезе собирается начать серийное производство этих беспилотных автобусов на новом роботизированном заводе «Волгабас» в Собинском районе Владимирской области уже в следующем году.
Дизайнеры компании разрабатывали облик «MatrЁshkи» с нуля, стараясь вызвать у зрителей стойкую ассоциацию с современным высокотехнологичным транспортным гаджетом, отсылая нас к идее искусственного интеллекта. Симметрия в экстерьере, отсутствие лобовых стекол и изящная горизонтальная полоса габаритных огней создают внешнее сходство с русской матрешкой, а модульный принцип поддерживает это сходство на концептуальном уровне, подчеркивают разработчики.
Беспилотная «MatrЁshka» не просто автобус, а настоящая электрическая платформа на шасси с возможностью установки различных надстроек – от малого пассажирского транспорта до грузовика или перевозчика коммунальной техники, причем замена модулей должна занимать не более 15 минут. Прототип, который можно было увидеть в Сколково, рассчитан на восемь человек и может принимать на борт до 1300 кг. Литий-железофосфатные батареи и 45-киловаттный электромотор обеспечивают дальность хода около 130 км и скорость до 30 км/ч – больше для беспилотного транспорта пока и не требуется.
Куча датчиков и видеокамер передают информацию на бортовой компьютер, который управляет «MatrЁshkой» и пересылает информацию в Центр поддержки для пассажиров, следит за каждой машиной в отдельности и при необходимости выявляет и оперативно реагирует на неисправности. Как утверждают конструкторы, обслуживать беспилотник «MatrЁshka» нужно в два раза реже, чем традиционную коммунальную технику и автобусы.
«MatrЁshka» слишком хороша, чтобы быть реальностью, но она есть и уже колесит по нашим дорогам. Алексей Бакулин, генеральный директор «Бакулин Моторс Групп», говорит: «Мы решили создать в России беспилотник, который будет соответствовать ведущим мировым трендам, и создали его». Ну а «Популярная механика» уже встала в очередь на посещение роботизированного завода, где будут собираться «MatrЁshkи». Будущее наступает быстрее, чем мы могли себе представить.
Имя: Алексей Бакулин
Образование: Волгоградская Академия государственной службы, к. э. н. Учредитель и гендиректор холдинга Volgabus, глава холдинговой компании Bakulin Motors Group
Город: Волжский
Проклятие красной планеты
19 и 20 октября 2016 года всеобщее внимание оказалось приковано к Марсу, над которым разыгрывалась невидимая с Земли драма: зонды TGO и Schiaparelli выходили к цели.
Орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) и спускаемый модуль Schiaparelli стартовали с Байконура 14 марта и в середине октября достигли Марса. Это первая из двух миссий программы «ЭкзоМарс», реализуемой Европейским космическим агентством (ESA) совместно с Роскосмосом. На этом этапе Россия предоставила услуги по запуску зондов на борту ракеты «Протон-М», а также пару приборов для TGO – инфракрасный спектрометр ACS для изучения марсианской атмосферы и детектор нейтронов FREND для поиска отложений льда под поверхностью планеты. Остальные компоненты TGO, включая орбитальный аппарат, а также демонстрационный десантный модуль Schiaparelli, были спроектированы и изготовлены европейскими партнерами – прежде всего концерном Thales Alenia Space. Их отделение от перелетного модуля, последние маневры, выход TGO на рабочую орбиту и посадка Schiaparelli освещались ESA в прямом эфире. И хотя с орбитальным зондом проблем не было, обтекаемые формулировки, которыми описывалась ситуация со спускаемым модулем, быстро заставили заподозрить неладное. И действительно: на фоне нехватки телеметрии и других сигналов с аппарата руководители проекта в конце концов признали, что он разбился о поверхность Красной планеты. Несколько дней спустя то, что от него осталось, удалось сфотографировать работающему на орбите Марса зонду MRO – в предполагаемом месте столкновения образовался кратер размерами 15 х 40 м. По предварительным данным, скорость Schiaparelli в момент удара могла превышать 300 км/ч. Предполагается, что проблема заключалась в программном обеспечении, которое управляло Schiaparelli во время посадки и вызвало слишком быстрое отключение двигателей тормозной системы. Ну а зонд TGO благополучно вышел на целевую орбиту; после калибровки бортовых инструментов он начнет работу и подготовку к следующему этапу проекта «ЭкзоМарс».