«Незаслуженно худые»: почему некоторые люди остаются стройными несмотря ни на что?
«Да просто у тебя в семье одни худышки!», «не повезло мне родиться с предрасположенностью к полноте», «если бы не астенический тип телосложения…» — вы наверняка если не произносили сами, то хотя бы однажды слышали что-то похожее от знакомых. Почему в этих утверждениях мало правды? Как на наш внешний вид влияют типы пищевого поведения? И какие они вообще бывают? Об этом и не только — в книге психолога Анастасии Томиловой «Почему я не худею. Дело не в диете, дело — в голове» («Альпина Паблишер», 2023).
Как остаются стройными те, кто никогда не сидит на диетах? Когда мы начинаем интересоваться темой похудения, то, глядя на окружающих, замечаем некоторую разницу. Кто-то озабочен своим питанием, кто-то — нет. Людей с первым типом пищевого поведения я называю «незаслуженно худые». Глядя через «диетическую» призму на людей со здоровым пищевым поведением и живя с вечным желанием похудеть, мы нередко испытываем соблазн: нас так и тянет сказать, что им просто повезло, поэтому они худые. Повезло с конституцией, с генами и так далее.
Везение — очень удобное объяснение любой кажущейся несправедливости. Почему кто-то безрезультатно мучается годами, пытаясь добиться желанной стройности, а кто-то от рождения получает «социально одобряемую» фигуру?
Суть в том, что первый тип — это люди, чье природное, естественное пищевое поведение не было ничем испорчено. Именно поэтому они живут, не задумываясь ни о похудении, ни о правильном питании.
Питание в детстве
Все мы родом из детства. И наше пищевое поведение — тоже. У детей, даже у самых маленьких, есть определенные пищевые предпочтения и потребности. У каждого малыша они свои. Конечно, они не кардинально различаются — но, скажем, кто-то любит есть часто и по чуть-чуть, а кто-то ест реже, но большими порциями. Однако взрослые любят устанавливать норму. Им так спокойнее. Они ее определяют среднестатистически, как среднюю температуру по больнице, но при этом хотят, чтобы дети в нее вписывались.
Итак, вокруг малыша сразу же начинают нервно суетиться взрослые, которые оценивают его питание. Мало ест — надо докармливать, много — ограничивать. Большую роль в этом играют педиатры и другие «мудрые» советчики молодых мам, особенно если ребенок первый, а мама неопытная, тревожится и ищет помощи.
Приходит, например, врач из поликлиники, осматривает ребенка и заявляет: «Он у вас слишком много ест, вы его перекормите. Давайте-ка останавливаться». И родители начинают вмешиваться в естественную пищевую регуляцию малыша. Я видела много детей, которые на первом году жизни, по словам врачей, «переедали». Но потом они вырастали стройными, без лишнего веса — вопреки пугающим прогнозам педиатров.
Само представление о том, будто есть какая-то абсолютная норма, а ребенок непременно должен в нее вписываться, ведет к первому активному вмешательству в пищевое поведение
Сколько ребенок должен есть, по режиму или по требованию, и прочее и прочее. Я не считаю, что кормление по требованию имеет какие-то преимущества перед кормлением по режиму, и наоборот. Все дело в гибкости. Конечно, родителям режим удобнее, чем кормление по требованию. Но ведь и режим тоже может быть гибким! Если он так или иначе учитывает потребности младенца, то можно совместить и удобство для родителей, и комфорт для ребенка.
Бывает, что следование режиму для молодых родителей становится первостепенно важным. Например, малыш проголодался и сообщает об этом плачем. Но, согласно режиму, время кормления только через полчаса, даже если ребенок уже хочет есть.
Одна из моих клиенток признавалась, что у нее даже были серьезные конфликты с мужем по поводу режима питания их сынишки. Тот требовал соблюдения режима с точностью до минуты. Кричит ребенок — терпи и жди, не корми. Спит — разбуди, раз время подошло, и пусть ест.
Ребенок кричит, а взрослые ждут режимного времени, потому что иначе нельзя. Книжек «гуру» начитались? Или доктор так велел? Но ведь это уже серьезное вмешательство в пищевое поведение маленького человека. Ведь он активно дает понять, что ему нужна пища, но его ограничивают взрослые со своими идеями.
Это вмешательство я предлагаю называть первичным
Ребенок растет, начинается прикорм. А с ним — новые знания, почерпнутые родителями откуда придется; новые идеи и правила, которые буквально атакуют природное пищевое поведение малыша. Взрослые опять вмешиваются и пытаются все испортить. Например, ребенок не хочет есть суп. Может быть, ему не нравится консистенция или противен вкус? Малыш пока не может объяснить, что ему не так. Но суп в нашей культуре питания считается полезной едой, и родители единодушно решают: а давайте насядем на ребенка и будем заставлять его есть суп.