Мини-биржа: как сервис выходцев из «Сбера» стал игроком №2 на рынке краудлендинга
В 2022 году в России активно растут краудлендинговые платформы, предлагающие кредиты малому и среднему бизнесу от физических лиц. Связанные с последствиями «спецоперации» обвал фондового рынка, снижение ставок на вклады в банках и частые отказы в кредитах для малого бизнеса приводят на такие платформы все больше инвесторов и заемщиков. Одним из бенефициаров роста спроса стал сервис JetLend: если в первом полугодии 2021 года он занимал четвертое место по объему кредитования, то в первой половине 2022-го поднялся на второе, увеличив в три раза свои показатели год к году. Как ему это удалось?
«Быстро денег в банке сейчас не получить. «Сбер» рассматривал мою заявку на кредит на 15 млн рублей около месяца, и в итоге снизил лимит до 2,5 млн рублей под 24% годовых», — рассказывает в беседе с Forbes предприниматель Петр Кудасов. Как и многие другие представители малого бизнеса, он стал искать альтернативы банковским кредитам и воспользовался услугами краудлендинговой платформы JetLend, которая выдает бизнесу кредиты из денег инвесторов-физлиц. В июле платформа одобрила ему кредит на 10 млн рублей под 17% годовых на реализацию оптовых поставок медицинских изделий в больницы. Альтернативой краудлендингу, по его мнению, могут быть только частные инвестиции, но, «чтобы их получить, нужны знакомства».
Ситуация Кудасова, судя по всему, не уникальна. В марте 2022 года JetLend зафиксировала пятикратный рост спроса от заемщиков. О росте числа заявок в этом году говорит и главный конкурент JetLend — платформа «Поток Диджитал», созданная в 2016 году Альфа-банком (банк владел долей в ней до мая 2022 года). По данным инвестиционного сервиса Money Friends (есть у Forbes), в январе 2022-го объем выдачи кредитов российскими краудлендинговыми платформами составлял 578 млн рублей, а в июне превысил 850 млн рублей. При этом в аналогичные месяцы в 2021 году показатель составлял 435 и 752 млн рублей соответственно.
Согласно аналитике Money Friends, изменился и состав крупнейших игроков краудлендингового рынка. Если в первой половине 2021 года лидером рынка по объему выдачи была платформа «Поток Диджитал», а за ней следовали сервисы Smally, MD Finance, JetLend и сам Money Friends, то в 2022-м на второе после «Потока Диджитал» место перебрался JetLend. И если объем выдачи кредитов «Потока» полугодие к полугодию вырос с 1,55 до 1,76 млрд рублей, то JetLend нарастил показатели более существенно — с 344 млн до 1,1 млрд рублей.
Forbes пообщался с сооснователем JetLend Романом Хорошевым, а также конкурентами и клиентами сервиса. И рассказывает, как реклама у блогеров и кризис помогли бизнесу бывших сотрудников Сбербанка стать одним из лидеров краудлендингового рынка России.
Карьера или бизнес
Роману Хорошеву — 36 лет. Он родился в Самаре и окончил местный государственный экономический университет. В 2008 году Хорошев начал карьеру брокера в самарском филиале инвестиционной компании «Тройка Диалог». Но в 2009 году, по собственным словам, попал под сокращение из-за последствий мирового экономического кризиса. Разочаровавшись в финансовой сфере, он решил заняться предпринимательством. В течение следующих четырех лет Хорошев развивал в родном городе небольшой строительный бизнес.
В 2013 году предприниматель решил вернуться в профессию: закрыл свой бизнес, переехал в Москву и устроился менеджером по продажам акций в «Сбербанк КИБ» — так стал называться бизнес «Тройки Диалог» после приобретения его «Сбером» в 2012 году. За четыре года Хорошев дорос до руководителя офиса по сотрудничеству с премиальными клиентами. Он работал с крупными торговыми компаниями — Leroy Merlin, Coca-Cola и PepsiCo.
Несмотря на успешное развитие карьеры, Хорошев скучал по предпринимательской деятельности. «В Сбербанке работать классно, но там чувствуешь себя маленьким винтиком в большой корпорации, а мне хотелось что-то создать», — говорит он. Поэтому параллельно предприниматель пробовал запускать стартапы. Например, в 2016 году открыл компанию «Кинг вай-фай». Она рассчитывала помогать ресторанам собирать данные посетителей, которые подключались к Wi-Fi. Затем эти данные можно было использовать, чтобы таргетировать на посетителей рекламу, описывает идею Хорошев.
На рынке в то время уже существовала компания Hot-WiFi. Но Хорошев считал, что для еще одного сервиса было место. На протяжении двух лет он вместе с коллегами из «Сбера» пытался развивать «Кинг вай-фай», однако в итоге закрыл проект. «Спрос определенный был. Но идея нас не очень цепляла. Со временем, посмотрев на показатели Hot-WiFi, мы поняли, что даже среднюю компанию в этом бизнесе теоретически не построить. А уходить с работы ради средней идеи не очень хотелось», — рассказывает предприниматель. Он также пытался привлечь в проект инвестиции, но «все инвесторы отказали».
В 2018 году, после закрытия «Кинг вай-фай», Хорошев задумал еще одну попытку запуска своего бизнеса — на этот раз внутри «Сбера», где такая практика была распространена. В рамках программы обучения и повышения квалификации сотрудников, Sber CIB banker's school, он предложил создать проект p2p-кредитования (от англ. peer-to-peer — «от человека к человеку»).