Как WeChat, только Twitter: зачем Илон Маск создает свое суперприложение
Чтобы покупка Twitter принесла Илону Маску желаемый результат, он должен найти способ расширить компанию. Пока бизнес-показатели компании остаются скромными, несмотря на масштабы ее присутствия в культуре и политике
В качестве примера Маск ориентируется, по крайней мере в некоторых вопросах, на оригинальное так называемое суперприложение WeChat, которое принадлежит китайской компании Tencent. На первой встрече с сотрудниками Twitter на прошлой неделе Маск прямо упомянул WeChat, указав, что создание чего-то подобного будет способствовать его более глобальной цели — почти в пять раз увеличить базу пользователей Twitter, до миллиарда человек. «За пределами Китая нет эквивалента WeChat, — сказал он на встрече. — Есть реальная возможность его создать».
Многое из того, что говорит Маск, может показаться нелепым. Например, на встрече он также обсуждал возможность существования инопланетной жизни. Но его мысли насчет WeChat таковыми не являются, хотя ничего нового в них нет. Успех WeChat взволновал многих магнатов Кремниевой долины. Все они с завистью смотрели на экспансивную бизнес-модель WeChat — обмен сообщениями, социальные сети, платежи — и на отсутствие зависимости от доходов от рекламы (этот непостоянный поток доходов питает большую часть их бизнеса). Тем не менее им оказалось невероятно сложно создать американскую версию суперприложения.
«Суперприложение — это приложение, где можно выполнять множество разных задач, даже таких, которые на первый взгляд не слишком между собой связаны, — говорит Юэчэнь Чжао, партнер GSR Ventures. — Все они относятся к повседневному потребительскому поведению и повседневной потребительской жизни».
Еще в 2011 году Tencent уже был гигантской интернет-корпорацией, которую миллиардер Пони Ма основал пятнадцатью годами ранее. Однако поведение пользователей менялось и сдвигалось в сторону мобильных телефонов, а значит, популярный десктопный мессенджер Tencent, похожий на AOL Instant Messenger, выходил из моды. Разработчик Tencent Алан Чжан предложил Ма идею простого мобильного чат-приложения, которое бы объединило в себе многие направления бизнеса Tencent.
Сегодня Чжана считают своего рода пророком, а WeChat набрало более миллиарда пользователей, достигнув масштабов Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и TikTok (однако WeChat остается в два раза меньше WhatsApp). Основные функции WeChat: аудио- и видеозвонки и личные переписки, а также возможность создавать групповые чаты и добавлять до 500 участников.