Кто зарабатывает на лесных пожарах с помощью вертолетов, спутников и роботов
По данным ООН, пожары затрагивают в среднем почти 100 млн гектаров лесов ежегодно. Регулярно горят леса не только в Якутии и Марий-Эл, но и в Калифорнии, Канаде и Германии. Какие компании помогают их тушить и предотвращать, и почему в России это невозможно?
Потерянный Парадайз
Больше 14 000 домов в Калифорнии и окрестностях штата в 2018 году уничтожил пожар «Кэмп» (Camp). Тогда огонь охватил более 620 кв. км. Пожар начался примерно в 6:45 утра 8 ноября недалеко от города Парадайз, в 280 км к северу от Сан-Франциско. В Парадайзе жили 27 000 человек, а риэлторы рекламировали город как идеальное место для жизни после выхода на пенсию, но после пожара от города осталась лишь выжженная земля. Угрожал огонь и прибрежному городу Малибу — излюбленному месту голливудских знаменитостей.
Ущерб от пожара «Кэмп» превысил $12 млрд, по меньшей мере 84 человека погибли. Он до сих пор считается самым разрушительным в истории штата. Причиной трагедии была неисправность объекта крупной электроэнергетической компании Pacific Gas and Electric (PG&E). Выяснилось также, что PG&E годами не ремонтировала опоры ЛЭП. Самым старым опорам было 108 лет, а средний возраст столбов составлял 68 лет при норме в 65 лет. PG&E знал о проблеме, но откладывал ее решение, выяснила The Wall Street Journal.
Компанию обвиняют в 24 пожарах, а общая сумма исков превысила $13 млрд. В январе 2019 года компания подала заявление о банкротстве, а для выплат компенсаций многочисленным жертвам был создан специальный трастовый фонд.
Первый ночной
В 2020 году в Калифорнии снова горели леса. 26 октября около 6:47 утра начался пожар «Силверадо» (Silverado). По предварительным оценкам должностных лиц, причиной пожара мог стать обрыв провода на одном из столбов линии связи, искра от которого упала в сухую траву. Вероятным виновником вновь назвали PG&E, но причастность компании к пожару пока не доказана. Прогноз был неутешительным: если пожар не обуздать до вечера 27 октября, то могут сгореть до 2000 домов.
В борьбе с огнем помогала частная компания Coulson Aviation с флотом из 30 вертолетов и самолетов, с которой за несколько недель до случившегося заключил договор начальник управления пожарной охраны округа Ориндж Брайан Феннесси. На тушении пожара работал тяжелый военно-транспортный вертолет Boeing CH-47 Chinook. В грузовом отсеке машины установлен вместительный танкер на 11 000 литров воды, который набирает воду прямо из рек, озер или океана. Для набора воды используется специальный сбрасываемый насос.
С вечера 26 октября CH-47 работал с редкими паузами на дозаправку, которая нужна раз в два часа. За это время машина смогла 21 раз наполнить танкер и сбросить воду из него. Это был первый опыт ночной работы CH-47 Chinook компании Coulson Aviation в США.
Как бизнес лесозаготовок занялся тушением пожаров
В 1960 году Клифф Коулсон открыл в Канаде компанию Coulson Forest Products. Профилем предприятия стала лесозаготовка. Для работы в глухой местности компания использовала гусеничные бульдозеры. В один из жарких дней машина расчищала территорию. Но по какой-то причине в процессе возникли искры, которые зажгли сухую траву. Перед Coulson Forest Products стоял выбор: потерять участок с древесиной общей стоимостью почти $4 млн или прибегнуть к помощи пожарной авиации, потратив несколько сотен долларов. В итоге Клифф Коулсон выбрал второй вариант. Для тушения пожара были использованы два гидросамолета Martin JRM Mars 40-х годов выпуска. Они могли сбрасывать 26 000 литров за раз.
В 1982 году Клифф Коулсон умер от инсульта и президентом и генеральным директором Coulson Group стал его младший сын — Уэйн. При нем лесозаготовительный бизнес компании, приносящий большую часть доходов, активно развивался, а штат сотрудников вырос до 1000 человек. В компании появилось еще два вертолета для тушения огня. Однако в начале 2000-х годов США ввели пошлины на ввозимый лес, в том числе из Канады. Из-за этого Уэйн Коулсон вынужден был уволить 500 сотрудников из 1000. Тогда компания начала поиск новых идей для бизнеса. Было решено приобрести еще два вертолета и переоборудовать их под тушение лесных пожаров в США.
Инвестиции в новое направление — Coulson Aviation — были рискованными. На закупку техники и переобучение персонала ушли десятки миллионов долларов. При этом ни одного контракта с властями США на тушение пожаров заключено не было. С 2007 года к руководству компании Уэйн допустил своих сыновей — Фостера и Бритта. Работы над модификацией вертолетов продолжались вплоть до 2009 года. В итоге Coulson Aviation создала несколько версий танкеров и передала лицензии на использование систем Военно-воздушным силам США. Сейчас в парке компании три десятка пожарных вертолетов и самолетов, в том числе два Boeing CH-47 Chinook.
Полгода — в Северном, полгода — в Южном полушарии
Среди достижений Coulson Aviation в тушении пожаров — технологические решения. Так, компания первой в мире создала специальный прожектор, не ослепляющий пилота, но позволяющий в ночной время видеть водоем и безопасно черпать воду. Авиация дополнительно оснащена специальным дальновидным инфракрасным оборудованием для визуализации самых горячих зон пожара. Сброс воды в такие зоны осуществляется при помощи лазерного наведения. Кроме того, Coulson Aviation первой в мире внедрила вспомогательный многофункциональный вертолет для наблюдения (FireWatch).