Наследство Ходорковского: кто заработал на бывшей недвижимости ЮКОСа
С момента банкротства компании Михаила Ходорковского ее московская недвижимость помогла заработать пенсионному фонду «Роснефти», структурам нового российского миллиардера Сергея Сударикова и одному из самых таинственных московских рантье
Forbes изучил историю бывшей недвижимости ЮКОСа при подготовке статьи о Сергее Сударикове. В 2021 году бизнесмен впервые вошел в список богатейших людей мира с оценкой состояния в $1,2 млрд. Как работает «Регион» и что помогло Сударикову стать миллиардером, читайте на сайте Forbes во вторник, 27 апреля, и в бумажной версии журнала.
Во второй половине 90-х Михаил Ходорковский управлял нефтяным гигантом ЮКОС из кабинета с видом на Садовое кольцо, расположенном в бывшем здании Минавиапрома СССР в Уланском переулке. В 2002 году ЮКОС завершил строительство своей новой штаб-квартиры — 22-этажной башни на Дубининской улице у Павелецкого вокзала. Но долго наслаждаться видами Замоскворечья у бизнесмена не получилось — Ходорковского арестовали 25 октября 2003 года. В результате банкротства ЮКОСа в 2007 году многие его активы, в том числе башня на Дубининской улице, достались «Роснефти», сейчас в этом бизнес-центре расположен офис нефтяной компании, а также ее дочернего Всероссийского банка развития регионов (ВБРР).
«Роснефти» также достался комплекс зданий рядом с высоткой, один из корпусов здания в Уланском переулке (большая часть бизнес-центра при разделе активов ЮКОСа отошла «Согазу»), а также исторический особняк XIX века в Большом Палашевском переулке. До 2000 года в особняке находилась штаб-квартира группы «Мост» Владимира Гусинского, а после его отъезда из России здание отошло структурам ЮКОСа. Как сложилась судьба этих активов?
«Регион» как управляющий
В 2011 году «Роснефть» начала активно работать с инвестгруппой «Регион» Сергея Сударикова — например, передала ей в управление свой пенсионный фонд «Нефтегарант» и продала управляющую компанию «Портфельные инвестиции» (владельцем был ВБРР). Одной из точек соприкосновения была как раз работа с разношерстным хозяйством, доставшимся от ЮКОСа, вспоминает крупный финансист. Этими непрофильными для «Роснефти» активами нужно было как-то управлять, и команда Сударикова предложила свои услуги. Именно в периметре «Региона» со временем оказалась бывшая недвижимость ЮКОСа. Причем, как выяснил Forbes, «Роснефть» фактически продала эти активы собственному негосударственному пенсионному фонду (НПФ). Это следует из данных о