Вчера, не сегодня, завтра
Чего ждут от нашего кино иностранцы и что им предлагают взамен? «Огонек» наблюдал за тем, как проходит цифровой форум Key Buyers Event — новая площадка для знакомства зарубежных специалистов и российских кинематографистов.
Традиционно в это время в России проходил кинофестиваль «Кинотавр» — именно он считался негласным смотром основных тенденций в отечественном кино за прошедший год. В этом году сочинский киносмотр по понятным причинам перенесен на осень, но закон сохранения энергии сработал: в тех же числах, с 8 по 15 июня, в России проходит виртуальный кинорынок Key Buyers Event. Правда, он, в отличие от «Кинотавра», нацелен в большей степени не на отечественного зрителя, а на иностранных экспертов — европейских, американских, азиатских закупщиков и прокатчиков, которым интересны наши фильмы и сериалы. А также на международных продюсеров, которые продолжают искать свежие идеи и таланты для новых проектов. Журналистам, участвующим в форуме, это, в свою очередь, дало уникальную возможность отвлечься от «внутренних дел» и узнать, как выглядит кинематографический образ России на экспорт.
До эпидемии работа специалистов на мировых кинорынках и фестивалях напоминала игру в «Монополию»: участники без устали скакали между встречами и показами, рассказывали о своих проектах, бросали кости, заключали сделки и редко спали больше четырех часов в день. Чтобы выдержать такой ритм, нужно изолироваться от всех остальных дел, поэтому саммиты кинематографистов обычно проводятся на европейских курортах или в североамериканских мегаполисах, которые просыпаются тогда, когда остальной мир уже засыпает. Ту же рабочую атмосферу осенью 2019 года в Москве пытался создать первый Key Buyers Event, организованный «Роскино» и компанией «Экспоконтент». С 25 по 27 октября Россию посетили представители почти 70 зарубежных компаний из 25 стран. Но онлайн-рынки проходят в более комфортном рабочем режиме, и в 2020 году интерес к виртуальной версии Key Buyers Event оказался гораздо выше. Только 8 и 9 июня цифровую площадку посетили тысячи профессионалов, больше половины из них оказались иностранцами.
Все самое важное на Key Buyers Event, как и на любом индустриальном форуме, происходило за закрытыми дверями, чтобы потом попасть в вечерние сводки новостей. По итогам «торгов» сериал о поверхностной жизни «Содержанки» Константина Богомолова покажут в Британии. Мультфильмы воронежской студии Wizart (которая когда-то делала компьютерные игры, но сумела перепрофилироваться после кризиса в этой индустрии) доберутся до Африки и Индии. А постапокалиптический боевик «Аванпост» Егора Баранова откроет послекарантинный прокат в Японии.
Но следить за победными реляциями было и наполовину не так интересно, как наблюдать за публичными дискуссиями. Самой показательной из них стала беседа генерального директора «Роскино» Евгении Марковой с Эриком Бармаком, бывшим вице-президентом Netflix по международным проектам. Именно при Бармаке американский онлайн-кинотеатр стал вкладываться в производство собственных сериалов в Азии и Европе. Благодаря продюсеру-первооткрывателю мир узнал об индийской криминальной саге «Священные игры», испанском школьном триллере «Элита», о датской фантастике об эпидемии «Дождь» и о немецкой мистической драме «Тьма». Каждый из этих проектов проложил дорогу на Netflix и другие глобальные платформы своим соотечественникам. Почему в этом списке до сих пор нет сериалов из России? Бармак ответил предельно честно.
Причина номер один — непонимание иностранцами того, кто и как снимает кино и сериалы в России. Низкая стоимость производства контента при его сравнительно высоком качестве и правда наше конкурентное преимущество, особенно это заметно по фантастическим и военным проектам с компьютерной графикой. Но пока иностранные продюсеры не наладят прочные связи с российскими, эта аномалия скорее будет пугать, чем привлекать. Вторая причина — в недостаточном присутствии международных платформ вроде Netflix и Amazon в России. Стриминги и дальше будут с удовольствием покупать наш контент, но собственное производство они откроют не раньше, чем наберут по нескольку миллионов подписчиков среди россиян. Этот путь будет долгим и из-за сильной конкуренции со стороны местных онлайн-кинотеатров, и из-за особенностей законодательства, и из-за падающих доходов домохозяйств, и из-за традиции пиратства.