Почему ИИ не только научно-технический, но социально-экономический феномен

МонокльHi-Tech

Марксизм и искусственный интеллект*

Известный итальянский философ-марксист анализирует ИИ не только как научно-технический, но в первую очередь как социально-экономический феномен

Александр Механик

Вильям Хит. «Марш интеллекта». Британский музей

Автор этой книги Маттео Пасквинелли — доцент кафедры философии науки факультета философии и культурного наследия университета Ка’ Фоскари в Венеции, где он координирует пятилетний проект, посвященный развитию исторической эпистемологии искусственного интеллекта. Его исследования сосредоточены на стыке философии разума, политической экономии и форм автоматизации знаний, таких как искусственный интеллект.

А его книга The Eye of the Master. A Social History of Artificial Intelligence («Глаз мастера: социальная история искусственного интеллекта», в русском переводе — «Измерять и навязывать. Социальная история искусственного интеллекта») получила премию Deutscher Prize 2024 и переведена или переводится на многие языки мира.

Маттео Пасквинелли

Как либерал и марксист сошлись в анализе ИИ

Интересно, конечно, почему в русском переводе изменено авторское название книги. Возможно, переводчики и издатели решили, что словосочетание «Глаз мастера», отсылающее к высказыванию Энгельса о характеристиках капиталистического контроля над производством и работниками, может быть не понятно современными российскими читателями, давно забывшими и о марксизме, и о его классиках. А сам Пасквинелли, объясняя эти слова и как бы подхватывая мысль Энгельса, пишет: «С XIX по XX век “хозяйский глаз” промышленного капитализма охватил все общество и установил новые формы контроля, основанные на статистических измерениях “интеллекта”», а искусственный интеллект только усилил эту тенденцию, продолжая «кодировать социальные иерархии и дискриминировать рабочую силу».

А возможно, переводчики и издатели таким образом хотели подчеркнуть схожесть взглядов на роль искусственного интеллекта (ИИ) в современном обществе Пасквинелли и других философов, в частности французского философа Гаспара Кёнига, о книге которого «Конец индивидуума. Путешествие философа в страну искусственного интеллекта», тоже изданной в России, автор этих строк недавно писал**. Фактически главная мысль Кёнига заключается в том, что ИИ используется правительствами и частными компаниями для «навязывания чужой воли» человеку, что вполне соответствует идеям, высказанным Пасквинелли, и русскому названию его книги. Хотя в отличие от последовательного либерала Кёнига Пасквинелли является столь же последовательным марксистом, для которого ИИ — это не только научно-технический, но в первую очередь социально-экономический феномен.

** https://stimul.online/articles/sreda/ii-ili-svoboda-voli/?sphrase_id=28305

Алгоритм как основа логики ИИ и его история

Как пишет Пасквинелли, «моя книга задумана как экскурс в техническую и социальную историю ИИ и основана на социотехническом историческом подходе, который способен показать, какие экономические и политические факторы повлияли на внутреннюю логику ИИ», истоки развития которого он находит в древнейших временах, когда возникло понятие алгоритма, лежащего в основе математики и, в частности, компьютерного программирования. И не только: «алгоритмическое мышление и алгоритмические практики, широко понимаемые как решение задач на основе правил, представляют собой часть всех культур и цивилизаций… В конечном счете термин “алгоритм” стал обозначать любой процесс систематических подсчетов, то есть процесс, который может выполняться автоматически», и именно поэтому он стал основой ИИ. Таким образом, по мысли Пасквинелли, создание ИИ стало итогом очень долгого развития математики и алгоритмического мышления, подстегнутого необходимостью разработки универсальных правил решения экономических и производственных задач.

Маркс, Бэббидж и трудовая теория машин

Но, конечно, не только это стало, по мнению Пасквинелли, основой возникновения и развития самой идеи ИИ: «Основываясь на теории изобретательства, которую уже в XIX веке разделяли Смит, Бэббидж и Маркс, я утверждаю в этой книге, что самые сложные “разумные” машины также возникли из воспроизведения схем коллективного разделения труда. Я именую описанную теорию развития техники трудовой теорией автоматизации, или трудовой теорией машин, которую распространяю на исследования современного ИИ и обобщаю в виде трудовой теории машинного интеллекта… которая создана по аналогии с выражениями, употребляемыми в политической экономии, в частности “трудовой теории стоимости”».

Карл Маркс, немецкий философ, экономист, общественный деятель

Обратим внимание читателя на фамилию Бэббидж, которая упоминается Пасквинелли чуть ли не на каждой странице его книги.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении