Каким получился 6-й фестиваль экспериментального кино MIEFF
В Москве состоялся шестой фестиваль MIEFF. Киновед Анна Стрельчук рассказывает, как экспериментальное кино перестает быть унылым снобистским самоповтором
Фестиваль, прошедший 11–17 августа, состоял из российского и международного конкурса, а также параллельных программ. Кураторская секция «Сколько длится настоящее» объединила фильмы с футуристической и «пост-человеческой» тематикой, программа «Перекрестки» была посвящена развитию интернационального сообщества вокруг экспериментального кино. Помимо этого, прошла ретроспектива американского классика экспериментального кино Натаниэля Дорски. Дополнила смотр онлайн-программа GLAZOK.TV.
MIEFF растет, реформируется и набирает популярность даже среди широкой (пока преимущественно московской) публики: его площадками в этом году стали летний кинотеатр Музея современного искусства «Гараж» Garage Screen, «Иллюзион», недавно заново открывшийся «Художественный», ДК «Рассвет» и Центр документального кино. Почему экспериментальное кино становится новаторским и интересует все больше зрителей?
Темы
Экспериментальное кино выходит за рамки экрана и кинозала. В 2020 году подтверждением тому была программа «Фейерверки» с перформансами, инсталляциями, 3D-видео и прочими визуальными формами. В этом году медиум расширяет онлайн-программа GLAZOK, составленная Дмитрием Фроловым и Кириллом Роженцовым.
В этой очень удачной подборке отражается весь фестиваль: обеспокоенность обществом контроля («За красными линиями»); становление меньшинством, если точнее, животным в духе кафкианского «Превращения» («Дом пуст»); игры со временем и игры времени с нами («Разбивая секунду»); экологические проблемы — загрязнение и загнивание реки через призму личных историй нескольких женщин («Черные воды»); тьма, тлен, призракология и хтонь («Выпей немного тьмы»).
Экспериментальное кино проникает в жизнь, становясь чем-то большим, чем она, и это позволяет быть движущемуся изображению актуальным. Впрочем, это вовсе не означает, что в конкурсной программе MIEFF нет неудачных фильмов, подчиняющихся логике конвейерного производства видеоарта, но это закономерное для фестивалей явление.
Горизонтальность и язык
Когда жизнь подражает искусству, все становится исследованием, перформансом, наблюдением. Это энергозатратно, но весело, и иногда действительно того стоит. Команда MIEFF решила сделать фестиваль экспериментальным, а именно создать горизонтальную некоммерческую организацию с равной юридической ответственностью между всеми соучеридителями. И хотя горизонтальная организация не панацея, арт-событию пойдут на пользу отсутствие иерархии и демократизация. Собственно, это уже происходит (хотя результат эксперимента, по соглашению самих его участников, будет известен как минимум через три года «горизонтальности»).
Фестивальная программа обогатилась кураторской секцией Дмитрия Фролова «Сколько длится настоящее» и межкультурной платформой «Перекрестки», в рамках которой проходили показы проекта по развитию видеоарта «Скрытые субтитры» и взаимный обмен с токийским фестивалем экспериментального кино Image Forum.