От записи рэпа в 2007-м до проектов с «Яндексом» и «Газпром нефтью»: как студия из Тольятти делает звуки для бизнеса
Кто такие дизайнеры звука, сколько они зарабатывают и как от домашней студии перейти к международным проектам — на примере Daruma Audio.
Дмитрий Новожилов в нулевых сочинял рэп и сводил треки. В 2012 году он решил заработать на хобби: писал компаниям и предлагал им сделать звуковое оформление для роликов.
Затея превратилась в студию Daruma Audio, которая создаёт звуки и музыку для коммерческих проектов, брендов, анимационных роликов. Она сотрудничает с крупными российскими и мировыми компаниями и находит заказы без рекламы.
Коротко о саунд-дизайне
Дизайн звука — это проектирование звуковых образов для решения конкретных задач в разных сферах: кино, игровой индустрии, музыке, мобильных приложениях, устройствах и автомобилях. В кино и играх звук погружает зрителя в происходящее, в мобильных приложениях — улучшает пользовательский опыт при взаимодействии с устройством.
Специалисты сочетают между собой звуки и создают необходимый образ, который помогает погружать пользователя в процесс, уведомлять его о чём-то.
В музыке дизайн звука нужен для создания тембра, который поможет раскрыть композицию. Раньше композиторы использовали знакомые нам инструменты — фортепиано, гитары и другие. Теперь электронная музыка преимущественно состоит из дизайна звука: с помощью синтезаторов или сочетаний разных инструментов создаются новые тембры.
Начало карьеры
По образованию я педагог-психолог. В школьные годы увлёкся рэпом, в институте решил, что хочу стать рэп-исполнителем и писать музыку. Думал поступить на кафедру звукорежиссуры, но не сложилось, потому что живу в Тольятти, здесь этому не учат.
Вместе с приятелями мы сколотили группу «Неброско», а в 2007 году я открыл домашнюю студию, на ней записывал свои треки и музыку местных товарищей. Был достаточно известным в Тольятти среди студий для записи рэпа.
На работу с музыкантами уходило много времени: исполнитель мог записываться два часа, а после я ещё сводил трек. Деньги приходили сразу и маленькими суммами, по 1000 рублей за песню.
Вскоре мне это надоело, стал искать другие сферы. В начале 2012 года друг занялся моушн-дизайном и предложил озвучить ролик. Что за ролик — уже не помню: что-то короткое и простое для петербургской компании, нужно было сделать звуковые эффекты для анимаций.
После этого проекта я понял, что всегда хотел создавать звуковые образы для визуальных медиа. Кроме того, саунд-дизайн оказался гораздо выгоднее.
На сведение песни я тратил около десяти часов и зарабатывал 1000 рублей за один трек.
За создание звуковых эффектов для первого ролика я получил 3500 рублей. Это заняло час времени.
Чтобы найти заказы, я рассылал письма студиям и дизайнерам. В основном искал работу за рубежом, писал компаниям из Австралии, США и других стран. В первый год у меня было около десяти проектов. Затем их стало больше, и я завёл табличку для учёта — получалось по два-три заказа в месяц.
Моя стартовая ставка для создания звуковых эффектов была 3500 рублей за ролик. Со временем проекты и бюджеты начали расти, каждый квартал заработок увеличивался: на старте я получал около 40 тысяч рублей в месяц.
Сейчас я живу с семьёй в Тольятти, нам здесь комфортно. Мегаполис для меня — суета. Так как работаю в онлайне, могу сам планировать, что мне нужно и с какими людьми сотрудничать.
Открытие студии
В 2012 году я назвал студию Daruma Audio и позвал первого сотрудника, иногда брал его в работу над проектами. Параллельно у него была основная работа, но в середине 2014 года напарник полностью перешёл ко мне.
Мы работали с ним сдельно, как и с остальными ребятами сейчас — процент от проекта уходит исполнителю. У меня нет такого, что я устойчиво плачу зарплату каждый месяц. Всё индивидуально.
В 2014 году скакнул курс доллара, после чего увеличился доход с зарубежных заказов — и это помогло мне оплачивать работу команды. Сейчас у нас команда из трёх человек. Я как руководитель, мой основной саунд-дизайнер и ассистент, который делает маленькие проекты. Живём в Тольятти и вместе покрываем около 80% всех заказов. Плюс есть ребята на аутсорсе.
В основном все работают удалённо, но мы с напарником каждый день собираемся в офлайне обсуждать рабочие вопросы. Над крупными проектами работаем вместе на студии.